Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Джарулаева А.К.,
судей Ашурова А.И., Магомедове М.А.,
при секретаре Магомедове А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Исаева Ш.М. о признании незаконным решение отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "город Буйнакск" от 7 мая 2013 года N об отказе в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления в квартире N, расположенной в доме N в микрорайоне г.Буйнакск, обязании принять новое решение о переустройстве жилого помещения, по апелляционной жалобе Администрации городского округа "город Буйнакск" в лице Главы В.З. на решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 7 ноября 2014 года.
Заслушав доклад судьи Ашурова А.И., объяснения заявителя Исаева Ш.А., его представителя адвоката И.Х., полагавших решение суда законным, просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Исаев Ш.А. обратился в суд с иском к отделу архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "город Буйнакск" о признании незаконным отказа в согласовании переустройства жилого помещения, возложении обязанности произвести согласование переустройства жилого помещения.
Требования мотивированы тем, что в принадлежащем ему на праве собственности жилом помещении по адресу: г.Буйнакск, микрорайон " ... ", д. N, кв. N, решил установить автономную систему отопления, поскольку в отопительный сезон квартира должным образом не отапливалась, было холодно, местами образовалась плесень. С ним проживает старая бабушка, инвалид первой группы и труженик тыла. В связи с чем обратился в администрацию города с заявлением о переустройстве жилого помещения. Письмом отдела архитектуры и градостроительства Администрации городского округа "город Буйнакск" от 7 мая 2013 года N в переустройстве отказано на основании ч. 15 ст. 14 Федерального закона от 27 октября 2010 года N 190 "О теплоснабжении". Полагает данный отказ незаконным, поскольку в квартирах многоквартирных домов допускается установка индивидуальных систем теплоснабжения, планируемый к установке отопительный котел соответствует требованием законодательства.
Решением Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 7 ноября 2014 года постановлено:
"Признать незаконным решение отдела архитектуры и градостроительства при Администрации ГО г.Буйнакск от 07 мая 2014 года N об отказе в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления в квартире N, расположенной в многоквартирном доме N в микрорайоне " ... " г.Буйнакск, незаконным.
Обязать Администрацию ГО г.Буйнакск принять новое решение о переустройстве жилого помещения, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления в квартире N, расположенной в многоквартирном доме N микрорайон " ... " г.Буйнакск".
В апелляционной жалобе Администрация городского округа "город Буйнакск" в лице Главы В.З.., ссылаясь на незаконность, необоснованность решения суда, как вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права, просит его отменить, вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных ОАО "Дагэнеросеть" требований.
Письменных возражений относительно апелляционной жалобы не имеется.
Администрация городского округа "город Буйнакск" надлежащим образом извещена о месте и времени рассмотрения дела, однако его представитель в судебное заседание не явился.
Судебной коллегией отказано в удовлетворении ходатайства Главы Администрации городского округа "город Буйнакск" В.З. об отложении рассмотрения дела на другой срок по причине болезни их представителя.
В связи с чем, руководствуясь ст.167 ГПК РФ, дело рассмотрено в отсутствии представителя Администрация городского округа "город Буйнакск".
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы объяснения заявителя Исаева Ш.А., его представителя адвоката И.Х., полагавших решение суда законным, просивших отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с ч.1 ст.195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным.
Как разъяснено в пунктах 2 и 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении" решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (ч.1 ст.1, ч.3 ст.11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требования закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (ст.ст. 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
Указанным требованиям решение суда не соответствует.
В соответствии с ч.1 ст.1 ЖК РФ право на жилище и его безопасность, необходимость обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, сохранность жилищного фонда и использование жилых помещений по назначению обеспечиваются в соответствии с жилищным законодательством органами государственной власти и органами местного самоуправления.
Из материалов дела следует, что квартира N дома N микрорайон " ... " г.Буйнакск, принадлежащая на праве собственности Исаеву Ш.А., расположенная на первом этаже многоквартирного пятиэтажного дома, в соответствии с техническим паспортом обустроена централизованным отоплением от ТЭЦ.
