Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
при секретаре Аюповой И.Р.,
с участием:
ФИО4 - директора ОАО " ... ";
ФИО2 - защитника ОАО " ... ";
ФИО3 - представителя Управления Росприроднадзора по РБ,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника ФИО2 в интересах ОАО " ... " на решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы Республики Башкортостан от 27.01.2015 года, которым:
постановление государственного инспектора РФ по РБ Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по РБ от дата N ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.8.5 КоАП РФ в отношении ОАО " ... ", оставлено без изменения, жалоба ОАО " ... " - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛА:
постановлением старшего государственного инспектора РФ по РБ по охране природы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Башкортостан (далее Управление Росприроднадзора по РБ) от 19.11.2014г. N ... , оставленным без изменения решением судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от 27.01.2015 г., юридическое лицо - ОАО ... ", признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Башкортостан, защитник в интересах ОАО " ... " выражает несогласие с вынесенными постановлением должностного лица и решением судьи и просит об их отмене.
В судебном заседании директор ОАО " ... " ФИО4 и защитник ОАО " ... " доводы жалобы поддержали, представитель Управления Росприроднадзора по РБ доводы жалобы не признал, просил решение судьи оставить без изменения.
Изучив материалы дела, выслушав участников производства по делу об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, прихожу к выводу, что жалоба на решение судьи по делу об административном правонарушении не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст.8.5 КоАП РФ сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей(в ред. Федерального закона от 22.06.2007 N 116-ФЗ).
Из протокола об административном правонарушении от 22.10.2014 г. усматривается, что в результате плановой выездной проверки в период с 21.07.2014 г. по 15.08.2014 г. установлено, что ОАО " ... ", обязанное соблюдать требования природоохранного законодательства РФ, осуществляет свою деятельность с их нарушением.
Согласно представленным справкам, в статистической отчетности 2-ТП (отходы) учтены не все отходы, образовавшиеся на ОАО " ... " в 2013 г.: на обезвреживание было передано 48 шт. ртутных ламп вида ДРЛ, 21 шт. масляных фильтров отработанных, 12 шт. воздушных фильтров отработанных, а в представленном отчете по форме N2-ТП (отходы) за 2013 г. данная информация отсутствует.
Таким образом, ОАО " ... " допущено искажение представляемой информации о количестве фактически размещенных на полигоне ТБО отходов, повлекшее за собой искажение установленных нормативов и лимитов на их размещение.
Ответственность за данное административное правонарушение предусмотрена ст. 8.5 КоАП РФ.
Согласно ст.42 Конституции РФ, каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Данное положение нашло свое отражение в ч.1 ст.11 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", которая устанавливает, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Часть 2 ст. 16 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" определяет виды негативного воздействия на окружающую среду, к которым относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно ст.18 Федерального закона от 24.06.1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы субъекта РФ в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Юридические лица, в результате хозяйственной или иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Статьей 19 вышеуказанного закона регламентировано, что юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п.3 Приказа Росстата от 28.01.2011 г. N 17 "Об утверждении
статистического инструментария для организации Росприроднадзором федерального статистического наблюдения за отходами производства и потребления" учету подлежат все виды отходов производства и потребления, находящиеся в обращении у респондента, кроме радиоактивных.
В нарушение вышеуказанных норм действующего законодательства юридическим лицом - ОАО " ... ", не были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования.
Частью 2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, должностное лицо и судья обоснованно и законно указали, что в действиях юридического лица - ОАО " ... ", усматриваются признаки состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст.8.5 КоАП РФ, то есть сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, лицами, обязанными сообщать такую информацию.
Факт совершения указанного административного правонарушения подтвержден собранными по делу доказательствами, которые исследованы и оценены в совокупности по правилам ст.26.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Доводы жалобы защитника ОАО " ... " о том, что должностным лицом Управления Росприроднадзора по РБ нарушены нормы материального и процессуального права, а также о том, что выводы о виновности ОАО основаны на доказательствах, полученных с нарушением закона, проверены судьей первой инстанции и своего подтверждения не нашли.
Вина ОАО " ... " подтверждается доказательствами в материалах дела, которым дана оценка в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ, оснований для их переоценки нет.
Учитывая изложенные обстоятельства дела, оснований к отмене обжалуемых постановления и решения судьи не установлено.
Административное наказание применено в пределах санкции названной статьи.
С учетом изложенного, оснований не согласиться с назначенным наказанием не имеется. Оснований для смягчения наказания и применения ст.2.9 КоАП РФ не усматривается.
При производстве по делу об административном правонарушении порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Никаких процессуальных нарушений при рассмотрении дела судьей, а также каких-либо обстоятельств, свидетельствующих о необъективности судебного рассмотрения, не выявлено.
Постановление должностного лица и решение судьи отвечают требованиям закона, предъявляемым к данным документам.
При таких обстоятельствах состоявшиеся постановление должностного лица и решение судьи сомнений в своей законности не вызывают, являются правильными и оснований для их отмены не усматривается.
Согласно ст.30.7 ч.1 п.1 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА
Решение судьи Орджоникидзевского районного суда г.Уфы РБ от 27.01.2015 г. оставить без изменения, жалобу защитника ... в интересах ОАО " ... " - без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.
справка:
судья Гильманова О.В.
дело N21-254/2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.