Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Решетниковой И.Ф., Довиденко Е.А.,
при секретаре Ретунской Н.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейской районе Алтайского края на решение Алейского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2014 года по делу
по иску Т.Г.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на получение и назначение пенсии.
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Т.Г.Г. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края (далее по тексту - ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края, Пенсионный фонд) о признании незаконным отказа в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на получение и назначение пенсии.
В обоснование исковых требований указал на то, что 14 апреля 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости на основании п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Решением от 20 мая 2014 года *** ему было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости из-за отсутствия требуемого специального стажа 25 лет.
Считает данное решение незаконным, поскольку ответчиком не засчитан в специальный стаж период его работы с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШ *** Душанбинского горОНО по причине того, что наименование учреждения сокращено и нет документального подтверждения полного наименования; не засчитан в специальный стаж период его работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года по причине того, что постановлением Правительства Российской Федерации *** от 22 сентября 1999 года и постановлением Правительства Российской Федерации *** от 29 октября 2002 года не предусмотрено наименование учреждения "Детско-юношеский клуб физической подготовки"; не засчитан в специальный стаж период его работы с 01 ноября 1999 года по 14 апреля 2014 года по причине того, что индивидуальные сведения застрахованного лица сданы без кода особых условий.
Из системного толкования нормативно-правовых документов следует, что сокращенное наименование ДЮШС является аббревиатурой наименования учреждения "Детско-юношеская спортивная школа".
Несмотря на то, что в наименовании учреждения, в котором в период с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года он работал, присутствует слово "клуб", а постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 и от 29 октября 2002 года N781 данное наименование учреждения не предусмотрено, данный период подлежит включению в льготный стаж, поскольку учреждение, в котором он работал в спорный период и продолжает работать в настоящее время, неоднократно меняло свое наименование.
В соответствии с уставом данного учреждения оно является образовательным учреждением дополнительного образования детей муниципального подчинения. Основным направлением деятельности является реализация учебных программ по развитию и совершенствованию физкультурно-оздоровительной работы среди учащихся образовательных школ и профессиональных училищ, разработанных учреждениями дополнительного образования и Министерством образования Российской Федерации. Смена наименования учреждения не привела к изменению целей и задач, функций, а также предмету деятельности учреждения. Кроме того, наименование учреждения, само по себе, не предопределяет различие в условиях и характере его профессиональной деятельности в указанной должности.
Факт занятия его педагогической деятельностью в период работы (без кода особых условий) подтверждается карточками - справками, приказами, расчетными листками, в которых указаны его должность, дающая ему право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
С учетом уточненных исковых требований просил признать недействительным решение ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края от 20 мая 2014 года N 213 от отказе в установлении пенсии; обязать ответчика включить в его стаж периоды работы: с 27 октября 1981 года по 29 мая 1983 года прохождение военной службы в ВС СССР; с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШ N 10 Душанбинского горОНО; с 01 ноября 1999 года по 14 апреля 2014 года в детско-юношеском клубе физической подготовки; в муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школе; в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа, обязать ответчика назначить ему досрочную трудовую пенсию по старости по п.п.19 п.1 ст.27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" со дня обращения, то есть с 14 апреля 2014 года.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 12ноября 2014 года исковые требования удовлетворены.
Судом постановлено признать недействительным решение ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края от 20 мая 2014 года N312 об отказе в установлении пенсии Т.Г.Г.;
возложить на ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края обязанность включить в педагогический стаж Т.Г.Г., дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 27 октября 1981 года по 29 мая 1983 года, периоды работы с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШ N10 Душанбинского горОНО в должности "данные изъяты"; с 01 ноября 1999 года по 13 апреля 2014 года в должности "данные изъяты" в Детско-юношеском клубе физической подготовки; в муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школе, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа, в должности "данные изъяты"
признать за Т.Г.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости и возложить на ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края обязанность назначить ему пенсию с даты обращения за назначением пенсии - с 14 апреля 2014 года.
