Верховный суд Республики Саха (Якутия) в составе:
судьи Дмитриевой Л.А.
при секретаре Никитине В.В.
с участием прокурора Посельского Ф.В.
переводчика Егоровой Г.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Якутске
заявление Березкина Э.Б. об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года N 72/1-5 о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года,
УСТАНОВИЛ:
В соответствии с Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 ГС N 291-V проведены выборы Главы Республики Саха (Якутия), назначенные на 14 сентября 2014 года.
По результатам выборов Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) принято Постановление от 17 сентября 2014 года N 72/1-5, согласно которому выборы признаны состоявшимися и действительными, постановлено считать избранным Главой Республики Саха (Якутия) Е.
Березкин Э.Б., ... на должность ... , обратился в Верховный суд РС (Я) с заявлением об оспаривании итогов указанных выборов, ссылаясь на то, что регулирующий вопросы проведения выборов Главы РС (Я) законодательный акт до даты назначения выборов не был опубликован на языке саха, в связи с чем избиратели, для которых язык саха является родным и преимущественно используемым, практически были введены в заблуждение относительно положений избирательного законодательства, были лишены возможности свободного волеизъявления относительно использования кандидатом Е. преимуществ должностного и служебного положения в период избирательной кампании, а также нарушения данным кандидатом порядка предвыборной агитации.
В судебном заседании представители заявителя Седалищев Н.И., действующий на основании доверенности от 11.08.2014 г. N ... , Иванов Д.Д., действующий на основании доверенности от 10.10.2014 г. N ... , поддержали заявление в полном объёме. Суду пояснили, что Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" на языке саха был опубликован в газете ... ", N ... , 29.12.2012, однако, данная газета не является печатным изданием, предназначенным для официального опубликования нормативных правовых актов регионального значения.
Кроме того, текст Закона Республики Саха (Якутия) от 27.05.2014 1316-З N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства" (в том числе, и в Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV) на языке саха был опубликован в газете " ... ", N ... , 04.10.2014, т.е. после проведения выборов.
Просят отменить Постановление Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года N 72/1-5 о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года, признать недействительными результаты выборов.
Представитель Центральной избирательной комиссии РС (Я) Афанасьев С.А., действующий на основании доверенности от 31.10.2014 г., представитель Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) Оконешников В.Ю., действующий на основании доверенности от 12.01.2015 г. N ... , представитель Главы Республики Саха (Якутия) Окороков А.А., действующий на основании доверенности от 13.01.2015 г. N ... с требованиями заявителя не согласились, считают, что предусмотренных законом оснований для признания результатов выборов недействительными и отмене результатов выборов не имеется. Ссылаются на принятое Верховным судом РС (Я) решение от 17.10.2014 г. по делу N ... по заявлению Березкина Э.Б. об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года N 72/1-5 о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года как на судебный акт, разрешивший по существу требования заявителя, основанные на отсутствии публикации Закона РС (Я) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" на якутском языке. Просят в удовлетворении заявления отказать.
Суд, изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего заявление подлежащим отказу, приходит к следующему.
В соответствии с Постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) от 10.06.2014 ГС N 291-V проведены выборы Главы Республики Саха (Якутия), назначенные на 14 сентября 2014 года.
По результатам выборов Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) принято Постановление от 17 сентября 2014 года N 72/1-5, согласно которому выборы признаны состоявшимися и действительными, постановлено считать избранным Главой Республики Саха (Якутия) Е.
Частью 2 статьи 77 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ предусмотрены для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов, среди которых названы следующие, подлежащие установлению судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
д) признание после дня голосования незаконным отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, если это нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
е) установление иных нарушений законодательства Российской Федерации о выборах, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Между тем вышеперечисленные обстоятельства судом при рассмотрении дела не установлены, заявителем такие обстоятельства не названы и не подтверждены.
Так, доводы заявителя о неопубликовании регулирующих вопросы проведения выборов Главы РС (Я) законодательных актов на языке саха до даты проведения выборов, не указывают на какие-либо основания для отмены результатов выборов.
28.06.2012 года постановлением Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) З N 1076-IV принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)".
Текст Закона был опубликован на русском языке в печатном издании "Якутские ведомости", N 54, 30.06.2012, "Ил Тумэн", N 25, 06.07.2012 (статьи 1 - 43), "Ил Тумэн", N 26, 13.07.2012 (статьи 44 - 72, приложения NN 1-2), "Ведомости Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), N 3, сентябрь, 2012", на языке саха - в печатном издании "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 354-357, 29.12.2012.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года (с последующими изменениями) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" настоящим Федеральным законом определяются основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований.
Статьей 11 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации" предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации.
В силу статьи 13 Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 года N 1807/1 "О языках народов Российской Федерации", законы и иные нормативные правовые акты республик наряду с официальным опубликованием на государственном языке Российской Федерации могут официально публиковаться на государственных языках республик.
В соответствии со статьей 23 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" правовые акты излагаются на русском языке и языке саха - государственных языках Республики Саха (Якутия).
