Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Мжельской Г.А.,
судей Довиденко Е.А., Параскун Т.И.,
при секретаре "данные изъяты"
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Ш. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 октября 2014 года по делу
по иску Ш. к Территориальному управлению пос.Затон, администрации г.Барнаула, администрации Центрального района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, включении в список, возложении обязанности произвести выплату.
Заслушав доклад судьи Довиденко Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Ш. обратились в суд с иском к Территориальному управлению пос.Затон, администрации Центрального района г.Барнаула, Управлению социальной защиты населения по г.Барнаулу о признании действий незаконными, включении в список, возложении обязанности произвести выплату.
В обоснование заявленных требований указала, что с (дата) проживает в г.Барнауле в п. затон по "адрес". В конце мая, начале июня 2014 года на территории мкр. Затон произошел паводок, была введена чрезвычайная ситуация. На основании распоряжений Губернатора Алтайского края от 01.06.2014 года N 187-р, от 05.06.2014 года N 200-р, от 05.06.2014 года N 201-р из резервного фонда Администрации Алтайского края на оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от наводнения в мае-июне 2014 года, предусмотрена выплата по 10 000 руб. на домовладение. При этом Ш. указанная выплата произведена не была, поскольку она не была включена в список на указанную единовременную помощь по вине ответчиков. Считает, что имеет право на получение материальной помощи из средств краевого бюджета в размере 10 000 руб., поскольку, не смотря на то, что ее квартира расположена в многоквартирном доме и находится на втором этаже, пострадало ее имущество, была отключена электроэнергия, у нее испортились продукты в холодильнике. Кроме того пострадало общее имущество собственников многоквартирного дома.
Согласно спискам истцу предоставлена выплата в размере 10 000 руб. из федерального бюджета.
Поэтому, с учетом уточнения требований, истец просила возложить на администрацию г.Барнаула, администрацию Центрального района г.Барнаула и Территориальное управление мкр. Затон обязанность включить её в списки пострадавших от паводка в 2014 году; на Администрацию г.Барнаула и администрацию Центрального района г.Барнаула обязанность включить в списки затопленных домостроений дом по адресу "адрес" мкр. Затон; на Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу обязанность выплатить истцу единовременную материальную помощь на жилое помещение в размере 10 000 руб.
Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 октября 2014 года( с учетом определения об исправлении описки от 25.12.2014г.) в удовлетворении исковых требований Ш. отказано.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что попав в трудную жизненную ситуацию в результате затопления, ей был причинен материальный ущерб, она претерпевала неудобства, испытывала нравственные страдания. Распоряжение администрации Алтайского края N 314-р от 05.09.2014, на которое сослался суд в решении в обоснование отказа в иске, не было опубликовано в газете "Алтайская правда", поэтому оно не подлежит применению. Не включение истицы в Списки пострадавших от паводка в 2014 году нарушает её конституционные права.
В возражениях на апелляционную жалобу Главалтайсоцзащита и администрация Центрального района г.Барнаула просят в её удовлетворении отказать, решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции истица на доводах апелляционной жалобы настаивала, представитель ответчика Управления социальной защиты населения по г.Барнаулу просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежаще, о причинах неявки не уведомили, в связи с чем, на основании положений статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 3271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с настоящей статьей устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Подпунктом "л" п. 1 ст. 11 данного Федерального закона предусмотрено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайный ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.02.2014 N110 "О выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий" бюджетные ассигнования из резервного фонда выделяются федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для частичного покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией чрезвычайных ситуаций, в частности (п. "г") оказание гражданам единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей на человека; и (п. "д") оказание гражданам финансовой помощи в связи с утратой ими имущества первой необходимости (из расчета за частично утраченное имущество - 50 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество - 100 тыс. рублей на человека).
Распоряжением Правительства РФ от 09.06.2014 N 994 предписано выделить администрации Алтайского края денежные средства из резервного фонда Правительства РФ для покрытия расходов на финансовое обеспечение мероприятий, связанных с ликвидацией последствий паводка от сильных дождей, прошедших в мае-июне 2014г.
Во исполнение данного распоряжения постановлением администрации Алтайского края от 10.06.2014 N 270 утвержден Порядок осуществления единовременных денежных выплат гражданам в связи с возникновением чрезвычайной ситуации на территории Алтайского края в результате паводка в мае-июне 2014г., пунктами 2.1, 2.2 которого предусмотрено, что получателями единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества являются граждане, постоянно проживавшие в жилых помещениях, попавших в зону затопления в результате чрезвычайной ситуации. Денежные выплаты предоставляются гражданину один раз по месту жительства в зоне затопления, подтвержденному регистрацией.
Кроме указанных выплат федерального бюджета распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 года N 201-р гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года, предусмотрено выделение средств на оказание единовременной материальной помощи в размере 10 000 руб. на домовладение (жилое помещение) за счет средств краевого бюджета. Главному управлению Главалтайсоцзащита поручено обеспечить целевое использование выделенных средств.