С ГУ-УПФР в г.Алейске и Алейском районе Алтайского края в пользу Т.Г.Г. взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере "данные изъяты" рублей.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что судом необоснованно в специальный стаж истца включен период службы в Вооруженных силах СССР, поскольку возможность зачета указанного периода в соответствии с постановлением Совета Министров от 17 декабря 1959 года N1397 предусмотрена только в случае, если требуемый педагогический стаж (2/3) выработан на дату отмены данного постановления, оно отменено 01 октября 1993 года. Действующим законодательством не предусмотрена возможность включения в стаж на соответствующих видах работ служба в составе Вооруженных сил СССР, таким образом, оснований для включения оспариваемого периода в специальный стаж не было.
Период работы истца с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШN10 Душанбинского горОНО в должности "данные изъяты" не может быть включен в специальный стаж, поскольку в списках работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пп.19. п.1 ст.27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067, Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, наименование учреждения ДЮСШ не предусмотрено.
Период работы с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года в должности "данные изъяты" в Муниципальном детско-юношеском клубе физической подготовки, не должен быть включен в специальный стаж, так как сведения сданы без кода особых условий. Кроме того, постановлением Правительства N463 от 06 сентября 1991 года, действовавшем до 01 ноября 1999 года, постановлением Правительства N1067 от 22 сентября 1999 года и постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года, не предусмотрено наименование учреждения "Детско-юношеский клуб физической подготовки".
Сведения по периоду работы с 01 ноября 1999 года по 14 апреля 2014 года (дата подачи заявления) сданы общими условиями, то есть без кода особых условий. Кроме того, по мнению заявителя, этот период не может быть включен, поскольку на 1 января 2001 года у лица должен быть стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев. Данного стажа у истца нет, так как служба в армии не может быть засчитана в льготный стаж, работа, выполняемая в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года, не является тождественной той, что указана в списках, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067.
Лица, участвующие в деле в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверяя законность судебного акта в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п.п.19 п.1 ст.27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Пунктом 2 ст.27 данного Федерального закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с п.1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2002 года N781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
Пунктом 2 раздела "Наименование должностей" вышеуказанного Списка предусмотрены: директор, тренер-преподаватель, старший тренер-преподаватель, педагог дополнительного образования; пунктом 2 раздела "Наименование учреждений" среди учреждений дополнительного образования (внешкольных учреждений) предусмотрены детско-юношеские спортивные школы всех наименований, центр развития творчества детей и юношества, центр детского творчества, дворец творчества детей и молодежи.
Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.
Как установлено судом и следует из материалов дела 14 апреля 2014 года Т.Г.Г. обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости ранее достижения общего пенсионного возраста (60 лет), в связи с осуществлением педагогической деятельности (л.д.106 (обор) - 109).
В подтверждение трудового стажа он представил трудовую книжку и иные необходимые документы.
Согласно данным трудовой книжки Т.Г.Г. истец работал: - с 03 августа 1981 года по 20 октября 1981 года в Таджикском республиканском совете добровольного спортивного общества профсоюзов "Мехнат" в должности "данные изъяты"
- с 27 октября 1981 года по 04 июня 1983 года проходил службу в Советской Армии;
- с 01 июля 1983 года по 02 августа 1983 года в должности "данные изъяты" на заводе при Душанбинском НИИ "Фондов";
- с 10 августа 1983 года по 30 июля 1984 года в Таджикском республиканском совете добровольного спортивного общества профсоюзов "Мехнат" в должности "данные изъяты"
- с 04 августа 1984 года по 27 мая 1985 года в Центральном райОНО в должности "данные изъяты" с правом ведения часов физкультуры;
- с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в Душанбинском ГорОНО в должности "данные изъяты" на 0,5 ставки "данные изъяты"
- с 15 декабря 1992 года по 17 октября 2000 года в Детско-юношеском клубе физической подготовки в должности "данные изъяты"
- с 18 октября 2000 года по настоящее время в должности "данные изъяты" в Детско-юношеском клубе физической подготовки, Муниципальном детско-юношеский клуб физической подготовки; муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа (л.д.13-17).
