ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 30 марта 2015г. N 3-9/2015г.
Верховный Суд Республики Дагестан в составе:
судьи Верховного Суда Республики Дагестан Абдулхалимова М.М.,
при секретаре Гаджиевой Г.Д-Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан к учреждению среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) исламская религиозная организация "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" о ликвидации и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управлением Министерства юстиции России по Республике Дагестан 28 декабря 2011 года зарегистрировано учреждение среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) исламская религиозная организация "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" (далее - ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" или Организация), с присвоением учетного номера N.
16 января 2012 года ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" внесено в Единый государственный реестр юридических лиц под основным государственным регистрационным номером N.
Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан обратилось в суд с заявлением о ликвидации ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование заявления указано, что в нарушение требований законодательства, регулирующего деятельность религиозных организаций и законодательства об образовании, ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" не имеет лицензии на осуществление образовательной деятельности, за получением лицензии не обращалось и, фактически, образовательную деятельность не ведет, хотя это необходимо для достижения целей создания данной некоммерческой организации. Кроме того, Организация не исполняет обязанности, предусмотренные законодательством для некоммерческих организаций, а именно, с момента государственной регистрации не информировало Управление Минюста России по Республике Дагестан о продолжении своей деятельности, не представило отчет о своей деятельности за 2013 г., не разместило отчет о своей деятельности в сети Интернет. Указанные обстоятельства свидетельствуют о неоднократных нарушениях Организацией законодательства Российской Федерации, что является основанием для ее ликвидации.
В первоначально представленных в суд письменных возражениях на заявление директор ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" Гарунов П.Г. просил в удовлетворении заявленных требований отказать по тем основаниям, что какой-либо противоречащей своему уставу деятельностью Организация не занимается, образовательную деятельность не осуществляет и за получением лицензии не обращалась, поскольку в настоящее время занимается сбором документов, необходимых для ее получения. Непредставление в Управление Минюста России по РД в установленные законом сроки отчетов о деятельности Организации и неразмещение их в сети Интернет было обусловлено тем, что какая-либо деятельность Организацией не велась.
В последующем директор ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" Гарунов П.Г. обратился в суд с заявлением, в котором просит заявление Управления Минюста России по Республике Дагестан удовлетворить.
Управление Министерства юстиции России по Республике Дагестан в поданном заявлении ходатайствовало о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди", извещенное о времени и месте судебного заседания, своего представителя в суд не направило, о причинах неявки не сообщило, в связи с чем, дело рассмотрено судом в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Изучив доводы заявления и возражений на него, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В соответствии с пунктами 1.1., 4.3 Устава ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" Организация имеет статус учреждения профессионального религиозного образования (духовного образовательного учреждения), и занимается реализацией основных и дополнительных образовательных программ среднего профессионального религиозного образования.
Согласно пункта 1 и абзаца 4 пункта 3 статьи 19 Федерального закона от 26 сентября 1997 года N 125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях" (далее - Закон о свободе совести) централизованные религиозные организации в соответствии со своими уставами имеют исключительное право создавать духовные образовательные организации для подготовки служителей и религиозного персонала религиозных организаций посредством реализации образовательных программ на основании лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Духовные образовательные организации при реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов руководствуются настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.
Статьей 91 Федерального закона от 9декабря2012года N273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), вступившего в силу с 01 сентября 2013 года, установлено, что образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Лицензирование образовательной деятельности осуществляется лицензирующим органом - федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим переданные полномочия Российской Федерации в сфере образования (пункты 1 и 3).
Обязательное лицензирование образовательной деятельности в Российской Федерации предусматривалось также статьей 33.1 Закона Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 года N 3266-1, утратившего силу с 01 сентября 2013 года.
В соответствии с пунктом 4.16. Положения о Министерстве образования и науки Республики Дагестан, утвержденного постановлением Правительства Республики Дагестан от 31 июля 2014 г. N 350, осуществление лицензирования образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Республики Дагестан, за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона N 273-ФЗ, отнесено к полномочиям министерства.
Согласно письму N КН-05 от 02.12.2014г. Министерства образования и науки Республики Дагестан ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" лицензии на осуществление образовательной деятельности не имеет, что признано представителем заинтересованного лица в письменных возражениях на заявление Управления Минюста России по Республике Дагестан.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона об образовании образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании.
Осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда (подп. 2 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, как следует из письменных возражений ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" и из самого заявления Управления Минюста России по Республике Дагестан, Организация с момента государственной регистрации в связи с отсутствием лицензии и необходимых условий для ее получения, ведением образовательной деятельности не занимается.
Таким образом, учитывая, что в соответствии с подп. 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ основанием для ликвидации юридического лица является осуществление деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), сам по себе факт отсутствия у ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" лицензии на ведение образовательной деятельности, при том, что такая деятельность, хотя и является уставной, но фактически Организацией не ведется, не может рассматриваться в качестве основания для ликвидации Организации.
Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела нашли свое подтверждение доводы заявления о наличии иных предусмотренных законом оснований для ликвидации ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди".
Согласно пункту 3 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон о некоммерческих организациях) некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, также аудиторское заключение.
Согласно пункту 3.1 статьи 32 Закон о некоммерческих организациях некоммерческие организации, учредителями (участниками, членами) которых не являются иностранные граждане и (или) организации либо лица без гражданства, а также не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от иностранных источников, в случае, если поступления имущества и денежных средств таких некоммерческих организаций в течение года составили до трех миллионов рублей, представляют в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности в сроки, которые определяются уполномоченным органом.
В соответствии с п.п. "а" п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" вышеуказанные сведения должны представляться в уполномоченный орган не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Приказом Минюста России от 29 марта 2010 г. N 72 "Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций" утверждена форма Отчета о деятельности религиозной организации, о персональном составе ее руководящих органов, о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства (форма N ОР0001).
Указанная форма отчета подлежит представлению религиозными организациями в Минюст России или соответствующий его территориальный орган по месту своего нахождения не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным (п.п. "в" п. 3 Методических рекомендаций по заполнению и представлению в Министерство юстиции Российской Федерации и его территориальные органы форм документов, содержащих отчеты о деятельности некоммерческих организаций, утвержденных приказом Минюста России от 17 марта 2011 года N 81).
Пунктом 3.2 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях установлено, что некоммерческие организации, за исключением указанных в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно, а некоммерческие организации, выполняющие функции иностранного агента, - один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган.
Некоммерческие организации, указанные в пункте 3.1 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования сообщение о продолжении своей деятельности.
Как установлено судом Организацией в установленные сроки отчет (либо информация о продолжении деятельности) за 2013 год в Управление Минюста России по Республике Дагестан не представлялся, отчет о своей деятельности за 2013 год (либо сообщения о продолжении своей деятельности за тот же период) в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не размещался, средствам массовой информации для опубликования такой отчет (сообщения) не передавался.
Неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации (пункт 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях).
Согласно абзацу третьему пункта 9 статьи 8 Закона о свободе совести религиозная организация обязана ежегодно информировать орган, принявший решение о ее государственной регистрации, о продолжении своей деятельности.
В нарушение указанного требования закона Организация ежегодно Управление Минюста России по Республике Дагестан о продолжении своей деятельности не информировало.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Закона о свободе совести религиозные организации могут быть ликвидированы по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона и иных федеральных законов либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям), а также в случае, предусмотренном пунктом 9 статьи 8 настоящего Федерального закона.
Таким образом, ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" допустило неоднократное нарушение требований закона и иных правовых актов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций.
В соответствии с подп. 3 п. 3 ст. 61 Гражданского кодекса Российской Федерации осуществление деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов является основанием для ликвидации юридического лица на основании решения суда.
Вышеуказанные установленные судом нарушения требований закона, факт совершения которых не оспаривался представителями Организации в письменных возражениях на заявление, носят, по мнению суда, существенный характер, что в соответствии с подп. 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 10 статьи 32 Закона о некоммерческих организациях и пункта 1 статьи 14 Закона о свободе совести является основанием для удовлетворения заявления о ликвидации ДОУ "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди" с исключением его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Руководствуясь статьями194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Республики Дагестан
РЕШИЛ:
заявление Управления Министерства юстиции России по Республике Дагестан удовлетворить.
Ликвидировать учреждение среднего профессионального религиозного образования (духовное образовательное учреждение) исламская религиозная организация "Медресе имени шейха Махмуда-Афанди", учетный номер N, исключив его из Единого государственного реестра юридических лиц, основной государственный регистрационный номер N.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Республики Дагестан М.М. Абдулхалимов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.