Частью 1 статьи 16 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" предусмотрено, что официальным опубликованием нормативного правового акта является первая публикация его полного текста в республиканских газетах "Якутия", "Саха сирэ", "Ил Тумэн", "Ведомостях Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)" или первое размещение (опубликование) на "Официальном интернет-портале правовой информации" (www.pravo.sakha.gov.ru).
По смыслу названной нормы официальным опубликованием нормативного правового акта признается первая публикации полного текста такого акта в названных печатных изданиях независимо от того, на каком из государственных языков Республики Саха (Якутия) состоялась данная публикация.
Судом установлено и участниками производства по делу не оспаривается, что первая публикация Закона РС (Я) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" состоялась на русском языке в печатном издании "Якутские ведомости" (приложение к газете "Якутия"), N 54, 30.06.2012. Следовательно, по правилам пункта 2 статьи 17 Закона Республики Саха (Якутия) от 25.12.2003 98-З N 199-III "О правовых актах органов государственной власти Республики Саха (Якутия)" оспариваемый Закон, как нормативный правовой акт, затрагивающий вопросы защиты прав и свобод человека и гражданина, вступил в силу не ранее чем через десять дней со дня его официального опубликования.
Кроме того, вопреки утверждению заявителя, текст названного законодательного акта на языке саха до назначения даты выборов был опубликован в печатном издании "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар." (приложение к газете "Саха сирэ"), N 354-357, 29.12.2012, что полностью отвечает требованиям, предъявляемым вышеприведенными положениями Закона РС (Я) от 25.12.2003 98-З N 199-III (ред. от 15.06.2011) к официальному опубликованию нормативных правовых актов.
По аналогичным основаниям суд считает необоснованными и доводы заявителя о нарушении порядка публикации Закона Республики Саха (Якутия) от 27.05.2014 1316-З N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства" (в том числе, и в Закон Республики Саха (Якутия) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV), текст которого на языке саха был размещен в газете "Сокуоннар. Уураахтар. Дьаhаллар.", N 42, 04.10.2014, т.е. после проведения выборов.
В этой связи суд учитывает, что вышеназванный нормативный правовой акт первоначально был опубликован в печатном издании "Якутские ведомости", N 33, 04.06.2014, при этом в соответствии со статьей 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 27.05.2014 1316-З N 195-V данный документ вступил в силу со дня официального опубликования.
Тем самым, суд приходит к выводу о том, что назначение даты и проведение выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 г. осуществлялись в соответствии с законодательными актами, вступившими в силу, порядок официального опубликования нормативных правовых актов при этом не был нарушен.
Таким образом, отсутствие публикации Закона Республики Саха (Якутия) от 27.05.2014 1316-З N 195-V на государственном языке республики (языке саха) на момент назначения даты проведения выборов, равно как и последующая публикация названного Закона на языке саха, состоявшаяся после проведения выборов в Республике Саха (Якутия), сами по себе не свидетельствуют о нарушения порядка официального опубликования нормативного правового акта, установленного вышеприведенными нормами действующего законодательства Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), равно как и не указывают на какое-либо нарушение действующего избирательного законодательства.
Разрешая настоящее дело по существу, суд прежде всего учитывает, что по названным заявителем основаниям не установлено достоверных обстоятельств, подтверждающих невозможность выявления действительной воли избирателей в отношении состоявшихся результатов выборов.
Ссылка представителей заинтересованных лиц на принятое Верховным судом РС (Я) решение от 17.10.2014 г. по делу N ... по заявлению Березкина Э.Б. об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года N ... о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года как на судебный акт, разрешивший по существу требования заявителя, основанные на отсутствии публикации Закона РС (Я) от 28 июня 2012 года 1084-З N 1075-IV "О выборах Главы Республики Саха (Якутия)" на якутском языке, не может быть принята судом в качестве основания для прекращения производства по делу или оставлении заявления без рассмотрения.
На день рассмотрения заявления Березкина Э.Б. по настоящему делу N ... названное решение суда не вступило в силу, что исключает возможность применения положений статьи 220 ГПК РФ.
Также суд учитывает, что в данном случае к числу заинтересованных лиц, участвующих в деле, привлечено Государственное собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия), которое не выступало участником производства по делу N ...
Кроме того, суд обращает внимание на то, что требования заявителя в данном случае основаны и на нарушении публикации Закона РС (Я) от 27.05.2014 1316-З N 195-V "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Республики Саха (Якутия) в области избирательного законодательства", а также на опубликовании законодательных актов в неофициальных печатных изданиях, о чем при рассмотрении требований Березкина Э.Б. по делу N ... не заявлялось.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что предусмотренных статьей 222 ГПК РФ оснований для оставления заявления Березкина Э.Б. без рассмотрения не имеется, поскольку указанная правовая норма предполагает наличие в производстве суда возбужденного ранее дела по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 259-261 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Березкина Э.Б. об отмене Постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) от 17 сентября 2014 года N 72/1-5 о результатах выборов Главы Республики Саха (Якутия) 14 сентября 2014 года, - отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Л.А. Дмитриева
Решение суда принято в окончательной форме 23 января 2015 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.