Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего - Зайнудиновой Ш.М.
судей Сатыбалова С.К. и Омарова Д.М.
при секретаре Меджидове М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца Азизова В.М. и его представителя по доверенности ФИО16 на решение Каякентского районного суда РД от 17 декабря 2014 года, которым постановлено:
"В удовлетворении исковых требований Азизова Вали Мукаиловича к администрации MP "Каякентский район", Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по РД, Правительству РД, Правительству РФ, Министерству финансов РФ, администрации МО "сельсовет Новокаякентский" о признании бездействия администрации MP "Каякентский район" и Главного управления Министерства РФ по делам ГО и ЧС по РД выразившееся в непринятии мер по восстановлению нарушенных прав в части отправки документов в Правительство РД для получения жилищного сертификата Азизова В.М. и членов его семьи незаконным, признании права Азизова Вали Мукаиловича, Азизовой Патимат Мукаиловны, Эмировой Зухры Бутаевны, Азизова Артура Адаевича, Азизова Альберта Адаевича, Эмировой Аиды Адаевны на получение государственного жилищного сертификата, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевшее место 3-4 мая 2010г. в Каякентском районе, взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Азизова Вали Мукаиловича, Азизовой Патимат Мукаиловны, Эмировой Зухры Бутаевны, Азизова Артура Адаевича, Азизова Альберта Адаевича, Эмировой Аиды Адаевны по (18x25450x1) "." рублей, в пользу каждого, а всего "." рублей, стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату, отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Дагестан Сатыбалова С.К., объяснения представителя Управления Федерального казначейства по РД по доверенности ФИО17., просившего решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Азизов В.М. обратился в суд с иском к администрации MP "Каякентский район", Главному управлению Министерства РФ по делам ГО и ЧС по РД, Правительству РД, Правительству РФ, Министерству финансов РФ, администрации МО "сельсовет Новокаякентский" о признании бездействия администрации MP "Каякентский район" и Главного управления Министерства РФ по делам ГО и ЧС по РД выразившееся в непринятии мер по восстановлению нарушенных прав в части отправки документов в Правительство РД для получения жилищного сертификата Азизова В.М. и членов его семьи незаконным, признании права Азизова Вали Мукаиловича, Азизовой Патимат Мукаиловны, Эмировой Зухры Бутаевны, Азизова Артура Адаевича, Азизова Альберта Адаевича, Эмировой Аиды Адаевны на получение государственного жилищного сертификата, как на лиц лишившихся жилья в результате сильных ливневых дождей, имевшее место 3-4 мая 2010г. в Каякентском районе, взыскании с Министерства финансов РФ за счет казны РФ в пользу Азизова Вали Мукаиловича, Азизовой Патимат Мукаиловны, Эмировой Зухры Бутаевны, Азизова Артура Адаевича, Азизова Альберта Адаевича, Эмировой Аиды Адаевны по (18x25450x1) "." рублей, в пользу каждого, а всего "." рублей, стоимость жилья истцам по государственному жилищному сертификату.
Исковое заявление мотивировано тем, что в период 21-22 сентября 2009 года и 3-4 мая 2010 года на территории Каякентского района РД наблюдались сильные ливневые дожди, в результате которых имели место повреждения домостроений граждан, в том числе домостроение Азизова В.М., расположенное по адресу :РД Каякентский район, с. Новокаякент, ул. "адрес".
Согласно комиссионному акту от 21 сентября 2009 года, домостроение Азизова В.М. получило среднюю степень повреждения и признано комиссией пригодным для проживания.
Однако, из-за сильных ливневых дождей, имевших место 3-4 мая 2010 года, домостроение Азизова В.М. пришло в полную негодность для проживания.
В силу этого Азизов В.М. и члены его семьи имеют право на получение государственного жилищного сертификата.
