Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К., судей - Хираева Ш.М., Ашурова А.И., при секретаре - М. рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Джарулаева А-Н.К. апелляционную жалобу заинтересованного лица - филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД на решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по заявлению ФИО1 к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД о признании незаконным решения от "дата" N о приостановлении в осуществлении кадастрового учета изменений и обязании филиала внести в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, "адрес" с указанием вида разрешенного использования "для строительства объекта по оказанию услуг населению" и категорию "земли населенных пунктов".
Заслушав доклад судьи Джарулаева А-Н..К., объяснение представителя заинтересованного лица ФИО7, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с заявлением к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД о признании незаконным решения от "дата" N о приостановлении осуществления кадастрового учета и об обязании филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, "адрес" с указанием вид разрешенного использования "для строительства объекта по оказанию услуг населению" и категории "земли населенных пунктов", принадлежащего ему на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" серии "адрес".
В обоснование заявления указано, что распоряжением главы администрации "адрес" от "дата" N ФИО1 изменен вид разрешенного использования указанного земельного участка с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" и категории "земли сельскохозяйственного назначения" на вид разрешенного использования "для строительства объекта по оказанию услуг населению" в категорию "земли населенных пунктов".
"дата" заявитель обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для внесения изменений в кадастровый паспорт земельного участка в связи с изменением разрешенного вида использования и его категории.
Однако, "дата" техником филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД ФИО9, ссылаясь на ст. 26 п.п. 5 п. 2 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона), принято решение N о приостановлении в осуществлении изменений государственного кадастрового учета земельного участка, ссылаясь на то, что перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (органами власти субъектов России, т.е. Правительством РД).
Считая указанные действия нарушающими его права на владение, пользование и распоряжение земельным участком заявитель обратился в суд.
Решением Дербентского районного суда Республики Дагестан заявление ФИО1 удовлетворено и постановлено:
-"Признать решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан от "дата" N о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконным. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан внести изменения в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, "адрес" с указанием вида разрешенного использования "для строительства объекта по оказанию услуг населению" и категорию "земли населенных пунктов", принадлежащего ФИО1 на праве собственности, согласно свидетельству о государственной регистрации серии "адрес", выданного "дата"".
В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит отменить решение суда как принятое без учета обстоятельств дела. В обоснование жалобы указано, что согласно ч. 2 ст. 8 Земельного кодекса РФ перевод земель сельскохозяйственного назначения в иные категории осуществляется исключительно органами исполнительной власти субъектов России, в данном случае правительством Республики Дагестан. Орган местного самоуправления, не имея на то законных оснований своим постановлением наряду с видом разрешенного использования, изменяет и категорию земельного участка, когда как согласно федерального законодательства данными полномочиями по республике обладает Правительство РД. Органы местного самоуправления наделены полномочиями по изменению вида разрешенного использования, а не категории.
В письменных возражениях на доводы апелляционной жалобы заявитель ФИО1 указывает, что решение суда законно и обосновано, все обстоятельства дела изучены судом в совокупности с другими доказательствами. Просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие надлежаще извещенных о времени и месте судебного заседания заявителя ФИО1 и его представителя ФИО8, в связи с их неявкой.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя заинтересованного лица, судебная коллегия, проверяя законность и обоснованность решения суда согласно ст. 327.1 ГПК РФ по доводам жалобы, приходит к следующему.
Конституция РФ гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод (ст. 46) в соответствии с положением ст. 8 Всеобщей декларации прав и свобод человека, устанавливающей право каждого человека на эффективное восстановление прав компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией или законом.
В соответствии со ст. 46 Конституции РФ и главой 25 ГПК РФ граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.
Статьей 12 ГК РФ в качестве способов защиты гражданских прав предусмотрено пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения и присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Основания и порядок обжалования данных решений, действий (бездействия) определен ГПК РФ и Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 24.04.1993 N 4866-1.
Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Исходя из смысла ст. 258 ГПК РФ, а также разъяснений, данных в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.). При этом следует иметь в виду, что о незаконности оспариваемых решений, действий (бездействия) свидетельствует лишь существенное несоблюдение установленного порядка;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В соответствии со ст. 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении данного дела таких нарушений судом не допущено.
Как усматривается из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от "дата" серия 05-АА N заявителю ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 11508,0 кв.м. с кадастровым номером N, расположенный по адресу: Россия, республика Дагестан, "адрес". Основания: договор купли-продажи (купчая) земельного участка серии N от "дата".
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" N "О проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером "адрес"", опубликованным в газете, по заявлению ФИО1 назначены публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка с кадастровым номером N, площадью 11508,0 кв.м. расположенного в границах сельского поселения " "адрес"" "адрес" с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" на вид разрешенного использования "для строительства производственной базы" в течение месяца с даты принятия распоряжения.
Распоряжением администрации "адрес" от "дата" N ФИО1 изменен вид разрешенного использования указанного выше земельного участка, расположенного в границах сельского поселения " "адрес"" "адрес" с вида разрешенного использования "для ведения личного подсобного хозяйства" и категории "земли сельскохозяйственного назначения" на вид разрешенного использования "для строительства объекта по оказанию услуг населению" в категорию "земли населенных пунктов".
Как следует из данного распоряжения администрации района земельный участок расположен в границах сельского поселения " "адрес"" "адрес" и относится к землям населенных пунктов.
"дата" заявитель обратился в "адрес" отдел филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД для внесения изменений в кадастровый паспорт принадлежащего ему на праве собственности земельного участка в связи с изменением разрешенного вида использования и категории земельного участка.
