Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе
судьи Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Никитине В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Туймаада-Сервис" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Республике Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Туймаада-Сервис" обратилось в суд с иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости. В обоснование своих требований указало на то, что на основании договора аренды земельного участка истец является арендатором земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу ... , общей площадью ... кв.м., с кадастровой стоимостью ... рублей;
При этом указал, что кадастровая стоимость данного земельного участка утверждена Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года N 374. Между тем, рыночная стоимость указанного земельного участка составляет ... рублей, что значительно ниже установленной кадастровой стоимости, и подтверждается отчетом об оценке N ... от 25.07.2014г.
Не согласившись с результатами оценки кадастровой стоимости 02 сентября 2014 года, заявитель обратился в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости указанного объекта в размере его рыночной стоимости.
Решением комиссии от 09 сентября 2014 года N ... в заявлении о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка было отказано.
Не согласившись с указанным решением, полагая его необоснованным, истец обратился в суд об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости.
В судебном заседании представитель истца ООО "Туймаада-Сервис" Орлова А.Ю., действующая на основании доверенности от 31.07.2014 г., заявленные требования поддержала в полном объеме, просит заявление удовлетворить и установить кадастровую стоимость указанного земельного участка в размере его рыночной стоимости, определенной оценщиком по состоянию на 01.01.2012 г.
Представитель ответчика - ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по РС (Я) Слепцова Т.М., действующая на основании доверенности от 20.01.2015 N ... , пояснила, что кадастровая стоимость оспариваемого объекта недвижимости была пересмотрена Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26.10.2012г. N ...
Решением данной комиссии от 09.09.2014г. N ... установлено, что для корректировки оценщик использовал принцип парных продаж, но при этом в качестве объектов парных продаж необоснованно выбран средний уровень кадастровой стоимости 1 кв.м. земли по ГО "Город Якутск". В связи с тем, что среднее значение удельных показателей кадастровой стоимости по ГО "Город Якутск" не могут показывать реальный уровень стоимости земли на рынке в ... районе, то данные, которые использовал оценщик, могли привести к значительному занижению итоговой стоимости объектов оценки. В этой связи рассчитанная оценщиком стоимость не является действительной рыночной стоимостью оспариваемого земельного участка. Учитывая то, что Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, рассмотрев рыночную стоимость оспариваемых земельных участков, не подтвердила стоимость объектов недвижимости, определенные оценщиком в отчетах филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по РС (Я), в удовлетворении искового заявления ООО "Туймаада-Сервис" следует отказать.
Считает, что представленный истцом отчет о рыночной стоимости объекта недвижимости, находящегося в собственности муниципального образования, не отвечает требованиям статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", согласно которой в отношении оценки объектов, принадлежащих Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, договор на проведение оценки от имени заказчика заключается лицом, уполномоченным собственником на совершение сделок с объектами, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Дополнительно указывает, что Филиал ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра по РС (Я)" не наделен полномочиями в сфере проведения государственной оценки, в связи с чем надлежащим ответчиком по делу не является. Просила в удовлетворении заявления отказать.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по РС (Я) Платонов Л.В., действующий на основании доверенности N ... от 23.12.2014г., в судебном заседании пояснил, что в соответствии со ст. 28.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в суде решение комиссии не является предметом рассмотрения при рассмотрении требований истца. Указал, что в соответствии с практикой Арбитражного Суда РС (Я) ответчиком по делам в сфере государственной кадастровой оценки земель является филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по РС (Я).
Представитель третьего лица МО "Ленский район РС (Я)" при надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явился. По правилам части 3 статьи 167 ГПК РФ суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В силу ч. ч. 2, 5 ст. 1, ч. 5 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом. Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов.
Пунктами 11, 14 ч. 2 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешенном использовании земельного участка.
На основании ст. 65 Земельного кодекса РФ кадастровая стоимость земельного участка устанавливается для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Как следует из материалов дела, между Муниципальным образованием "Ленский район" РС (Я) в лице муниципального учреждения " ... " и ООО "Туймаада-Сервис" был заключен договор аренды земельного участка, по которому истцу был предоставлен в пользование на условиях аренды из земель населенных пунктов, находящихся в государственной собственности, земельный участок с кадастровым номером N ... , расположенный по адресу ... , общей площадью ... кв.м., в границах, указанных в кадастровом паспорте (плане) участка, для устройства причала.
Приложением N ... к указанному договору аренды установлено, что размер арендной платы определяется на основании данных о кадастровой стоимости земельного участка.
В соответствии со статьей 24.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" датой определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в рамках проведения государственной кадастровой оценки является дата, по состоянию на которую сформирован перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке.
Из кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости, выданной Филиалом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по РС (Я) 24.10.2014 г., усматривается, что кадастровая стоимость указанного земельного участка в размере ... руб. установлена на основании постановления Правительства Республики Саха (Якутия) от 15 ноября 2013 года N 374 "О кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Республики Саха (Якутия)". При этом, в графе "Особые отметки" указана дата определения кадастровой стоимости - 01.01.2012г.
Согласно статье 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.Таким образом, заявляя требование о пересмотре кадастровой стоимости и установлении ее в размере рыночной, заявитель должен подтвердить рыночную стоимость объекта недвижимости на дату, на которую была определена кадастровая стоимость.
В подтверждение своих доводов, истцом представлен отчет об оценке ЗАО " ... " N ... от 25 июля 2014 года, согласно которому рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу ... , составила ... рублей.