На основании данного распоряжения Администрации Алтайского края приказом начальника Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 года управление социальной защиты населения по г.Барнаулу и комиссия по предоставлению материальной помощи гражданам при данном управлении наделены полномочиями по принятию решения о предоставлении единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в г.Барнауле в мае-июне 2014г., на неотложные нужды в пределах 10 000 руб. на каждое домовладение на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставленных администрацией города Барнаула и органами МЧС.
Как установлено судом, Ш. проживает и зарегистрирована по месту жительства в жилом помещении - "адрес", расположенной на втором этаже многоквартирного жилого дома по "адрес"
В июне 2014 года жилой дом, в котором проживает истица, попал в зону затопления в связи со сложившейся ситуацией, которая была зарегистрирована как чрезвычайная.
Ш. была включена в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи в результате паводка в размере 10 000 руб. за счет средств федерального бюджета, в соответствии с постановлением Администрации Алтайского края от (дата) *** и получила указанные денежные средства, что не оспаривалось лицами, участвующими в деле.
В июне 2014 года истец обратилась в Управление соцзащиты населения по г.Барнаулу с заявлением о предоставлении единовременной материальной выплаты в соответствии с распоряжением администрации Алтайского края от 05.06.2014 N 201-р. Уведомлением органа соцзащиты от (дата) Ш. сообщено об отказе в предоставлении материальной помощи по тому основанию, что она отсутствует в списках пострадавших граждан, предоставленных администрацией г.Барнаула и органами МЧС России.Разрешая спор и отказывая в иске, суд исходил из того, что материальная помощь имела ограниченный объем финансирования, предназначалась для целевых выплат определенному законом кругу лиц, а именно гражданам, признанным в установленном законом порядке малоимущими. Однако истцом не представлены документы, подтверждающие статус малоимущей, а также того, что ее семья имеет среднедушевой доход, размер которого не превышает величины прожиточного минимума, и оказалась в трудной жизненной ситуации. Кроме того, руководствуясь изменениями, внесенными в распоряжение N 201-р от 05.06.2014 распоряжением администрации Алтайского края N 314-р от 05.09.2014, суд пришел к выводу, что в связи с проживанием истца на втором этаже жилого дома, она не имеет права на указанную выплату.
Судебная коллегия не соглашается с выводами суда в данной части ввиду следующего.
Правовым основанием для выплаты единовременной материальной помощи пострадавшим гражданам является Федеральный закон от 21.12.1994 N 68-ФЗ и Распоряжения Администрации Алтайского края N 187-р от 01.06.2014, N 200-р от 05.06.2014, N 201-р от 05.06.2014, N 204-р от 09.06.2014.
Данными актами предусмотрено оказание единовременной материальной помощи гражданам, пострадавшим от паводка в мае-июне 2014 года (по 10 тыс. руб. на домовладение, жилое помещение). Главному управлению Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне поручено обеспечить целевое использование выделенных средств.
Таким образом, единственным критерием для определения права на получение единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в соответствии с указанными распоряжениями является отнесение гражданина к числу пострадавших в результате паводка в мае-июне 2014г. При этом порядок предоставления материальной помощи названными актами не определен.
Приказом Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 Управление социальной защиты населения по г.Барнаулу и комиссии по предоставлению материальной помощи при данном управлении наделены полномочиями на принятие решения о предоставлении единовременной материальной помощи пострадавшим от паводка в г.Барнауле. Этим же приказом установлено осуществлять предоставление такой помощи на неотложные нужды на основании списков пострадавших граждан и информации о затопленных домовладениях, предоставляемых администрацией г.Барнаула и органами МЧС России.
Согласно имеющейся в деле информации многоквартирный жилой дом, в котором проживает истец, оказался в зоне затопления и пострадал от паводка, что явилось основанием для включения истца в Списки граждан, нуждающихся в оказании единовременной материальной помощи за счет средств федерального бюджета.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что истец относится к категории граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, что в силу указанного выше распоряжения администрации Алтайского края дает ему право на получение единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на жилое помещение.
Выводы суда о том, что в соответствии с действующими Правилами предоставления материальной помощи малоимущим гражданам и гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации, утвержденными постановлением Администрации Алтайского края N 466 от 05.10.2007, и Порядком рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставления материальной помощи, утвержденного Приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187, истица не представила документы, подтверждающие статус малоимущей, не могут служить основанием для отказа в такой выплате, поскольку как следует из ответа органа соцзащиты данные обстоятельства в качестве значимых не определялись и не устанавливались. Определяющее значение для отказа в выплате компенсации, как усматривается из ответа от (дата), имел факт отсутствия истца в списках пострадавших граждан.
