Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Дагестан в составе
председательствующего Алиевой Э.З.,
судей Магамедова Ш.М. и Магадовой А.В.,
при секретаре Айдунбековой Н.Х.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Гаджихановой А.И. на решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 07 октября 2014г., которым постановлено:
"Исковое заявление прокурора г. Кизляра в интересах Алидибировой З.А. к Министерству здравоохранения РД в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании бездействия незаконными и понуждении к обеспечению лечения лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями удовлетворить.
Признать бездействие Министерства здравоохранения Республики Дагестан, выразившееся в ненадлежащем обеспечении "." Алидибировой Зулейхат Арслановны, "дата" г.р. лекарственными средствами согласно поданным ГБУ РД "Кизлярская ЦГБ" заявкам на 2014 год, незаконными.
Понудить Министерство здравоохранения Республики Дагестан обеспечить "." Алидибирову З.А., "дата" г.р., лекарственными препаратами "Октагам" и "Програф" в количестве, соответствующему указанному в заявках, поданных ГБУ РД "Кизлярская ЦГБ" в адрес Министерства здравоохранения
РД на 2014 год".
Заслушав доклад судьи Верховного суда Республики Дагестан Алиевой Э.З., выслушав объяснения представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан РД Гаджихановой А.И., просившей отменить решение суда, возражения прокурора Багомаева А.М., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор г. Кизляра обратился в суд с иском в интересах Алидибировой З.А. к Министерству здравоохранения РД в порядке ст. 45 ГПК РФ о признании бездействия незаконным и понуждении к обеспечению последней лекарственными препаратами в соответствии с медицинскими показаниями.
В обоснование он сослался на то, что прокуратурой г. Кизляра рассмотрено обращение Алидибировой Ж.И. в интересах ее дочери Алидибировой З.А.- ".", поступившее из прокуратуры Республики Дагестан о ненадлежащем обеспечении ее лекарственными препаратами. В ходе проверки установлено, что действительно полагающиеся выдаче ее дочери бесплатно, как ".", согласно поданным ГБУ РД "Кизлярская ЦГБ" в Минздрав РД заявкам на лекарственные средства на 2014г., в необходимом количестве ей не выдаются.
Помощник прокурора Советского района г.Махачкалы Арнаутова Л.В. поддержала исковые требования и просила их удовлетворить по указанным в иске основаниям.
Представитель Министерства здравоохранения РД Гаджиханова A.M. в просила отказать в удовлетворении требований прокурора.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Министерства здравоохранения РД Гаджиханова A.M. просит отменить решение, как незаконное, вынесенное с нарушением норм материального и процессуального права.
По плановой заявке на 2014г. ГБУ "Кизлярская ЦГБ" на Алидибирову З.А. был заявлен лекарственный препарат "Пентаглабин" в количестве 3 упаковок и "Октагам" 15 упаковок, ей уже отпущено 15 упаковок и дальнейшее обеспечение будет продолжено. На лекарственный препарат "Програф" заявлено 66 упаковок, ею получено 27. В последующем выиграл на аукционе другой препарат "Такросел", от которого Алидибирова З.М. отказалась, так как не было решения врачебной комиссии Минздрав не смог сформировать заявку.
Проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения по следующим основаниям.
Из материалов дела усматривается и не оспаривается сторонами, что А.З., "дата" г.р., является инвалидом I группы бессрочно, что подтверждается справкой МСЭ-2011 N 4079052. Согласно заключению "Кизлярская городская поликлиника" она состоит на учете у врача уролога с диагнозом: ВК-аирусная нефропатия, хроническое гуморальное отторжение трансплантата, хроническая почечная недостаточность, хронический гастродуоденит.
Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41).
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999г. N 178-Ф "О государственной социальной помощи" право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
В состав предоставляемого таким гражданам набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: дополнительная бесплатная медицинская помощь, предусматривающая и обеспечение лекарственными средствами по рецептам врача (п. 6.2).
Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения".
К их числу относятся и инвалиды первой группы.