Решением N312 от 20 мая 2014 года ГУ УПФР в городе Алейске и Алейском районе Алтайского края отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Т.Г.Г. из-за отсутствия требуемого стажа 25 лет, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность.
Отказ мотивирован тем, что Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N463, Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N1067 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781 наименование учреждения ДЮСШ не предусмотрено, в связи с чем, период работы с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в должности "данные изъяты" в ДЮСШ N10 Душанбинского горОНО не засчитан в специальный стаж; Постановлением Правительства Российской Федерации N1067 от 22 сентября 1999года и Постановлением Правительства Российской Федерации N781 от 29 октября 2002 года не предусмотрено наименование учреждения "Детско-юношеский клуб физической подготовки", в связи с чем, периоды работы с 01 ноября 1999 года по 17 октября 2000 года в Муниципальном детско-юношеском клубе физической подготовки в должности "данные изъяты" и с 01 ноября 1999 года по 31 декабря 2000года в Муниципальном детско-юношеском клубе физической подготовки в должности "данные изъяты" не могут быть засчитаны в специальный стаж. На основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, которые формируются на основании данных представляемых работодателем период с 01 ноября 1999 года по 14 апреля 2014 года представлен без кода особых условий, в связи с чем не зачитывается в специальный стаж.
Разрешая спор и удовлетворяя исковые требования о признании за Т.Г.Г. право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд включил в стаж работы истца период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 27 октября 1981 года по 29 мая 1983 года, периоды работы с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШ N10 Душанбинского горОНО в должности "данные изъяты"; периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 апреля 2014 года в должности "данные изъяты" в Детско-юношеском клубе физической подготовки; в муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школе, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа, в должности "данные изъяты" Включение указанных периодов работы в его специальный стаж в совокупности составляет более 25 лет и дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости.
Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда и не находит оснований для отмены решения.
Признавая обоснованность заявленных требований и возлагая на пенсионный орган обязанность включить в стаж, дающий прав истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 27 мая 1985 года по 14 декабря 1992 года в ДЮСШ N10 Душанбинского горОНО в должности "данные изъяты", суд верно руководствовался Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397 о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, а также Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", в котором предусмотрены учреждение "детско-юношеская спортивная школа" и должность "данные изъяты"
При этом судом дана оценка имеющейся в материалах дела справке *** от 29 июля 2014 года, выданной исполнительным органом государственной власти г.Душамбе Детско-юношеская спортивная N 10 по футболу, исходя из которой следует, что сделанная запись в трудовой книжке Т.Г.Г. следует считать: "В порядке перевода (ст.34 п.5 КЗОТ Таджикской ССР назначен на должность "данные изъяты" Детско-юношеской спортивной школы N 10 по футболу".
В учетной карточке *** члена КПСС Т.Г.Г. имеется запись о роде занятий с начала трудовой деятельности с мая 1985 года - работа в г.Душанбе Таджикской ССР в должности "данные изъяты" комплексной детско-юношеской спортивной школы N 10.
В трудовой книжке истца под *** о приеме на работу наименование учреждения указано в сокращенной варианте: вместо "детско-юношеская спортивная школа" указано "ДЮСШ N 10".
Таким образом, работа истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (7 лет 6 месяцев 17 дней) в качестве "данные изъяты" в ДЮСШ N10 Душанбинского ГорОНО подлежит включению в его специальный стаж, поскольку указание работодателем неполного наименования учреждения в трудовой книжке истца не может служить законным основанием для отказа во включении данного периода в специальный стаж.
Включая в стаж дающий прав истцу на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы с 01 ноября 1999 года по 13 апреля 2014 года в должности "данные изъяты" в Детско-юношеском клубе физической подготовки в г.Алейске, а также в должности "данные изъяты" в муниципальном учреждении дополнительного образования детей Детско-юношеской спортивной школе, в муниципальном бюджетном образовательном учреждении дополнительного образования детско-юношеская спортивная школа в г.Алейске, суд обосновано пришел к выводу о тождественности в наименованиях "детско-юношеский клуб физической подготовки" и "детско-юношеская спортивная школа".
Действительно, списком должностей и учреждений, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N781, наименование вида учреждения "Детско-юношеский клуб физической подготовки" отсутствует.