Согласно п. 4 Порядка рассмотрения обращений малоимущих граждан и граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, о предоставлении материальной помощи, утвержденного Приказом Главалтайсоцзащиты от 02.11.2009 N 187, граждане, находящиеся в трудной жизненной ситуации, при обращении за материальной помощью, представляют следующие документы: заявление в письменной форме от себя лично, от имени своей семьи, опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина (п.п. "а"); документ, удостоверяющий личность (п.п. "б"); документы (акт о пожаре, наводнении, выписка из истории болезни, смета на ремонт жилья и иные документы), подтверждающие наличие трудной жизненной ситуации (п.п. "д").
Обращения граждан о предоставлении материальной помощи в силу п.3 Порядка рассматриваются: управлениями социальной защиты населения по муниципальным районам и городским округам; Главным управлением Алтайского края по социальной защите населения и преодолению последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
При наличии распоряжения либо письменного поручения Губернатора Алтайского края или его заместителей об оказании гражданам материальной помощи в конкретной сумме заявления граждан в комиссионном порядке не рассматриваются, и материальная помощь выплачивается на основании данного поручения в течение 10 дней с момента его поступления в Главное управление (п.10 Порядка). В исключительных случаях при невозможности предоставления документов комиссия вправе принять решение о предоставлении материальной помощи без предоставления документов (п.15 Порядка).
Таким образом, с учетом объявленной в Алтайском крае чрезвычайной ситуации орган, в компетенцию которого входит решение вопроса о предоставлении материальной помощи, не должен был и не требовал от гражданина представления всего пакета документов, подтверждающего нахождение гражданина в трудной жизненной ситуации. В качестве таковой ситуации на основании распоряжения губернатора Алтайского края N 187-р от 01.06.2014, N 200-р от 05.06.2014, N 201-р от 05.06.2014 и Приказа Главалтайсоцзащиты N 211 от 10.06.2014 расценивалось включение в список пострадавших в результате затопления дома.
Судебная коллегия считает, что оценка в совокупности и взаимной связи имеющихся в деле доказательств подтверждает, что вода в результате паводка в многоквартирный жилой дом, где проживает истец, заходила, дом пострадал и требует ремонта.
Таким образом, истец на основании перечисленных выше актов должна была быть отнесена к категории лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации, пострадавших от паводка, которым на неотложные нужды предоставляется единовременная материальная помощь в размере 10 000 рублей на домовладение.
Доводы ответчиков о том, что распоряжением администрации Алтайского края от 05.09.2014 N 314-р круг лиц, имеющих право на материальную помощь в соответствии с распоряжениями N 187-р, 200-р, 201-р, 204-р, ограничен проживающими в помещениях не выше первого этажа, не влияют на выводы о наличии у истца права на указанную выплату, поскольку как следует из обстоятельств дела, Ш. обратилась в орган соцзащиты в июне 2014 года, то есть до издания администрацией края распоряжения 05.09.2014 N 314-р "О внесении изменений в распоряжения от 01.06.2014 N 187-р, от 05.06.2014 N 200-р и 201-р, от 09.06.2014 N 204-р". Таким образом, на момент обращения как в компетентный орган, так и в суд(24.07.2014г) право истца на получение единовременной выплаты как гражданина, пострадавшего от паводка, не было ограничено, исключений в отношении граждан, жилые помещения которых расположены на втором этаже, не устанавливалось.
Кроме того судебная коллегия учитывает, что последующее внесение изменений, ограничивающих круг лиц, имеющих право на выплату, не должно ставить граждан, пострадавших от паводка в мае-июне 2014 года, обратившихся с заявлением о выплате и не получивших выплату до 05.09.2014, в неравное положение с гражданами данной категории, которым выплата была произведена до внесения соответствующих изменений в вышеуказанные распоряжения администрации края.
Новое правовое регулирование должно соблюдать принципы справедливости, равенства и поддержания доверия граждан к закону и действиям органов государственной власти и не ухудшать правовое положение личности, ограничивать её субъективные права, уже существующие в конкретных правоотношениях.
На основании изложенного судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований истца путем возложения на администрацию Центрального района г.Барнаула обязанности включить Ш. в Список граждан на получение единовременной материальной помощи на домовладение (квартиру) за счет средств бюджета Алтайского края.
Отказ Управления социальной защиты населения по городу Барнаулу в выплате денежных средств при отсутствии Ш. в Списках пострадавших являлся правомерным, а возложение на орган местного самоуправления обязанности включить заявителя в Списки предоставляет ей право на получение указанной единовременной материальной помощи.
Таким образом, решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении исковых требований в части.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу истца Ш. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 6 октября 2014 года удовлетворить частично, указанное решение суда отменить в части отказа в иске к администрации Центрального района г. Барнаула и вынести в указанной части новое решение.
Исковые требования Ш. удовлетворить частично.
Возложить на администрацию Центрального района г. Барнаула Алтайского края обязанность включить Ш. в Списки граждан на получение единовременной материальной помощи на домовладение (квартиру) за счет средств бюджета Алтайского края.
В остальной части иск оставить без удовлетворения, а решение суда в остальной части - без изменения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.