Азизов включен в реестр дополнительных жилых домов Каякентского района, пострадавших в результате стихийного бедствия, а также в список дополнительных семей граждан на получение государственного жилищного сертификата Однако, по вине указанных выше органов, им не выданы эти сертификаты.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе истец Азизов В.М. и его представитель ФИО18 считают решение суда необоснованным и подлежащим отмене, указав, что основаниями для отказа в удовлетворении исковых требований, как указано в решении суда, явились:
-акт обследования домостроения Азизова В.М от 16.06.2010г. является незаконным, так как в ней не конкретизированы из-за каких гидрометеорологических явлений (21.09.2009 г. или 3-4 мая 2010 г.) причинены повреждения;
-акт обследования домостроения Азизова В.М, произведенное с участием ЗАО "Атом" является незаконным;
-режим чрезвычайной ситуации в марте и мае 2010 году на территории Каякентского района не был введен;
-за причиненный от стихии в сентябре 2009 г. вред истец получил компенсацию: за утраченное имущество ".". руб. и повреждение жилья - ".". руб.
В сентябре 2009 года в Республике Дагестан, в том числе в Каякентском районе, имело место стихийное бедствие, в результате которой были повреждены домостроения, в том числе и домостроение Азизова В.М. По его заявлению произведено обследование домостроения.
Из комиссионного акта обследования от 21.10.2009 г. следует, что степень повреждения домостроения - средняя.
В марте 2010 года Азизов В.М вновь обратился в администрацию MP "Каякентскии район" с заявлением с просьбой повторно произвести обследование ее домостроения, так как оно не пригодно для дальнейшего проживания.
Из комиссионного акта обследования домостроения Азизова В.М от 16.06.2010 г. следует, что из-за обводнения и подтопления участка вокруг здания дома произошло размягчение, разрушение нижних слоев саманной кладки, в результате чего имеется крен здания, деформация конструкций, разрушения и повсеместные трещины расслоения стен противоположных направлений и согласно заключению комиссии домостроение Азизова В.М не пригодно для дальнейшего проживания.
Из акта визуального обследования домостроения, произведенного филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ", по РД от 23.06.2010 г. также усматривается, что домостроение не пригодно для дальнейшего проживания и подлежит сносу.
Таким образом, заключение комиссии от 16.06.2010 г. о непригодности домостроения Азизова В.М для проживания непосредственно взаимосвязана со стихийным бедствием, имевшее место в сентябре 2009 года, т.е. разрушение домостроения Азизова В.М явилось последствием стихийного бедствия федерального характера.
С учетом вышеизложенного в акте от 16.06.2010 г. комиссией было указано, что разрушение домостроения Азизова В.М произошло от стихии, имевшее место в сентябре 2009 года.
Азизову В.М государством за причиненный ущерб стихией 2009 года произведены компенсационные выплаты в суммах: ".". руб. за повреждение жилья и за утраченное имущество - ".". руб.
Эти выплаты являются частичным погашением ущерба, а не полным.
Тем самым по поводу утери ею жилья ей не возмещен ущерб. При этом следует указать, что потеря жилья произошло не по вине собственника домостроения, а в связи со стихийными, гидрометеорологическими явлениями. А потому нарушенное право Азизова В.М не восстановлены.
По поводу привлечения ЗАО "Атом" к обследованию домостроений могут сказать, что основанием тому послужил отказ ГПИ "Даггражданпроект" от участия в работе по обследованию домостроений, в связи с загруженностью. Данный вопрос судом в ходе судебного разбирательства не выяснялся.
Полномочия ЗАО "Атом" производить эти виды работ судом выяснено, суду представлена лицензия на право заниматься этим видом деятельности. Объективность акта, составленного с участием ЗАО "Атом", судом не исследован и не опровергнут. В решении нет каких-либо бесспорных доказательств об его необъективности.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что согласно протоколу заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 30 сентября 2009г. N9 "О ситуации сложившейся в результате продолжительных ливневых дождей прошедших 20-29 сентября 2009 года на территории РД и мерах по ликвидации последствий стихии" исходя из объема причиненного материального ущерба на территориях муниципальных образований РД, в том числе Каякентского района с 30 сентября 2009г.был введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация".
Согласно протоколу заседания Комиссии Правительства РД по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 19 октября 2009г. N11, рассмотрен ход ликвидации чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате продолжительных ливневых дождей, прошедших 20-29 сентября 2009г. на территории РД. С учетом проведенной работы администрациями соответствующих муниципальных образований совместно с подсистемами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций режим "Чрезвычайная ситуация" введенный 30 сентября 2009г. отменен с 19 октября 2009г.
По документам, составленным администрацией MP "Каякентский район" установлено, что в результате стихии в районе разрушено 19 жилых домов.