Лицо, признанное в установленном порядке инвалидом, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов, вне зависимости от их наименования и стоимости.
Согласно ст. 13 Федерального закона от "дата" N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В силу пункта 5 ст. 10 Федерального закона от "дата" N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" доступность и качество медицинской помощи обеспечивается предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Согласно поданным ГБУ РД "Кизлярская ЦГБ" в Министерство здравоохранения РД заявкам на лекарственные средства на 2014 год Алидибировой ЗА. в 2014 году полагается препарат "Октагам" в количестве -18 упаковок и препарат "Програф" в количестве - 66 упаковок.
На время обращения в суд Алидибирова З.А. не получила ни одной упаковки препарата "Октагам", а препарат "Програф" - 27 упаковок, что свидетельствует о ненадлежащем обеспечении ее лекарственными средствами со стороны Министерства здравоохранения РД.
Согласно Программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от "дата" N 932. за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от "дата" N утвержден Перечень лекарственных средств, отпускаемых по рецептам врача (фельдшера) при оказании дополнительной бесплатной медицинской помощи отдельным категориям граждан, имеющим право на получение государственной социальной помощи.
Указанный Перечень не является единственным основанием к выдаче рецепта на бесплатное лекарство.
В соответствии с п. 6 Порядка оказания первичной медико-санитарной помощи гражданам, имеющим право на получение набора социальных услуг, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от "дата" N 255, в случае недостаточности фармакотерапии при лечении отдельных заболеваний по жизненно важным показаниям и при угрозе жизни и здоровью пациента могут применяться иные лекарственные средства по решению врачебной комиссии, утвержденному главным врачом лечебно-профилактического учреждения.
Таким образом, действующее законодательство допускает возможность отступления от Перечня лекарственных средств, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от "дата" N 665.
В соответствии с п. 4 постановления Правительства РФ от 30.07. 1994 N "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" для обеспечения обязательств государства в части предоставления инвалидам бесплатных лекарств органы государственной власти субъектов должны привлекать дополнительные источники финансирования, в частности, средства коммерческих
банков, страховых и трастовых компаний и других структур для развития медицинской промышленности и улучшения лекарственного обеспечения населения.
Поэтому отсутствие достаточных средств в бюджете не может являться основанием для снижения уровня государственных гарантий по сравнению с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от "дата" N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" органам государственной власти субъектов переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг:
- организация размещения заказов на поставку лекарственных средств, изделий, медицинского назначения, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов;
- заключение по итогам размещения государственных заказов на поставку лекарственных средств соответствующих государственных контрактов;
- организация обеспечения населения лекарственными средствами, закупленными по государственным контрактам.
Таким образом, обеспечение лекарственными средствами граждан, имеющих право на получение социальной помощи, должно осуществляться на основе государственных контрактов, заключаемых уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации с фармацевтическими организациями.
Довод жалобы о том, что Алидибирова З.М. отказалась получить препарат "Такросел" - аналог препарата "Програф", не может быть принят во внимание, поскольку в заключении заведующей отделением ГХК Гаджиевой П.Г. ей рекомендован именно лекарственный препарат "Програф" без замены на аналоги (л.д.19).
Защита прав инвалидов является одной из первоочередных задач государства. Отсутствие обеспечения необходимыми лекарственными препаратами нарушает права Алидибирова З.А. на охрану здоровья и медицинскую помощь. "." нерегулярный прием заявленных лекарственных препаратов может привести к непоправимым для ее здоровья последствиям.
В связи с изложенным, суд правомерно удовлетворил требования прокурора о признании бездействия Министерства здравоохранения РД незаконным и понуждении его к обеспечению Алидибировой З.А. лекарственными препаратами в 2014г. в соответствии с медицинскими показаниями.
Судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют установленным обстоятельствам дела. Нарушений либо неправильного применение норм материального права, существенных нарушений норм процессуального права судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Советского районного суда г.Махачкалы Республики Дагестан от 07 октября 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Министерства здравоохранения Республики Дагестан Гаджихановой А.И. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.