Решением от "дата" N техник отдела кадастрового учета N филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД ФИО9, ссылаясь на ст. 26 п.п. 5 п. 2 Федерального закона N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона), приостановил государственный кадастровый учет изменений земельного участка, указывая, что для устранения причин приостановления необходимо распоряжение (постановление) Правительства РД об изменении категории земель.
В тоже время, в соответствии со статьей 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, в том числе земли населенных пунктов (пункт 2 части 1).
Согласно статье 8 Земельного кодекса РФ порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральным законом.
Статьей 83 Земельного кодекса РФ установлено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов.
Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий. Границы городских, сельских населенных пунктов не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы, а также пересекать границы земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам.
В соответствии со ст. 4 Федерального закона РФ от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" решение об изменении одного вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования принимается главой местной администрации, за исключением случаев изменения одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид разрешенного использования земельных участков, предусматривающий жилищное строительство, а также случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей части и статей 4.1 настоящего Федерального закона, с учетом результатов публичных слушаний. Указанные публичные слушания организуются и проводятся в порядке, определенном Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений частей 3 - 10 статьи 39 градостроительного кодекса Российской Федерации в части соответствующих требований.
В соответствии со ст. 39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид пользования в комиссию. Вопрос о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит обсуждению на публичных слушаниях. Порядок организации и проведения публичных слушаний определяется Уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений стоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Согласно части 10 Федерального закона от "дата" N 137-ФЗ ""О введении в действие Земельного кодекса РФ", распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
Из положений статьи 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ "О личном подсобном хозяйстве" следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
ФИО1 является собственником земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", кадастровый номер: N с разрешенным видом использования: для личного подсобного хозяйства.
Земельный участок, принадлежащий заявителю находится в границах населенного пункта - в границах сельского поселения "адрес" и в силу ст. 4 указанного Федерального закона "О личном подсобном хозяйстве" является приусадебным.
Согласно пункту 2 статьи 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли, указанные в пункте 1 этой статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу этой же статьи любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона N 172-ФЗ, земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка (часть 5).
Государственный кадастровый учет изменений земельного участка в составе земель сельскохозяйственного назначения в связи с изменением вида разрешенного использования осуществляется в случае представления в орган кадастрового учета решения главы местной администрации, принятого с учетом публичных слушаний, об изменении одного вида разрешенного использования такого земельного участка на другой вид в порядке установленном п. З ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации".
Заявитель обратился в филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД с заявлением о внесении изменений в кадастровый паспорт указанного земельного участка, принадлежащего ему на праве собственности, с представлением правоустанавливающих документов.
В соответствии со ст. 1, 5 Федерального закона N "О государственном кадастре недвижимости" ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее - кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.
Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
Состав документов необходимых для кадастрового учета, предоставляемых заявителем предусмотрен ст. 22 ФЗ N "О государственном кадастре недвижимости".
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 26 ФЗ РФ "О государственном кадастре недвижимости" осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно пункту 8 части 1 статьи 22 необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением, к которым относится в том числе копия документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном ч. 8 ст. 15 Закона N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 01.07.2011 N 169-ФЗ).
Таким образом, копию документа, подтверждающего в соответствии с Федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель, должен запрашивать кадастровый орган при осуществлении кадастрового учета.
В соответствии с требованиями Приказ Минэкономразвития России от 04.02.2010 N 42 (ред. от 12.03.2014) "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" (п.п. 31, 32) сведения об объектах недвижимости и содержащие их документы проверяются на предмет выявления отсутствия предусмотренных Законом о кадастре оснований для приостановления и отказа в осуществлении кадастрового учета.
При проверке документов, представленных в целях устранения оснований приостановления осуществления кадастрового учета, проверяется наличие в представленных документах необходимых для возобновления осуществления кадастрового учета сведений, а также соблюдение установленного срока такого приостановления.
Результаты проверки оформляются протоколом, в котором отражается принятое по каждому показателю проверки решение. Протокол проверки оформляется в виде электронного документа и подписывается простой электронной подписью уполномоченного должностного лица органа кадастрового учета.
В случае если в заявлении об осуществлении государственного кадастрового учета содержится просьба о направлении документов почтовым отправлением либо получении лично в органе кадастрового учета, решение, указанное в пункте 19 Порядка, оформляется также в виде бумажного документа путем распечатывания соответствующего решения и проставления штампа "Копия верна" с указанием фамилии и инициалов уполномоченного специалиста органа кадастрового учета.
В деле имеется незаверенная ксерокопия оспоренного решения от "дата", на котором имеется ссылка на лицо, уполномоченное на принятие решения (л.д.13). В качестве должностного лица указан техник ФИО9
Между тем техник не является должностным лицом, уполномоченным на принятие решения о приостановлении кадастрового учёта. Доказательств обратного заинтересованной стороной не представлено.
При таких обстоятельствах решение суда является законным и обоснованным, постановлено в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права.
Вместе с тем, учитывая, что кадастровым органом принято решение о приостановлении кадастрового учёта на стадии приемки документов без совершения последующих действий по кадастровому учёту, резолютивная часть решения подлежит изложению в другой редакции.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, Судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дербентского районного суда Республики Дагестан от "дата" по делу по заявлению ФИО1 к филиалу ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РД - без удовлетворения, изложив резолютивную часть решения в следующей редакции: "Признать решение ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан от "дата" N о приостановлении кадастрового учета изменений объекта недвижимости незаконным. Обязать ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Республике Дагестан совершить действия по кадастровому учёту изменений в кадастровом паспорте объекта недвижимости с кадастровым номером N, расположенного по адресу: РД, "адрес"".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.