Судья Верховного Суда Республики Башкортостан Шарафутдинова С.И.,
при секретаре Хафизовой Ю.Ф.,
с участием:
ФИО2 Р.М. - лица, в отношении которой вынесено обвинительное постановление;
защитника ФИО7;
прокурора отдела Республики Башкортостан по надзору за исполнением законов в сфере экономики ФИО6;
начальника отдела Башкортостанского ФИО1 С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании протест заместителя прокурора Республики Башкортостан ФИО5 на решение судьи Советского районного суда г. Уфы от 27 ноября 2014 г., которым:
жалоба ... ФИО2 ... удовлетворена.
Постановление и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан от 31 июля 2014 г.
N ... вынесенное в отношении ... ФИО2 Р.М. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, отменено.
Производство по делу прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением и.о. заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Башкортостан ФИО1 С.Ф. от 31 июля 2014 г. N ... ФИО2 ... признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, и подвергнута наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, ... ФИО2 Р.М. подала жалобу в суд.
27 ноября 2014 г. судья Советского районного суда г. Уфы вынес вышеприведенное решение.
В протесте, поданном в Верховный Суд Республики Башкортостан, заместитель прокурора Республики Башкортостан ФИО5 просит решение судьи Советского районного суда г. Уфы от 27 ноября 2014 г. отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебном заседании прокурор отдела ФИО6 и начальник отдела Башкортостанского ФИО1 С.Ф. доводы протеста поддержали, ФИО2 ... и её защитник ФИО7 полагали, что обжалуемое судебное решение законно и обоснованно, подали возражение на протест должностного лица прокуратуры.
Выслушав стороны, изучив материалы дела и рассмотрев доводы протеста и возражения на протест, нахожу решение судьи Советского районного суда г. Уфы от 27 ноября 2014 г. подлежащим отмене.
Из материалов дела следует, что прокуратурой республики в соответствии с решением межведомственной рабочей группы по обеспечению реализации приоритетных национальных проектов от дата в период с дата по дата проведена проверка использования бюджетных средств, выделенных для строительства ... , в
...
В силу п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона РБ от 29 ноября 2013 г. N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" субсидии в 2014-2016 годах из бюджета Республики Башкортостан предоставляются главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан на безвозмездной основе в предела предусмотренных им ассигнований по соответствующим кодам бюджетной классификации иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Согласно п. 1 ч. 3 ст. 13 Закона РБ от 29 ноября 2013 г. N 12-з "О бюджете Республики Башкортостан на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" вышеназванные субсидии Фонду предоставляются в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.
Постановлением Правительства РБ от 10 апреля 2013 г. N 146 утвержден Порядок предоставления субсидии из бюджета республики Фонду в виде добровольного имущественного взноса для целей, определенных в его уставе.
Согласно сетевому графику выполнения работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию республиканского перинатального центра, срок выполнения работ по разработке проектной документации установлен январь-апрель 2014 г., срок получения разрешения на строительство - май-июнь 2014 г., срок начала строительства ... - июнь 2014 г.
... заключено соглашение от дата N ... о порядке и условиях предоставления субсидии в 2014 году из бюджета республики, согласно которому предусмотрено выделение ФИО2 в виде добровольного имущественного взноса субсидии для реализации и финансирования мероприятий Программы в сумме 25 млн. руб. Графиком освоения субсидии (приложение к соглашению) по объекту "Строительство ... по адрес", утвержденным ... ФИО8, предусмотрено выполнение следующих работ на общую сумму ... млн. руб.:
1. Инженерно-геологические изыскания, срок выполнения до дата на сумму ...
2. Проектная документация - стадия "П" с получением положительного заключения государственной экспертизы до дата на сумму ...
3. Рабочая документация - стадия "РД" до дата с выполнением проекта организации строительства, выдача конструктивных решений основного каркаса здания (раздел "КЖ"), остальные разделы "РД" выдать до дата на сумму ...
4. Прочие затраты - ...
В рамках выполнения условий названного соглашения по приказу директора ФИО2 от дата N ... были проведены конкурсные процедуры, в результате которых победителем признан единственный участник торгов ООО " ... " ( адрес).
ФИО2 заключен договор ... от дата с
ООО " ... " ( адрес) на сумму ...
Предметом договора является выполнение инженерных изысканий (1 этап), выполнение двухстадийного проектирования проектной документации документации (2 этап стадия "П") и рабочей документации (3 этап стадия "РД") с получением положительного заключения государственной экспертизы по объекту "Строительство ... по адрес".
Выполненные инженерно-геологические изыскания по данному объекту на сумму ... руб. (1 этап) приняты по акту выполненных работ от
дата N ... после устранения ООО " ... " замечаний.
Согласно п.п. 1.1, соглашения N 1 от 05.05.20014 о порядке и условиях предоставления субсидии в 2014 г. из бюджета республики ФИО2, заключенного между министерством и ФИО2 субсидия предоставлена в виде добровольного имущественного взноса на реализацию мероприятий Программы.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 15 Федерального закона от
дата N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ) при предоставлении в соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетных инвестиций юридическому лицу, не являющемуся государственным или муниципальным учреждением, государственным или муниципальным унитарным предприятием, в случае реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, на такое юридическое лицо при осуществлении им закупок за счет указанных средств распространяются положения данного Федерального закона, регулирующие деятельность заказчика, в случаях и в пределах, которые определены в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций.