Из данного отчета следует, что датой оценки, то есть определения стоимости объекта оценки, указана дата - 01.01.2012г.
Истцом также представлено экспертное заключение Общероссийской общественной организации " ... " N ... от 30 июля 2014 года, проведенное экспертом Х. с 25.07.2014 по 30.07.2014 на отчет N ... от 25 июля 2014 года об оценке рыночной стоимости земельных участков.
Как следует из выводов нормативно-методической экспертизы отчета об оценке, экспертируемый отчет об оценке соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности.
Следовательно, довод ответчика - ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по РС (Я) о том, что отсутствует положительное экспертное заключение о соответствии отчета об оценке рыночной стоимости объекта оценки требованиям законодательства РФ, не нашел своего подтверждения.
Указание ответчика на не соответствие представленного истцом отчета требованиям статьи 10 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности", основано на ошибочном толковании правовой нормы, которая регламентирует порядок заключения договора на проведение оценки от имени собственника объекта.
Согласно статье 6 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования, физические и юридические лица имеют право на проведение оценщиком оценки любых принадлежащих им объектов оценки. При этом действующее законодательство не связывает возможность проведения оценки объекта с наличием исключительно права собственности на этот объект. Кроме того, при рассмотрении споров об определении кадастровой стоимости объекта действует специальное правовое положение, изложенное в ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998г. N 135-ФЗ, которое предполагает самостоятельное предоставление со стороны заинтересованного лица отчета о рыночной стоимости объекта.
В связи с этим, наличие у истца права аренды земельного участка, арендная плата за пользование которым определяется с учетом его кадастровой стоимости, которая по волеизъявлению владельца объекта может быть оспорена в установленном законом порядке, является достаточным основанием для реализации истцом права на проведение оценки рыночной стоимости этого объекта.
В силу ст. 12 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" отчет независимого оценщика, составленный по основаниям и в порядке, которые предусмотрены названным Законом, признается допустимым доказательством, а итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в таком отчете - достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если законодательством Российской Федерации не определено или в судебном порядке не установлено иное.
На основании п. 3 ст. 66 Земельного кодекса РФ в случаях определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости. Доказательством определения рыночной стоимости земельного участка является отчет независимого оценщика.
При таких обстоятельствах оснований ставить под сомнение представленный истцом отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка у суда не имеется. Порядок проведения оценки и содержание отчета об оценке соответствуют общим требованиям Федерального закона "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" и, в частности, положениям статьи 11 названного закона, устанавливающей основные требования к содержанию отчета.
Таким образом, из материалов дела установлено, что ООО "Туймаада-Сервис" подтвердила рыночную стоимость на ту же дату, которая определена кадастровой стоимостью - 01.01.2012г., что подтверждается отчетом об оценке.
В связи с этим суд считает подлежащими отклонению доводы ответчика о принятии комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, созданной на основании приказа Росреестра от 26 октября 2012 года N ... , решения об отказе в заявлении о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости на основании нарушения требований законодательства и методологии оценочной деятельности, которые привели к занижению рыночной стоимости оцениваемого земельного участка.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, в том числе отчет об оценке рыночной стоимости указанных участков ЗАО " ... " N ... от 25 июля 2014 года, экспертное заключение N ... от 30 июля 2014 года, судом установлена действительная рыночная стоимость спорных земельных участков по состоянию на дату определения их кадастровой стоимости. Доказательств, опровергающих достоверность рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком в отчете об оценке, суду не представлено.
Принимая во внимание существенное расхождение между кадастровой стоимостью, внесенной в государственный кадастр недвижимости по результатам государственной оценки земель, и рыночной стоимостью земельного участка, определенной в отчете оценщика на ту же дату, суд полагает, что требования истца подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по РС (Я)" о том, что учреждение не является надлежащим ответчиком по делу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении требований истца.
В силу п. 11 ч. 2 ст. 7, ч. 3 ст. 16 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости вносятся также следующие дополнительные сведения об объекте недвижимости: сведения о кадастровой стоимости объект недвижимости в объеме сведений, определенных порядком ведения государственного кадастра недвижимости. Кадастровый учет в связи с изменением указанных в п. 11 ч. 2 ст. 7 настоящего Федерального закона ведений осуществляется также на основании поступивших в соответствии со статьей 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" в орган кадастрового учета сведений о кадастровой стоимости.
В соответствии с ч. ч. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости (далее - орган кадастрового учета). Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия органа кадастрового учета, за исключением полномочий, предусмотренных статьей 30 настоящего Федерального закона, на основании решений данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения. В целях применения установленных настоящим Федеральным законом правил наделенные в соответствии с такими решениями соответствующими полномочиями указанные государственные бюджетные учреждения считаются органами кадастрового учета.
Приказом руководителя Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 11 марта 2010 г. N ... федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" ("Кадастровая палата") по субъектам Российской Федерации наделены полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества.
Поскольку права истца могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, надлежащим ответчиком является орган, уполномоченный в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости - ФГБУ "Кадастровая палата Росреестра" в лице Филиала по РС (Я).
При таких обстоятельствах требование Общества с ограниченной ответственностью "Туймаада-Сервис" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости подлежит удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Общества с ограниченной ответственностью "Туймаада-Сервис" к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала по Республике Саха (Якутия) об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N ... , расположенного по адресу ... , общей площадью ... кв.м., в размере рыночной стоимости земельного участка ... рублей.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Верховного Суда РС (Я) Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 20 февраля 2015 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.