Министерством финансов России Правительству РД выделены 19 государственных жилищных сертификатов для предоставления жителям Каякентского района, лишившихся жилья в результате стихии 2009 года, а также выделены денежные средства на эти цели (материальная помощь).
По акту обследования жилого дома, принадлежащего Азизову В.М., поврежденного в результате сильного дождя, от 20.10.2009г. установлена средняя степень повреждения домостроения.
По данному акту истец получил из федерального бюджета за среднюю степень повреждения жилья "." рублей и за утраченное имущество "." рублей.
Жалоб и заявлений со стороны Азизова В.М. по этим возникшим правоотношениям не было. Выводами комиссии о причинении ему в сентябре 2009 года средней степени ущерба он согласился.
Вместе с тем, Азизов В.М. обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия администрации МР "Каякентский район" и Главного управления Министерства РФ по делам ГО ЧС по РД, выразившееся в непринятии мер по восстановлению нарушенных прав в части отправки документов в Правительство РД для получения государственного жилищного сертификата и признании за ним и членами его семьи права на получение государственного жилищного сертификата.
Исковые требования Азизова В.М. основаны на акте комиссии администрации МР "Каякентского район" от 16 июня 2010 года, которым домостроение Азизова В.М. признано негодным для проживания.
В соответствии с Правилами выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2014 года N110 обращения, должны содержать обоснование предполагаемых расходов с указанием данных о количестве людей, погибших или получивших ущерб (вред), причиненный их здоровью, размере материального ущерба и об объемах направленных на ликвидацию чрезвычайной ситуации, последствий террористического акта или пресечения террористического акта правомерными действиями расходов соответствующих бюджетов, а также расходов страховых фондов и других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации для рассмотрения вопросов о выделении им бюджетных ассигнований из резервного фонда представляют в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий документы, обосновывающие размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда.
Суд, отказывая в удовлетворении заявленных Азизовым В.М. исковых требований, указал, что соответствующий требованиям нормативно правовых актов, обосновывающий размер ущерба, характер ущерба по событиям в марте и мае месяцев 2010 года документы не составлены.
Акт комиссии администрации МР "Каякентский район" от 16.06.2010 года не соответствует форме и порядку составления подобных актов, утверждённых Инструкцией по перечню и правилам оформления документов, обосновывающих размер запрашиваемых бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий на финансовое обеспечение мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Названная Инструкция разработана в соответствии с постановлением Правительства Республики Дагестан от 21 декабря 2009 г. N 459 "Об утверждении Правил выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Республики Дагестан по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", и утверждена Главным управлением МЧС России по РД и Министерством финансов РД.
Суд также указал, что данный акт не доказывает о причинении какого - либо ущерба домостроению Азизова В.М. по событиям чрезвычайной ситуации местного значения, имевших место в марте и мае 2010 года, что в акте вообще нет ссылки на эти события и даты, содержание этого акта противоречит акту от 21.10.2009 года, по которому произведены все компенсационные выплаты, что обследование повторного жилого дома было поручено не подведомственным федеральным и республиканским органам исполнительной власти, а было поручено закрытому акционерному обществу "Атом".
Суд указал, что в обследовании домостроения Азизова В.М. 16.06.2010 года ЗАО "Атом", являясь частной организацией, не имело право участвовать при обследовании жилого дома Азизова В.М.
В соответствии с поручением Правительства РД от 02.04.2010 года N 19-11 дополнительные обследования по событиям 2010 года с участием необходимо было произвести подведомственными исполнительной власти ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ по РД и ГУП "Дагестангражданкомунпроект".
Вопреки этому поручению Правительства РД обследование проведено негосударственной организацией.
Довод истца о том, что эти специализированные государственные организации отказались и не дали письменного ответа, суд признал не убедительными, поскольку суду не представлены письменные их ответы.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу, что акт от 16.06.2010 г. является недопустимым доказательством, поскольку повторно составлен по одному и тому же событию, имевшее место 21.09.2009 года.
Судебная коллегия полагает, что выводы суда соответствуют требованиям закона и основаны на материалах дела.
Апелляционная жалоба доводов, которые могли бы повлечь отмену решения суда не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Каякентского районного суда Республики Дагестан от 17 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.