Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Терещенко А.А.,
судей Редченко Е.В., Колесниковой Т.Н.,
при секретаре Чугуновой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании 16 марта 2015 г. апелляционную жалобу Антонова Антона Сергеевича на решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 ноября 2014 г. по делу по заявлению Антонова Антона Сергеевича о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
объяснения Антонова А.С.,
УСТАНОВИЛА:
Антонов А.С., являющийся гражданином Республики Узбекистан, обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной миграционной службы России по Московской области об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
В обоснование заявления Антонов А.С. указал, что решением УФМС России по Московской области от 31 марта 2014 г. ему отказано в признании беженцем на территории Российской Федерации, а 30 сентября 2014 г. - отказано в предоставлении Антонову А.С. временного убежища на территории Российской Федерации.
Решение об отказе в предоставлении временного убежища Антонов А.С. считает незаконным и необоснованным, поскольку возвращение на территорию Республики Узбекистан для опасно для его жизни - он является христианином, а в Узбекистане идет дискриминация по религиозному признаку. Кроме того, Антонов А.С. утверждал, что не имеет паспорта гражданина Республики Узбекистан.
В судебном заседании в суде первой инстанции заявитель Антонов А.С. требования поддержал по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно пояснил, что на территории Российской Федерации проживает его мать, имеющая разрешение на временное проживание; возвращение в Узбекистан считает для себя опасным по причине дискриминация христиан; имеет проблемы со здоровьем из-за постоянных переживаний; в Узбекистане отсутствует возможность получить квалифицированную медицинскую помощь и устроиться на работу; в Узбекистане у него не осталось родственников.
Представитель УФМС России по Московской области Титенко Ю.В. против удовлетворения требований возражала по доводам, изложенным в отзыве на заявление, а именно: заявителем не представлено доказательств, что в Узбекистане он может стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания; Антонов А.С. не желает возвращения в Узбекистан из-за отсутствия жилья и работы.
Решением Люберецкого городского суда Московской области от 21 ноября 2014 г. в удовлетворении заявления Антонова А.С. отказано.
В апелляционной жалобе Антонов А.С. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании Антонов А.С. апелляционную жалобу поддержал.
УФМС России по Московской области своего представителя не направило, было извещено в установленном порядке, в связи с чем судебная коллегия на основании статьи 167 и 327 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося лица, извещенного о времени и месте рассмотрения дела.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Антонова А.С., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно части 1 статьи 254 ГПК гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 г. N 4528-1 "О беженцах" решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
Статьей 12 указанного Федерального закона предусмотрено, что предоставление иностранному гражданину или лицу без гражданства временного убежища осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации; решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по месту подачи иностранным гражданином или лицом без гражданства заявления с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации (пункт 1).
Временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они:
1) имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории РФ;
2) не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории РФ пункт 2 указанной статьи).
Порядок предоставления временного убежища утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 09 апреля 2001 г. N 274 "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации".
Согласно пункту 7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Антонов А.С. родился "данные изъяты" г. в г. Ташкент Республики Узбекистан, является гражданином Республики Узбекистан, по вероисповеданию является христианином. До 2005 г. Антонов А.С. проживал в Республике Узбекистан, с 2002 г.по 2005 г. обучался в школе в г. Ташкент Республики Узбекистан.
В несовершеннолетнем возрасте Антонов А.С. покинул территорию Республики Узбекистан, проживал на территории Российской Федерации без статуса вместе со своей матерью - Антоновой Е.В., с 2005 г. по 2010 г. обучался в школе в г. Одинцово Московской области.
С апреля 2011 г. по 15 октября 2013 г. заявитель вместе со своей матерью проживал на территории Норвегии без статуса, с 2011 г. по 2013 г. обучался в школе в г. Кристиансанд, Норвегия.
Посольством Республики Узбекистан в Норвегии Антонову А.С. выдано повторное свидетельство о рождении "данные изъяты" от 23 июля 2013 г., а также проездной документ для возвращения в Узбекистан N "данные изъяты" от 17 сентября 2013 г.
15янвая 2014 г. Антонов А.С. обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по Московской области 31 марта 2014 г. Антонову А.С. отказано в предоставлении статуса беженца на территории Российской Федерации, как лицу, не отвечающему критериям, определяющим понятие "беженец" согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 1 Федерального закона "О беженцах". Это решение не обжаловалось Антоновым А.С., о чем он пояснил в судебном заседании в суде апелляционной инстанции.
27 мая 2014 г. Антонов А.С. обратился в УФМС России по Московской области с заявлением о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.
Решением УФМС России по Московской области от 30 сентября 2014 г. в предоставлении Антонову А.С. временного убежища на территории Российской Федерации отказано на основании подпункта 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах" в связи с отсутствием обстоятельств, препятствующих добровольному выезду либо выдворению (депортации) за пределы Российской Федерации.
Признавая указанное решение от 30 сентября 2014 г. правомерным, суд обоснованно исходил из того, что при вынесении оспариваемого решения, в УФМС России по Московской области выяснялись все обстоятельства, связанные с просьбой заявителя о предоставлении ему временного убежища и касающиеся как личного, так и общественно-политического характера, а также что отсутствовали основания для предоставления Антонову А.С. временного убежища, поскольку заявитель не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец", и не имелось каких-либо гуманных побуждений, препятствующих выдворению (депортации) Антонова А.С. за пределы Российской Федерации - на территорию Республики Узбекистан.
К числу причин, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, могут относиться: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.
Перечисленных причин при проведении проверки УФМС России по Московской области по заявлению Антонова А.С. не выявлено.
Антонов А.С. какой-либо политической, религиозной и общественной деятельностью не занимался, преследованию за гражданство, принадлежность к какой-либо социальной либо национальной группе не подвергался, в военных операциях не участвовал, проблем во взаимоотношениях с властями своей страны не имел. В связи с этим судом обоснованно признаны несостоятельными утверждения заявителя о наличии у него опасений подвергнуться преследованиям со стороны граждан Узбекистана мусульманского вероисповедания.
У органа УФМС России по Московской области и в материалах дела отсутствовали какие-либо сведений о том, что Антонов А.С. нуждается в медицинской помощи и что у него имеются заболевания, препятствующие его выезду в страну гражданской принадлежности. Утверждения Антонова А.С. о наличии проблем со здоровьем в 2001 г. вследствие проявления дискриминации со стороны населения мусульманского вероисповедания, являются недоказанными.
Каких-либо данных о реальной угрозе для Антонова А.С. в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, не представлено ни в УФМС России по Московской области, ни в суд.
Таким образом, заявителем не представлено доказательств того, что имеются препятствия для его возвращения в страну гражданства.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что Антонов А.С. фактически рассматривает режим предоставления временного убежища в качестве способа для легализации своего нахождения на территории Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно признал законным решение УФМС России по Московской области об отказе в предоставлении Антонову А.С. временного убежища на территории Российской Федерации.
Оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы, фактически повторяющей доводы заявленных требований, не имеется.
Руководствуясь статьями 193, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Люберецкого городского суда Московской области от 21 ноября 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.