Судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
председательствующего Яковлевой В.В.
судей Самодуровой Н.Н., Черкуновой Л.В.
с участием прокурора Устиновой Т.А.
при секретаре Подусовской В.А
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Кировского районного суда г. Самары от 29 декабря 2014 года, которым постановлено :
"В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения отказать".
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., возражения на апелляционную жалобу Кошкиной Т.В., представителя Волковой В.В. - Кошкина А.В. ( по доверенности), заключение прокурора Устиновой Т.А., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Департамент управления имуществом г.о. Самара обратился в суд с иском к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения. В исковом заявлении указал, что распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу, включен в долгосрочную целевую адресную программу "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории городского округа Самара" на 2011-2015 годы, утвержденную Постановлением Администрации городского округа Самара от 01.07.2011 N 741. Финансирование Программы строго целевое и осуществлялось за счет средств бюджетов городского округа Самара, Самарской области и федерального бюджета. В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от 07.12.2012 г. N N на приобретение в муниципальную собственность жилых помещений у застройщика в жилых домах, расположенных в Красноглинском районе города Самара, в микрорайоне Крутые ключи. В соответствии с условиями данного контракта, на основании технического задания строились квартиры конкретного метража, рассчитанного для обеспечения жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, входящих в Программу, с учетом действующих строительных норм. Согласно справке о составе семьи от ДД.ММ.ГГГГ N N, выданной службой по учёту потребителей ЖКУ N N собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: г "адрес" являются: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. В целях реализации вышеуказанной Программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчикам заключить договор мены, по которому: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение - двухкомнатную изолированную квартиру, общей площадью "данные изъяты"., жилой площадью "данные изъяты" расположенную по адресу: "адрес" От предложенного жилого помещения ответчики отказались, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от 02.10.2009 г. N 1705/02-р Департаменту рекомендовано осуществить снос дома, расположенного по адресу: "адрес" До настоящего времени собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" не осуществлен снос указанного дома, что свидетельствует о невыполнении Распоряжения.
Собственник жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" должен осуществить совместно с иными собственниками жилых помещений на данном земельном участке постановку земельного участка на государственный кадастровый учет. Необходимо оформление права собственности ответчиков на долю земельного участка, на котором расположен "адрес" для определения выкупной цены, подлежащей возмещению ответчикам. При выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд, рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена независимым оценщиком по правилам Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". Согласно статье 8 указанного закона проведение оценки объектов оценки является обязательным при выкупе или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации изъятии имущества у собственников для государственных или муниципальных нужд. Таким образом, использование услуг независимого оценщика является в данном случае обязательным в силу императивного требования статьи 8 указанного Федерального закона. Однако проведение данных мероприятий является нецелесообразно длительным процессом и требует значительных финансовых затрат для собственников жилых помещений.
Ссылаясь на то, что проживание в домах, признанных аварийными и подлежащими сносу, представляет угрозу жизни и здоровью собственникам таких жилых помещений, изъятие земельного участка для муниципальных нужд в порядке статьи 32 ЖК РФ является процессом, пролонгированным во времени - 2-3 года, в связи с чем наиболее целесообразным является заключение договоров мены аварийных жилых помещений на другие благоустроенные жилые помещения муниципального жилищного фонда на основании статьи 567 ГК РФ, истец просил суд выселить Волкову В.В., Кошкину Т.В. из жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" посредством заключения договора мены жилого помещения, расположенного по адресу "адрес" на жилое помещение, расположенное по адресу "адрес"
Судом первой инстанции постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований Департамента.
В суд апелляционной инстанции представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара не явился, о времени и месте судебного заседания извещен правильно и своевременно, о причинах неявки не сообщил.
Кошкина Т.В., представитель Волковой В.В. по доверенности Кошкин А.В. в суде апелляционной инстанции возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Судебная коллегия, заслушав объяснения участников процесса, заключение прокурора, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3,5-9 настоящей статьи.
В соответствии с ч.ч.1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством. Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, с момента государственной регистрации решения об изъятии данного помещения до достижения соглашения или принятия судом решения о выкупе жилого помещения может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении выкупной цены жилого помещения затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения.
Выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
При определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения, либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения. Иск о выкупе жилого помещения может быть предъявлен в течение двух лет с момента направления собственнику жилого помещения уведомления, указанного в части 4 настоящей статьи.
Из материалов дела усматривается, что Распоряжением первого заместителя Главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ N N многоквартирный дом, расположенный по адресу "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу (л.д. 18). Согласно Выписке из ЕГРП сособственниками квартиры, расположенной по адресу "адрес" являются Кошкина (Дмитриева) Т.В. и Волкова В.В.(л.д.45). В целях обеспечения мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в рамках реализации вышеуказанной Программы был заключен муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ N N, на приобретение жилых помещений у застройщика в жилых домах, для периселения граждан из аварийного жилищного фонда (л.д. 23-24).
Судом первой инстанции установлено, что в целях реализации вышеуказанной Программы, Департамент управления имуществом городского округа Самара предложил ответчикам заключить договор мены, по которому: Кошкина Т.В. и Волкова В.В. обязуются передать в муниципальную собственность принадлежащее им жилое помещение, а Департамент, в свою очередь, обязуется предоставить в собственность ответчикам жилое помещение - двухкомнатную изолированную квартиру, общей площадью "данные изъяты"., жилой площадью "данные изъяты" расположенную по адресу: "адрес" От предложенного жилого помещения ответчики отказались, что подтверждается смотровым уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17). Лицевой счет N N открыт на имя ФИО согласно лицевому счету фактически в квартире проживают N человек (л.д.19). Квартира, расположенная по адресу: "адрес" поставлена на кадастровый учёт, ей присвоен кадастровый номер N квартира является изолированной, благоустроенной, имеет следующие технические характеристики: общая площадь "данные изъяты"., жилая площадь "данные изъяты" (л.д.10 -15). Жилой дом, расположенный по адресу "адрес" введен в эксплуатацию, что подтверждается разрешением на ввод объекта в эксплуатацию (л.д. 21-22).
Установлено судом, что жилая площадь квартиры, предлагаемой Департаментом управления имуществом ответчикам для заключения договора мены составляет "данные изъяты" жилая площадь квартиры, расположенной по адресу "адрес" принадлежащая на праве собственности Кошкиной Т.В., Волковой В.В. составляет N (л.д. 37-41).
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ, в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (часть 8 статьи 32 ЖК РФ). Собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. Требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого. То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая ответчикам квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, - ст. 32 ЖК РФ.
Установив, что доказательств того, что Волковой В.В., Кошкиной Т.В. предлагалось выкупить принадлежащую им на праве собственности квартиру в порядке, определенном статьей 32 ЖК РФ, в материалы дела не представлено, доказательств, подтверждающих, что между сторонами было достигнуто соглашение о предоставлении Волковой В.В., Кошкиной Т.В. другого жилого помещения взамен изымаемого, также не представлено, суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара к Волковой В.В., Кошкиной Т.В. о выселении из жилого помещения с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения.
Доводы апелляционной жалобы Департамента управления имуществом г.о. Самара основаны на неправильном толковании норм материального права, в связи с чем не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции, постановленного с соблюдением ном материального и процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кировского районного суда г. Самары от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Департамента управления имуществом городского округа Самара - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.