Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Метелевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Эллипс" об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью " Э." (далее по тексту - ООО " Э.", Общество, заявитель) обратилось в Верховный Суд УР с заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:15, общей площадью 5 293 кв. метров, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "адрес" (далее по тексту - земельный участок), равной его рыночной стоимости, в размере 7 590 000 рублей.
Заявление мотивировано тем, что, будучи собственником земельного участка, ООО " Э." уплачивает земельный налог в сумме, зависящей от его кадастровой стоимости. Размер последней составляет 41 618 223,84 руб. и, по мнению заявителя, является завышенным, поскольку превышает его рыночную стоимость, равную 7 590 000 рублям, что нарушает его права. Заявление Общества о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка не было принято к рассмотрению Комиссией по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по УР в связи с пропуском пятилетнего срока, поэтому заявитель обратился в суд.
В качестве правового основания заявленного спора указана часть 3 статьи 66 ЗК РФ (л.д.3).
Представитель ООО " Э." Д.М.А. (доверенность N1/15 от 12 января 2015 года сроком по 01 июня 2015 года, л.д.4) в судебном заседании поддержала заявленные требования, ссылаясь на доводы, изложенные в заявлении, просила их удовлетворить.
Представитель Министерства имущественных отношений УР и Правительства УР Т.А.А. (доверенности N7-196/30 от 08 декабря 2014 года сроком по 08 декабря 2015 года и N10 от 12 января 2015 года сроком по 31 декабря 2015 года, л.д.69, 70) в судебном заседании не высказала принципиальных возражений против требований, заявленных ООО " Э.". При этом полагала нецелесообразным снижение кадастровой стоимости земельного участка из-за того, что это приведет к уменьшению размера земельного налога, поступающего в местный бюджет.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление Росреестра по УР) Т.Е.В. (доверенность N96 от 15 декабря 2014 года сроком до 31 декабря 2015 года, л.д.53) в судебном заседании не возражала против установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости, но считала необходимым убедиться в достоверности представленного заявителем отчёта для обеспечения соотношения частных и публичных интересов. Уточнила, что установленная судом кадастровая стоимость земельного участка в размере его рыночной стоимости будет внесена органом кадастрового учёта в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в законную силу решения суда (л.д.57).
Представитель Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Удмуртской Республике (далее по тесту - ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР) М.М.Н. (доверенность N18/2012-65 от 24 октября 2012 года сроком на три года, л.д.47) в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований заявителя. При этом ссылался на возможность установления кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости только в судебном порядке и на отсутствие у ФКБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР материально-правовой заинтересованности в исходе заявленного спора (л.д.45, 46).
Заинтересованное лицо - Администрация г. Ижевска была своевременно извещена о времени и месте рассмотрения дела, но в судебное заседание явку своего представителя не обеспечила (л.д.55, 72, 73).
В силу ст.ст.246, 167 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее по тексту - ГПК РФ) дело рассмотрено судом в отсутствие не явившегося представителя заинтересованного лица.
Выслушав объяснения представителей заявителя, Правительства УР, Министерства имущественных отношений УР, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по УР и Управления Росреестра по УР, изучив и проанализировав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что требования, заявленные ООО " Э.", подлежат удовлетворению, в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость), устанавливаемый Налоговым кодексом РФ (далее по тексту - НК РФ) и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и являющийся обязательным к уплате на территории этих муниципальных образований (п.1 ст.65 ЗК РФ, п.1 ст.387 НК РФ).
Исходя из системного толкования правовых норм, содержащихся в пунктах 1 и 5 статьи 65 ЗК РФ, пункта 1 статьи 390 и пункта 1 статьи 391 НК РФ, кадастровая стоимость земельного участка устанавливается прежде всего для целей налогообложения, поскольку налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, по состоянию на 01 января года, являющегося налоговым периодом.
Статьей 388 НК РФ определено, что налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
Согласно материалам дела, Общество является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации и обслуживания АЗС, общая площадь 5 293 кв.м, адрес (местонахождение) объекта: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "адрес"; кадастровый номер: 18:26:040389:15.
Данные обстоятельства следуют из свидетельства о государственной регистрации права N от 27 декабря 2013 года (л.д.6).
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 указанной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
Согласно государственному контракту N2 от 15 августа 2007 года Заказчиком по выполнению работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Удмуртской Республики являлось Министерство имущественных отношений УР, которое, в силу условий данного контракта, принимало и оплачивало данные работы (л.д.63-68).
Результаты государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов на территории Удмуртии утверждены постановлением Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населённых пунктов в Удмуртской Республике по состоянию на 01 января 2007 года" (далее по тексту - постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275). При этом перечень земельных участков, в составе земель г. Ижевска, подлежащих оценке, составлен по состоянию на 01 января 2007 года и включает в себя земельный участок с кадастровым номером 18:26:040389:15 (порядковый номер 31854 в таблице N26 приложения N1 к постановление Правительства УР от 24 ноября 2008 года N275).
Сведения о вышеназванном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости (далее по тексту - ГКН) 22 сентября 2005 года (л.д.7).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 15 мая 2014 года и кадастровой справке, составленной на основании сведений из государственного кадастра недвижимости 11 сентября 2014 года, кадастровая стоимость земельного участка общей площадью 5 293 кв.м. с кадастровым номером 18:26:040389:15 по состоянию на 01 января 2007 года установлена в размере 41 618 223,84 руб. (л.д.5, 7).
Между тем, действующее законодательство также позволяет установить кадастровую стоимость земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, если таковая определена (п.3 ст.66 ЗК РФ).В соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее по тексту - Закон об оценочной деятельности), результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде и комиссии.