21 марта 2013 года Исаев Ш.А., с целью повышения степени благоустройства жилого помещения, обратился в Администрацию городского округа "город Буйнакск" с заявлением о переустройстве жилого помещения в связи с переводом на индивидуальное отопление, представив проект и технический паспорт.
Письмом отдела архитектуры и градостроительства при Администрации городского округа "город Буйнакск" от 07 мая 2014 года N отказано в согласовании переустройства жилого помещения на основании ч.15 ст.14 Федерального щзакона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того оспариваемый ответ не содержит основания отказа заявителю в переустройстве жилого помещения, а также, что отопительный прибор индивидуальной системы, который намерен установить Исаев Ш.А., соответствует нормам и правилам, предъявляемым к индивидуальным системам теплоснабжения.
Судебная коллегия, проанализировав обстоятельства дела и представленные в их подтверждения доказательства, не может согласиться с этими выводами суда, поскольку они противоречат нормам материального права и установленным фактическим обстоятельствам дела.
Согласно ч.10 ст.12 ЖК РФ определение условий и порядка переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Согласование переустройства и перепланировки жилых помещений относится к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений (п.7 ч.1 ст.14 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст.25 ЖК РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Согласно ч.1 ст.26 ЖК РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо представляет в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме, утвержденной уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти и необходимые документы, перечень которых определен законом (ч. 2 ст. 26 ЖК РФ).
Полученный заявителем документ, подтверждающий принятие уполномоченным органом решения о согласовании, является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения (ч.5 и ч.6 ст.26 ЖК РФ).
В соответствии со ст.27 ЖК РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае: непредставления определенных ч.2 ст.26 настоящего Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Пунктом 15 ст.14 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что запрещается переход на отопление жилых помещений в многоквартирных домах с использованием индивидуальных квартирных источников тепловой энергии, перечень которых определяется правилами подключения к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, при наличии осуществленного в надлежащем порядке подключения к системам теплоснабжения многоквартирных домов, за исключением случаев, определенных схемой теплоснабжения.
Согласно пункту 1.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 года N 170 (далее Правила), переоборудование жилых и нежилых помещений в жилых домах допускается производить после получения соответствующих разрешений в установленном порядке. Переоборудование жилых помещений может включать в себя: установку бытовых электроплит взамен газовых плит или кухонных очагов, перенос нагревательных сантехнических и газовых приборов, устройство вновь и переоборудование существующих туалетов, ванных комнат, прокладку новых или замену существующих подводящих и отводящих трубопроводов, электрических сетей и устройств для установки душевых кабин, "джакузи", стиральных машин повышенной мощности и других сантехнических и бытовых приборов нового поколения.
Переоборудование и перепланировка жилых домов и квартир (комнат), ведущие к нарушению прочности или разрушению несущих конструкций здания, нарушению в работе инженерных систем и (или) установленного на нем оборудования, ухудшению сохранности и внешнего вида фасадов, нарушению противопожарных устройств, не допускаются (пункт 1.7.2 Правил).
В пункте 1.7.3 Правил указано, что перепланировка квартир (комнат), ухудшающая условия эксплуатации и проживания всех или отдельных граждан дома или квартиры, не допускается.
В силу положений ст.8 ЖК РФ к жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой жилых помещений, использованием инженерного оборудования применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим кодексом. Указанная норма подлежит применению с учетом специальных норм.
Решение вопроса о переустройстве должно быть принято с учетом положений закона об общей собственности жильцов многоквартирного дома и требований, содержащихся в подзаконных актах, которые должны быть соблюдены при проведении переустройства жилого помещения.
В соответствии с ч.4 ст.17 ЖК РФ пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в жилом помещении (доме) граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических и иных требований законодательства.
Как установлено п.1 ст.290 ГК РФ, собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Аналогичные положения содержатся в ч.1 ст.36 ЖК РФ.
В соответствии с п.1 ст.247 ГК РФ, ч.2 ст.36 ЖК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.
В силу положений Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 года N 491, внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях, включается в состав общего имущества многоквартирного дома.
Согласно ч.2 ст.40 ЖК РФ, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, проект переустройства должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования, быть согласованным с органом местного самоуправления, на территории которого расположено жилое помещение, а также с собственниками жилья в многоквартирном доме.
