Верховный Суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Кричкер Е.В.,
при секретаре судебного заседания Метелевой Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике о ликвидации Общественной организации - А.н. Удмуртской Республики и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее по тексту - Управление МЮ РФ по УР, Управление, истец) обратилось в суд с исковым заявлением о ликвидации Общественной организации - А.н. Удмуртской Республики (далее по тексту - ОО - АН УР, Организация) и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц (далее по тексту - ЕГРЮЛ), ссылаясь на то, что в результате проведенной проверки были выявлены допущенные Организацией нарушения Устава ОО - АН УР и законодательства Российской Федерации.
Управление МЮ РФ по УР и третье лицо Межрайонная ИФНС N10 по УР были своевременно извещены о времени и месте судебного заседания, но их представители в суд не явились (л.д.48, 44). Начальник Управления МЮ РФ по УР ходатайствовал о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.49).
В силу ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителей истца и третьего лица.
ОО - АН УР извещена о времени и месте судебного заседания по всем известным местам её нахождения (л.д.45-47).
И изучив и проанализировав материалы дела, суд считает исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Общественная организация - А.н. УР зарегистрирована Управлением МЮ РФ по УР 24 января 2003 года, (основной государственный регистрационный номер 1031802484262).
Согласно статье 30 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
В соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их общественные объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и статьёй 29 Федерального закона от 19 мая 1995 года N82-ФЗ "Об общественных объединениях" (далее по тексту - ФЗ "Об общественных объединениях").
Статьей 41 ФЗ "Об общественных объединениях" установлено, что общественные объединения, в том числе не обладающие правами юридического лица, в случае нарушения законодательства Российской Федерации несут ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими законами.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо ликвидируется по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещённой законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 44 ФЗ "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Судом установлено и не оспаривается участниками процесса, что Управление МЮ РФ по УР наделено полномочиями по обращению в суд с заявлениями о ликвидации общественных объединений (пп.74 п.6 Положения об Управлении МЮ РФ по субъекту (субъектам) РФ, утверждённого приказом МЮ РФ от 03 марта 2014 года N26).
В соответствии с подпунктами "в", "л" пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 08 августа 2001 года N129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в ЕГРЮЛ содержатся следующие сведения и документы о юридическом лице:
- адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица - иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности), по которому осуществляется связь с юридическим лицом. При наличии у юридического лица управляющего или управляющей организации наряду с этими сведениями указывается место жительства управляющего или место нахождения управляющей организации;
- фамилия, имя, отчество и должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица, а также паспортные данные такого лица или данные иных документов, удостоверяющих личность в соответствии с законодательством Российской Федерации, и идентификационный номер налогоплательщика при его наличии.
В силу требований статьи 29 ФЗ "Об общественных объединениях" общественное объединение обязано информировать орган, принявший решение о государственной регистрации данного объединения, об изменении сведений, указанных в пункте 1 статьи 5 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" в течение трёх дней с момента таких изменений.
Из Устава ОО - А.н. УР и сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, следует, что Организация располагается по адресу г. Ижевск, "адрес", а Президентом Академии наук УР, имеющим право действовать без доверенности от имени Организации, является К.В.П. (л.д.8, 16).
Письмом от 29 марта 2011 года за N2, поступившим в адрес Управления МЮ РФ по УР 07 апреля 2011 года, Организация сообщила о новом адресе фактического местонахождения АН УР: г. Ижевск, "адрес" и избрании Президентом М.П.Л. (л.д.19). При этом никаких документов для государственной регистрации вышеназванных изменений не было представлено.
13 декабря 2012 года руководителем Управления МЮ РФ по УР в адрес Президента ОО - А.н. УР направлено предупреждение за N03-32/6119, в котором на Организацию возложена обязанность в срок до 21 января 2013 года устранить допущенные нарушения и представить соответствующие документы о государственной регистрации изменений, вносимых в Устав Организации (л.д.20).
Данное предупреждение получено представителем Организации по доверенности 17 декабря 2012 года, но нарушения законодательства не устранены.
20 января 2014 года в адрес Президента ОО - А.н. УР внесено повторное предупреждение (предписание), в котором в срок до 03 марта 2014 года предложено устранить допущенные нарушения закона путём предоставления в Управление МЮ РФ по УР соответствующих документов для внесения в ЕГРЮЛ изменений в сведения о лице, имеющем право действовать от имени Организации без доверенности, и об адресе местонахождения Организации. При этом разъяснены последствия неисполнения данных предписаний в виде привлечения Организации к административной ответственности по ч.1 ст.19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (л.д.21, 22).
Копия данного предупреждения (предписания) получена Организацией по почте 22 января 2014 года, однако выявленные нарушения не устранены.
Постановлением мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 14 апреля 2014 года ОО - А.н. УР признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей (л.д.25).
Указанное постановление мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 14 апреля 2014 года вступило в законную силу и в установленном законом порядке не отменено.
На день рассмотрения настоящего дела в суде выявленные нарушения Организацией не устранены, но административный штраф оплачен 09 июля 2014 года.
Кроме того, суд установил, что в нарушение абзаца 7 части 1 статьи 29 ФЗ "Об общественных объединениях", во время проведения плановой документальной проверки на предмет соблюдения Организацией требований законодательства РФ и целей, предусмотренных её учредительными документами, в том числе требований по расходованию ею денежных средств и использованию иного имущества в период с 01 января 2013 года по 11 января 2015 года, Организация не представила представителям Управления МЮ РФ по УР запрашиваемые документы. Данное обстоятельство подтверждается постановлением мирового судьи судебного участка N3 Октябрьского района г. Ижевска от 16 февраля 2015 года, которым Организация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 5 000 (пяти тысяч) рублей (л.д.51-53).
Согласно абзацу 4 части 1 статьи 29 ФЗ "Об общественных объединениях" общественные объединения обязаны ежегодно информировать орган, принявший решение о государственной регистрации общественного объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его наименования и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в ЕГРЮЛ.
Между тем, в нарушение требований данной правовой нормы, Организация с 2011 года по 2013 год не информировала Управление МЮ РФ по УР о продолжении своей деятельности, а в 2014 году в адрес последнего поступило уведомление о продолжении деятельности Организации, в котором отсутствует объём сведений, необходимый для включения в ЕГРЮЛ. А именно, отсутствуют сведения о наименовании постоянно действующего руководящего органа Организации, руководителе Организации - Президенте и его идентификационном номере налогоплательщика (л.д.28).
При таких обстоятельствах суд считает обоснованными доводы истца о том, что деятельность Организации осуществляется с грубыми и неоднократными нарушениями требований нормативных правовых актов, в том числе в противоречие уставным целям, что является основанием для ликвидации ОО - А.н. УР на основании статьи 44 ФЗ "Об общественных объединениях" и удовлетворения заявленных требований.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199, 245 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике удовлетворить.
Ликвидировать Общественную организацию - А.н. Удмуртской Республик (основной государственный регистрационный номер 1031802484262) и исключить сведения о ней из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме через Верховный Суд Удмуртской Республики.
Мотивированное решение суда изготовлено в совещательной комнате 19 марта 2015 года.
Председательствующий
судья Верховного Суда УР Кричкер Е.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.