В тоже время в п.16 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, включить в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (п.1 ст.27 Федерального закона N173-ФЗ), период работы, подлежащий, по мнению гражданина, зачету в данный стаж, необходимо учитывать, что вопрос о тождественности выполняемых истцом работ, занимаемой должности, имеющейся профессии тем работам, должностям, профессиям, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, решается судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и имеющимся профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). При этом установление тождественности различных наименований работ, профессий, должностей не допускается.
Принимая во внимание свидетельство о государственной регистрации (перерегистрации) Муниципального учреждения "Детско-юношеский клуб физической подготовки", постановления администрации г.Алейска Алтайского края N844 от 28 ноября 2001 года, N952 от 04 августа 2011 года о переименовании учреждения, анализируя в сравнении Устав Алейского муниципального Детско-юношеского клуба физической подготовки, утвержденному, а также Уставы Детско-юношеской спортивной школы, судом установлено, что на протяжении всего периода работы учреждение, в котором работал истец, неоднократно меняло свое наименование, однако вид деятельности, характер, специфика, условия работы, функциональные обязанности, нормы рабочего времени, должности Т.Г.Г. оставались не измененными. Выводы суда стороной ответчика не опровергнуты, доказательств обратного не представлено.
Кроме того, судом обоснованно включен в стаж работы Т.Г.Г. период прохождения службы в Вооруженных силах СССР с 27 октября 1981 года по 29 мая 1983 года (1 год 7 мес. 2 дня).
Список должностей и учреждений, не предусматривает включение в специальный стаж периода службы в составе Вооруженных Сил СССР, также как и действовавшие до 1 января 2002 года нормативные правовые акты, которые принимались в соответствии с Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Вместе с тем, Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N1397, предусматривалось право на назначение льготной пенсии с учетом службы в Вооруженных Силах СССР.
Данное Постановление Совмина СССР в период работы и службы истца действовало и применялось для льготного назначения пенсии, а потому спорный период подлежал включению в специальный педагогический стаж.
Иное толкование закона свидетельствовало бы о придании обратной силы закону, ухудшающему положение гражданина, поскольку выражалось бы в отмене льгот и гарантий, установленных ранее действующим законодательством, а это, в соответствии со ст.55 Конституции Российской Федерации, определяющей, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина, является недопустимым.
Данная правовая позиция изложена и в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N2-П, согласно которому вносимые законодателем изменения, в том числе в порядок подсчета трудового стажа, не должны приводить к снижению уровня пенсионного обеспечения граждан.
Указанная в Положении от 17 декабря 1959 года N 1397 "О порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения" работа подлежала включению в стаж при определенном условии.
Пунктом 4 Положения предусмотрено, что время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 настоящего Положения, засчитывается в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с настоящим Постановлением, приходится на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на эту пенсию, 2/3 от 25 лет составляет 16 лет 8 месяцев.
На момент обращения Т.Г.Г. в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, с учетом включенных судом в специальный стаж истца периодов работы в должности тренера-преподавателя и директора, им было выработано более 2/3 стажа, требуемого для назначения досрочной трудовой пенсии, в должности и учреждении, работа в которых дает право на эту пенсию.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, у Т.Г.Г. возникло право на включение спорных периодов работы в его специальный стаж, что дает ему право на досрочное назначение пенсии по старости.
Не может служить основанием для отмены обжалуемого решения указание в апелляционной жалобе на том, что в индивидуальных сведениях истца за период работы с 01 ноября 1999 года по 13 апреля 2014 года не проставлен код льготы, с учетом которого определяется его право на досрочную трудовую пенсию, поскольку, как верно указал суд, отсутствие указанных сведений является виной лиц, обязанных представлять индивидуальные сведения, и не может являться препятствием для реализации истцом пенсионных прав.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводов суда, свидетельствуют о неверном толковании норм пенсионного законодательства и являлись предметом рассмотрения и исследования в суде первой инстанции, им была дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем у судебной коллегии не имеется оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения.
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 12 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Алейске и Алейской районе Алтайского края - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.