Судебная коллегия по гражданским делам Московского областного суда в составе: председательствующего судьи Немовой Т.А.,
судей Цуркан Л.С., Бекловой Ж.В.,
при секретаре Дьяченко Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 11 марта 2015
года апелляционную жалобу Вершинина "данные изъяты" на решение Клинского городского суда Московской области от 22 декабря 2014 года по делу по иску Военного комиссариата Московской области к Вершинину "данные изъяты" о взыскании незаконно полученной пенсии,
заслушав доклад судьи Немовой Т. А.,
объяснения Вершинина А.И.; Павловой К.С. - представителя Военного комиссариата Московской области по доверенности,
УСТАНОВИЛА:
Военный комиссариат Московской области обратился в суд с иском к Вершинину А.И. о взыскании излишне выплаченной пенсии в размере "данные изъяты" руб. за период с 01.07.2002 г. по 28.02.2013 г.
В обоснование иска истец указал, что ответчику по линии Министерства обороны РФ с 19.01.1997 г. была назначена и выплачивалась пенсия по выслуге лет. В связи с поступлением Вершинина А.И. 06.06.1997 г. на службу в таможенные органы и несвоевременным сообщением об этом в Военный комиссариат за указанный период ему произведена переплата пенсии в указанном размере; выплата пенсии прекращена 28.02.2013 г.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала.
Ответчик Вершинин А.И. иск не признал, полагая, что выплата пенсии прекращена незаконно, т.к. служба в таможенных органах не является военной службой.
Решением Клинского городского суда от 22 декабря 2014 г. исковые требования Военного комиссариата Московской области удовлетворены.
В апелляционной жалобе Вершинин А.И. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.
В судебном заседании апелляционной инстанции Вершинин А.И. доводы жалобы поддержал.
Представитель Военного комиссариата Московской области просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, заслушав объяснения явившихся лиц, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается, что Вершинин А.И. был уволен с военной службы и исключен из списков личного состава с 18.01.1997 г.
Министерством обороны Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" с 19.01.1997 г. Вершинину А.И. назначена и выплачивалась пенсия по выслуге лет.
Вершинин А.И. с 06.06.1997 г. является должностным лицом таможенных органов РФ.
Судом установлено, что ответчик при поступлении на службу в таможенные органы продолжал получать пенсию по выслуге лет, в период с 01.07.2002 г. по 28.02.2013 г.ему выплачена пенсия в размере "данные изъяты" руб.; выплата пенсии прекращена 28.02.2013 г.
Удовлетворяя исковые требования Военного комиссариата Московской области, суд руководствовался положениями ФЗ "О службе в таможенных органах РФ", ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации", "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" и пришел к выводу о том, что с момента поступления Вершинина А.И. на службу в таможенные органы пенсия по выслуге лет была получена им неправомерно.
Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда, поскольку он не соответствует нормам материального права, регулирующим данные правоотношения.
Статьей 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" предусмотрено, что пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел, в Государственную противопожарную службу, в органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, или учреждения и органы уголовно-исполнительной системы (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается.
Порядок прохождения службы в таможенных органах и организациях Федеральной таможенной службы определяет Федеральный закон от 21.07.1997 г. N 114-ФЗ "О службе в таможенных органах Российской Федерации".
В соответствии со статьей 1 Федерального закона "О службе в таможенных органах Российской Федерации" служба в таможенных органах является особым видом государственной службы граждан Российской Федерации (далее - граждане), осуществляющих профессиональную деятельность по реализации функций, прав и обязанностей таможенных органов, входящих в систему правоохранительных органов Российской Федерации.
Согласно ст. 50 указанного Федерального закона пенсионное обеспечение сотрудников таможенных органов и членов их семей осуществляется на условиях и по нормам, которые установлены законодательством Российской Федерации для лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, и членов их семей.
Как следует из части 2 статьи 6 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" право на получение пенсии за выслугу лет может быть реализовано гражданами, проходившими военную и (или) правоохранительную службу, только при условии оставления ими соответствующей службы, с учетом которой назначается данная пенсия.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 марта 2004 года N 6-П, предоставляя лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, право на получение пенсии за выслугу лет за счет средств федерального бюджета независимо от возраста при прекращении службы и одновременно закрепляя правило о приостановлении выплаты этой пенсии при их возвращении на военную или правоохранительную службу, федеральный законодатель исходил из специфики и характера такой службы, а также преследовал цель не только гарантировать указанным лицам соответствующее материальное обеспечение в случае необходимости оставить службу (как правило, более высокое, чем у лиц, получающих трудовые пенсии по старости по системе обязательного пенсионного страхования), но и стимулировать их переход в другие сферы занятости, способствовать своевременной ротации кадров на военной и правоохранительной службе.
При этом в названном Постановлении указано, что пенсия подлежит приостановлению в том случае, когда лицо, которому она назначена, вновь поступает на службу на тех же условиях, на которых оно проходило службу.
Между тем, Вершинин А.И. получал пенсию по выслуге лет в связи с прохождением военной службы, а 06 июня 1997 года поступил на службу в таможенные органы РФ, отличную от военной службы.
В соответствии со статьей 18 Закона Российской Федерации от 2 февраля 1993 года N 4468-1 служба в таможенных органах не учитывается при исчислении выслуги лет необходимой для выплаты военной пенсии, выплачиваемой военным комиссариатом в соответствии с этим Законом.
Таким образом, в данном случае выплата пенсии за выслугу лет в соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 могла быть приостановлена истцу в случае его возвращения на военную службу и приобретением им вновь статуса военнослужащего, а приостановление выплаты пенсии за выслугу лет на пенсионеров, поступивших на службу в таможенные органы, без возобновления военной службы не распространяется. В противном случае нарушается конституционный принцип равенства, поскольку в отличие от другой категории пенсионеров для этой категории граждан отсутствует механизм компенсации приостановления им выплаты пенсии за выслугу лет. Прохождение лицами, получающими пенсию за выслугу лет по нормам Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 в связи с прохождением военной службы в таможенных органах, не влечет увеличения военной выслуги, а также увеличения размера ранее назначенной им пенсии.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как постановленное при неправильном применении норм материального права. Отменяя решение суда первой инстанции, судебная коллегия принимает решение об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Клинского городского суда Московской области от 22 декабря 2014 года отменить и принять новое решение, которым в иске Военного комиссариата Московской области к Вершинину "данные изъяты" о взыскании незаконно полученной пенсии за период с 01.07.2002 г. по 28.02.2013 г. в размере "данные изъяты" руб. - отказать.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.