Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе:
Председательствующего судьи Мертехина М. В.,
судей Шишкина И. В., Мизюлина Е. В.,
при секретаре Родиной Т. Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 09 февраля
2015 года апелляционную жалобу Патовина Игоря Сергеевича на решение Подольского городского суда Московской области от 11 ноября 2014 года
по гражданскому делу по иску Патовина Игоря Сергеевича к ГУ - ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области о признании решения недействительным, включении в стаж, назначении досрочной пенсии,
заслушав доклад судьи Мертехина М.В.,
объяснения представителя истца по доверенности Коноплева Ю. П.,
УСТАНОВИЛА:
Патовин И. С. обратился в суд с указанными требованиями к ГУ - ГУ ПФ РФ N 4 по г. Москве и Московской области мотивировав их тем, что он обратился в Пенсионный фонд с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения. Однако, решением комиссии от 10.01.2014 года ему было в этом отказано, в связи с отсутствием необходимого стажа.
На основании изложенного истец просил признать недействительным решение комиссии от 10.01.2014 г., включить в специальный стаж периоды работы: с 04.05.1993 г. по 31.05.1993 г., с 11.01.1999 г. по 10.03.1999 г., с 11.02.2004 г. по 11.03.2004 г., с 28.09.2009 г. по 24.10.2009 г., с 01.10.1996 г. по 10.01.1999 г., с 01.04.2005 г. по 10.10.2008 г. (из расчета 1 год за 1 год 3 месяца как работа в сельской местности), с 29.04.1979 г. по 21.05.1981 г. (из расчета 1 день за 2 дня), назначить досрочную трудовую пенсию с 12.03.2013 г.
Представитель ответчика просила в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением суда исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с постановленным решением, истец просит его отменить в части отказа во включении в стаж периода работы с 01.04.2005 года по 10.10.2008 года в должности фельдшера лечебно-профилактического отделения, фельдшера отдела лечебной профилактики и санитарного контроля ОАО "Дружба" и назначении досрочной трудовой пенсии с 12.03.2013 года, как постановленное с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав пояснения представителя истца, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения в обжалованной части, исходя из следующего.
На основании п. 2 ст. 327.1 ГПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ", досрочная трудовая пенсия по старости назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность в учреждениях здравоохранения.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что согласно трудовой книжке истца 01.04.2005 года он принят на должность фельдшера в лечебно-профилактическое отделение ОАО "Дружба", а 10.10.2008 года уволен по собственному желанию (л.д. 16).
В соответствии с п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
Исходя из пункта 2 статьи 120 ГК РФ учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом либо соответственно РФ, субъектом РФ, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Пункт 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, устанавливает, что в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке, утвержденном этим же Постановлением.
Акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, осуществляющие на основании лицензий медицинскую деятельность, в указанных Списках и Правилах не указаны.
В силу положений ст. 120 ГК РФ, ФЗ "Об акционерных обществах", ФЗ "ОБ обществах с ограниченной ответственностью" акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью не относятся к учреждениям.
В целях обеспечения конституционного права каждого на получение пенсии законодатель вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, установление их размеров и порядка исчисления, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Установление для лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости в действующей системе пенсионного обеспечения направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; при этом учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях.
Выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих такую деятельность, фактически основанное на учете специфики выполняемой ими работы и профиля учреждения, само по себе не может расцениваться как нарушение принципа равенства всех перед законом либо как ограничение права граждан на пенсионное обеспечение. Указанная правовая позиция высказана Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N 197-О от 18.06.2004 года.
Согласно п. 2 ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года N 781 утвердило Список и Правила, которые определили наименование должностей и учреждений здравоохранения.
Отказывая во включении периода работы с 01.04.2005 года по 10.10.2008 года в должности фельдшера лечебно-профилактического отделения, фельдшера отдела лечебной профилактики и санитарного контроля ОАО "Дружба" в специальный стаж, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что истец в спорный период времени, осуществлял свою деятельность не в учреждении, а в организации, изначально созданной в иной организационно-правовой форме.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 17 Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 г. N 30, при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.
При этом истцом не представлено доказательств, что общество было создано путем реорганизации из учреждения.
Учитывая изложенное, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ N 173, поскольку специальный стаж истца с учетом включенных судом первой инстанции периодов составляет менее необходимых 30 лет.
Таким образом, коллегия приходит к выводу о законности постановленного по делу решения.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают правильность выводов суда и не могут повлечь отмену судебного постановления.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Подольского городского суда Московской области от 11 ноября 2014 года в обжалованной части, в части отказа во включении в стаж периода работы с 01.04.2005 года по 10.10.2008 года в должности фельдшера лечебно-профилактического отделения, фельдшера отдела лечебной профилактики и санитарного контроля ОАО "Дружба" и назначении досрочной трудовой пенсии с 12.03.2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.