Уведомлением от 25 декабря 2014 года N 18-02/246 Комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по УР уведомила Общество о том, что заявление от 23 декабря 2014 года о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости путём установления рыночной стоимости не принято к рассмотрению в соответствии с абзацем 10 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности (л.д.42).
При таких обстоятельствах, полагая, что установленная кадастровая стоимость земельного участка не соответствует его рыночной стоимости, чем нарушает права заявителя как собственника земельного участка, ООО " Э." обратилось в суд с заявлением, рассматриваемым в рамках настоящего гражданского дела.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление рыночной стоимости объекта недвижимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В таком случае сведения о рыночной стоимости земельного участка будут учитываться при определении налоговой базы (п.1 ст.391 НК РФ).
Данные законоположения свидетельствуют о том, что установление рыночной стоимости объектов недвижимости относится к сфере публичных правоотношений, поскольку одной из сторон этих отношений являются органы государственной власти субъектов Российской Федерации, принявшие решение о проведении кадастровой оценки земельных участков и впоследствии утвердившие их кадастровую стоимость, а также органы местного самоуправления, устанавливающие земельный налог, которые обладают властными полномочиями по отношению ко второму участнику названных правоотношений, определяют порядок и условия вступления в данные правоотношения.
В статье 245 ГПК РФ содержится перечень дел, возникающих из публичных правоотношений, которыми кроме указанных, в том числе являются и иные, отнесённые федеральным законом к ведению суда дела.
В связи с чем, данное гражданское дело об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, в силу п.8 ч.1 ст.26 ГПК РФ относящееся к подсудности верховного суда республики, каковым является Верховный Суд УР, рассмотрено в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений - по правилам главы 23 ГПК РФ.
В соответствии с частью 5 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2007 года N221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее по тексту - Закон о ГКН) кадастровый учёт земельных участков осуществляется в соответствии с названным Федеральным законом. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом (часть 2 статьи 1 Закона о ГКН).
Согласно части 5 статьи 4 Закона о ГКН сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учёта на основании поступивших в этот орган в установленном названным Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено данным Законом.
Пунктами 11, 14 части 2 статьи 7 Закона о ГКН установлено, что в государственный кадастр недвижимости вносятся, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости и разрешённом использовании земельного участка.
Исходя из положений главы III.1 Закона об оценочной деятельности и других подзаконных актов, регулирующих порядок проведения кадастровой оценки, учитывая необходимость обеспечения соотносимости рыночной и кадастровой стоимостей и использования при определении рыночной стоимости показателей и данных (ценообразующих факторов) в отношении объекта, существовавших на тот же момент, на который они были использованы оценщиком, определившим кадастровую стоимость, заявитель, заявляющий требование о приведении кадастровой стоимости объекта в соответствие с рыночной стоимостью, должен доказать рыночную стоимость объекта недвижимости на ту же дату, которая использована оценщиком.
В обоснование заявленных требований заявитель, в силу требований статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, представил в суд отчёт N264/14 от 12 декабря 2014 года об определении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:15, общей площадью 5 293 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "адрес", составленный независимым оценщиком - ООО "Агентство оценки "КРОМ", согласно которому рыночная стоимость данного земельного участка по состоянию на 01 января 2007 года составляет 7 590 000 рублей (л.д.8-38).
Кроме того, согласно представленному заявителем положительному экспертному заключению NЭ-171214-1-УР от 17 декабря 2014 года, выполненному Некоммерческим партнерством "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет", членом которой является оценщик, отчёт ООО "Агентство оценки "КРОМ" N264/14 от 12 декабря 2014 года об определении рыночной стоимости земельного участка, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "адрес", соответствует требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Федерального закона, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и стандартов и правил оценочной деятельности, в том числе: выбранные Оценщиком методы оценки в рамках каждого из использованных Оценщиком подходов к оценке признаны обоснованными; выполненный в Отчёте расчёт стоимости объекта оценки соответствует выбранным Оценщиком подходам и методам (л.д.39-41).
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела суд, в силу ст.ст.56, 57, 79 и 80 ГПК РФ, разъяснил участвующим в деле заинтересованным лицам право заявить ходатайство о назначении по делу судебной оценочной экспертизы в случае их несогласия с требованиями заявителя (л.д.74).
Однако таких ходатайств заявлено не было, поскольку размер рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 18:26:040389:15, равный 7 590 000 руб., установленный в отчёте об оценке N264/14 от 12 ноября 2014 года участвующие в деле заинтересованные лица не оспаривали.
Учитывая, что со стороны заинтересованных лиц отсутствовали какие-либо обоснованные возражения о несоответствии данного отчёта об оценке требованиям законодательства об оценочной деятельности (л.д.75), суд не усматривает оснований для отказа в удовлетворении требований заявителя.
Суд признаёт, что завышение размера кадастровой стоимости земельного участка по отношению к его рыночной стоимости влечёт увеличение размера земельного налога, в связи с чем считает, что размер кадастровой стоимости земельного участка непосредственно затрагивает интересы заявителя.
При таких обстоятельствах требования заявителя об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное судебное решение является основанием для внесения органом кадастрового учёта сведений о кадастровой стоимости спорного земельного участка в государственный кадастр недвижимости в размере его рыночной стоимости с момента вступления в силу настоящего судебного акта.
Руководствуясь статьями 246, 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление Общества с ограниченной ответственностью " Э." об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, категории земель: земли населённых пунктов, разрешённое использование: для эксплуатации и обслуживания АЗС, с кадастровым номером 18:26:040389:15, площадью 5 293 кв. м, расположенного по адресу: Удмуртская Республика, г. Ижевск, "адрес" в размере его рыночной стоимости, равной 7 590 000 рублей, определённой в соответствии с отчётом N264/14 от 12 декабря 2014 года, выполненным ООО "Агентство оценки "КРОМ" по состоянию на 01 января 2007 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено 10 марта 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.