Исходя из положений ст. 6 Бюджетного кодекса РФ бюджетные инвестиции - это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Между тем, согласно ч. 1 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
В то же время, денежные средства, перечисленные ФИО2, фактически являются бюджетными инвестициями в силу того, что предполагают взаимные поступления от получателя бюджетных средств, выражающиеся в том, что выполненные изыскательские и проектные работы необходимы для строительства ... для ГБУЗ РБ " ... ".Так, по п. 2.3. договора о совместной деятельности от дата, заключенного между Государственным бюджетным учреждением здравоохранения " ... " и ФИО2, последний передает данному учреждению с правом последующего использования проектно-сметную документацию, выполненную в рамках заключенного контракта с ООО " ... ".
Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.
В силу ч. 2 данной статьи заказчик обязан проводить электронный аукцион в случае, если осуществляются закупки товаров, работ, услуг, включенных в перечень, установленный Правительством РФ, либо в дополнительный перечень, установленный высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации, за исключением случаев закупок товаров, работ, услуг путем проведения запроса котировок, запроса предложений, осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) с учетом требований названного Федерального закона.
Исходя из перечня товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме, утвержденного распоряжением Правительства РФ от 31 октября 2013 г.
N 2019-р, данный вид деятельности входит в число работ, по которым проводится аукцион (код 45).
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05 апреля 2013 г.
N 44-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно ч. 2 ст. 24 данного закона конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (аукцион в электронной форме, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.
Под аукционом в ч. 3 ст. 24 указанного закона понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наименьшую цену контракта.
По ч. 5 ст. 24 данного закона заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.
Между тем, указанный договор от дата N ... между ФИО2 с ООО " ... " заключен без процедур, предусмотренных Федеральным законом от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ, не по итогам электронного аукциона.
Статья 7.29 КоАП РФ предусматривает административную ответственность в случае несоблюдения требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при принятии решения о способе и об условиях определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Одной из форм несоблюдения данных требований, исходя из положений ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является принятие решения о способе определения поставщика (подрядчика, исполнителя), в том числе решения о закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), в случае, если определение поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок должно осуществляться путем проведения конкурса или аукциона.
Согласно решению протокола N ... от дата ФИО2 Р.М. назначена на должность директора данного ФИО2. В силу п. 11 Устава ФИО2 директор действует от имени организации без доверенности, заключает договоры и совершает другие юридические действия, подписывает договоры, решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности ФИО2, несет персональную ответственность за использование средств и имущества ФИО2.
Вина должностного лица - директора ФИО2 ... ФИО2 Р.М. заключается в том, что имея реальную возможность для исполнения своих должностных обязанностей, ею не предприняты соответствующие меры для соблюдения требований законодательства при размещении заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
На основании вышеизложенного, должностные лица административных органов пришли к выводу о том, что в действиях должностного лица - директора ФИО2 ... ФИО2 ... принявшей решение о способе определения подрядчика (исполнителя) без проведения аукциона при наличии предусмотренных правил определения подрядчика (исполнителя) в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок установлен состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.29
КоАП РФ.
В связи с изложенным, нахожу ошибочным вывод судьи первой инстанции о получении ФИО2 ... денежных средств в виде субсидии, а не бюджетной инвестиции. Денежные средства, перечисленные ФИО2, фактически являются бюджетными инвестициями в силу того, что предполагают взаимные поступления от получателя бюджетных средств, выражающиеся в том, что выполненные изыскательские и проектные работы необходимы для строительства ... для ГБУЗ РБ " ... " и поступают на баланс названного государственного бюджетного учреждения. С учетом данного условия о передаче результатов работ государству отсутствует основной признак субсидии - её безвозмездность и безвозвратность, в то же время, имеются все признаки для признания перечисленных ФИО2 денежных средств бюджетной инвестицией ввиду создания объекта государственного имущества в виде прав на проектную документацию. В связи с чем вывод судьи первой инстанции о неполучении бюджетной инвестиции ФИО2 лишь по причине отсутствия формальных признаков её получения, а также права ФИО2 на получение денежных средств не может исключать её фактическое получение данной организацией.
Таким образом, нахожу верным вывод должностных лиц административных органов о том, что договор от дата N ... между ФИО2 с ООО " ... " заключен без установленных положениям закона процедур, не по итогам электронного аукциона.
Кроме того, является ошибочным вывод судьи первой инстанции о принятии решения о незаконном способе использования инвестированных средств ФИО2, состоящем из его учредителей - республиканских министерств ( ... и т.д.), поскольку в силу п. 11 Устава ФИО2 директор ФИО2 ... действует от имени организации без доверенности, заключает договоры и совершает другие юридические действия, подписывает договоры, решает вопросы хозяйственной и финансовой деятельности ФИО2, несет персональную ответственность за использование средств и имущества ФИО2.
Таким образом, вывод судьи первой инстанции об отсутствии в действиях директора ФИО2 ... состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, является ошибочным.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о том, что судьей первой инстанции в нарушение ст. 26.11 КоАП РФ не были исследованы и оценены все обстоятельства дела, что является существенным нарушением процессуальных требований и не позволяет рассматривать принятое решение как законное и обоснованное.
В силу положений п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении суд выносит решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Учитывая изложенное, решение судьи подлежит отмене, а дело - возвращению в тот же суд на новое рассмотрение, при котором следует дать надлежащую оценку указанным выше обстоятельствам, и на основании имеющихся и вновь полученных доказательств постановить по делу законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья Верховного Суда Республики Башкортостан,
РЕШИЛА:
Протест заместителя прокурора Республики Башкортостан ФИО5 удовлетворить.
Решение судьи Советского районного суда г. Уфы от 27 ноября 2014 г., вынесенное в отношении ... ФИО3 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, отменить.
Дело направить в тот же суд на новый судебный пересмотр.
Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, его правомочны пересматривать Председатель Верховного Суда Республики Башкортостан или его заместители.
Судья Верховного Суда
Республики Башкортостан С.И. Шарафутдинова
справка:
судья Богомазов С.В.
дело N 21-291/2015
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.