Судебная коллегия полагает, что находящиеся в квартирах подводящие трубопроводы отопления и обогревающие элементы системы отопления предназначены для обслуживания более одной квартиры, относятся к общему имуществу многоквартирного дома, и их демонтаж приведет к уменьшению общего имущества многоквартирного дома. В связи с чем для согласования переустройства жилого помещения Исаева Ш.А. требуется согласие всех собственников помещений многоквартирных домов, которое заявителем администрации представлены не были.
Такого согласования всех собственников жилых помещений многоквартирного дома на переустройство квартиры Исаева Ш.А в материалах дела не имеется.
Судебная коллегия отмечает, что представленный заявителем проект о переоборудовании жилого на индивидуальное отопление, отключению квартиры от существующей системы отопления с подключением индивидуального отопления, не содержит данных о согласовании проектов с теплоснабжающей организацией
Доводы заявителя об отсутствии необходимости согласования рабочего проекта с теплоснабжающей организацией, являются несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
В соответствии с п.21 ч.2 ст.2 Федерального закона от 30 декабря 2009 года N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" система инженерно-технического обеспечения - это одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.
Согласно ч.2 ст.36 названного закона параметры и другие характеристики систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации. Указанное соответствие должно поддерживаться посредством технического обслуживания и подтверждаться в ходе периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния систем инженерно-технического обеспечения, проводимых в соответствии с законодательством РФ.
Согласно пункту 6.5.5 СП 60.13330.2012 "Свод правил. Отопление, вентиляция и кондиционирование воздуха. Актуализированная редакция СНиП 41-01-2003" выбросы дымовых газов следует предусматривать через коллективные дымовые каналы (трубы) выше кровли здания. Устройство дымоотводов от каждого теплогенератора через наружные стены (в том числе через окна, под балконами и лоджиями) в жилых многоквартирных домах не допускается.
Таким образом, проект переустройства заявителем его квартиры должен соответствовать строительным нормам и правилам проектирования и быть согласованными с теплоснабжающей организацией, так как затрагивают общедомовую инженерную систему отопления.
Доказательств, свидетельствующих о том, что при переустройстве системы теплоснабжения жилого помещения не будет нарушен гидравлический режим во внутридомовой системе теплоснабжения и тепловой баланс всего здания, суду не представлено.
На основании приведенных правовых норм, и принимая во внимание, что заявителем согласие собственников многоквартирного дома N о возможности переустройства и установки газового котла в квартире N получено не было, газоиспользующее оборудование по существу является источником повышенной опасности, представляя потенциальную опасность возникновения пожара, взрыва, и как следствие, причинение вреда жизни и здоровью людей, а также крупного материального ущерба, а установка газового оборудования в жилом помещении создает реальную угрозу и опасность жильцам дома, с которыми в установленном порядке монтирование газового оборудования и переход на автономное газовое отопление не согласованы, а также отсутствует проект, согласованный теплоснабжающей организацией, оснований для удовлетворения заявленных Исаевым Ш.А. требований не имелось.
Таким образом, оспариваемое решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Как следует из разъяснений п.36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 июня 2012 года N 13 "О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции" при отмене судом апелляционной инстанции по результатам рассмотрения апелляционной жалобы решения суда первой инстанции по основаниям, предусмотренным ч.1 ст.330 ГПК РФ, в соответствии с положениями ст.328 ГПК РФ судом апелляционной инстанции по делу принимается новое решение.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе Исаеву Ш.А. в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Буйнакского городского суда Республики Дагестан от 7 ноября 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении заявления Исаева Ш.М. о признании незаконным решение отдела архитектуры и градостроительства администрации городского округа "город Буйнакск" от 7 мая 2013 года N об отказе в согласовании заявления о переустройстве жилого помещения, заключающегося в установке индивидуальной системы отопления в квартире N, расположенной в доме N в микрорайоне г.Буйнакск, обязании принять новое решение о переустройстве жилого помещения - отказать.
Председательствующий А.К. Джарулаев
Судьи А.И. Ашуров
М.А. Магомедов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.