Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
председательствующего Белик Н.В.,
судей Папушиной Н.Ю., Дмитриевой Л.А.,
при секретаре Евсюковой К.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 03 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области на решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 09 декабря 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Новосибирской области к Общественной первичной организации Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации о прекращении деятельности общественного объединения отказано;
заслушав доклад судьи областного суда Папушиной Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области обратилось в суд с иском, в котором просит признать Общественную первичную организацию Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации перекатившей деятельность в качестве юридического лица и исключить о ней сведения из Единого государственного реестра юридических лиц.
В обоснование иска указано, что 12.07.1995 года Управлением юстиции Администрации Новосибирской области зарегистрирована Общественная первичная профсоюзная организация Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации. В Единый государственный реестр юридических лиц сведения об организации не внесены.
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129- ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а-д", "л" п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Данное требование закона о предоставлении сведений организацией выполнено не было, что подтверждается письмом Межрайонной ИФНС N по Новосибирской области, согласно которому, о данной организации не включены в Единой государственный реестр юридических лиц. В силу ст. 21 ФЗ N 7-ФЗ ликвидация некоммерческой организации считается завершенной, а некоммерческая организация - прекратившей существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.
Таким образом, поскольку изложенные в данном исковом заявлении Главного управления нарушения, выявленные в деятельности Организации, являются основаниями для его ликвидации, то ликвидация влечет исключение юридического лица - некоммерческой организации из ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 1-11 ФЗ от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" по общему правилу налоговые органы осуществляют государственную регистрацию юридических лиц, в том числе в связи с их ликвидацией, посредством внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ. При этом отношении некоммерческих организаций установлен специальный порядок государственной регистрации (ст. 1-11 Закона N 129-ФЗ). Согласно этому порядку налоговые органы только технически вносят соответствующие сведения в ЕГРЮЛ в отношении таких лиц. Основанием для внесения сведений является решение о ведении государственной регистрации, принятое уполномоченным в этой сфере органом исполнительной власти - Министерством Юстиции РФ, действующим через свои территориальные органы. Данное решение Главное управление принимает только на основании соответствующего решения суда. Соответственно, если решение о ликвидации некоммерческой организации принимает суд, то в этом решении должно быть указано на необходимость государственной регистрации ликвидированного юридического лица нем исключения сведений о нем из ЕГРЮЛ.
В соответствии с пунктом 12 Приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 12.11.2010 N 343, утвержденного по согласованию с Федеральной налоговой службой, "О порядке взаимодействия Министерства юстиции Российской Федерации с Федеральной налоговой службой по вопросам государственной регистрации некоммерческих организаций" в случае принятия судом в отношении некоммерческой организации решения о ликвидации и исключении из государственного реестра (о признании прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении из государственного реестра)" Минюст России (территориальный орган Минюста России) направляет в (налоговый орган заверенные в установленном порядке копии распоряжения и решения суда. Налоговый орган, в соответствии с решением суда, вносит в ЕГРЮЛ на основании представленных документов запись о ликвидации организации и исключает организацию из единого государственного реестра юридических лиц.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым не согласно Главное управление Министерства юстиции РФ по Новосибирской области, его представителем подана апелляционная жалоба.
В апелляционной жалобе изложена просьба об отмене решения суда, вынесении по делу нового решения. Апеллянт указывает, что суд дал неверную оценку представленным Главным управлением документам, подтверждающим его исковые требования. Так, судом не принято во внимание, что Общественная первичная профсоюзная организация Муниципального консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации может быть признана прекратившей свою деятельность только на основании судебного решения о прекращении деятельности общественного объединения и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц. Только на основании судебного решения налоговый орган может осуществить процедуру исключения из ЕГРЮЛ недействующей организации, созданной до вступления в законную силу Федерального закона N 129-ФЗ. Исключение некоммерческой организации итоговым органом из ЕГРЮЛ является основанием для принятия Главным управлением решения об исключении организации из ведомственного реестра.
Апеллянт обращает внимание на то обстоятельство, что факт не внесения организации, созданной в качестве юридического лица до вступления в силу Федерального закона N 129-ФЗ, в Единый государственный реестр юридических лиц не может являться основанием для отказа в удовлетворении искового требования Главного управления.
Рассмотрев дело в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим отмене, исходя из следующего.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что отсутствие сведений об ответчике в Едином государственном реестре юридических лиц исключают возможность удовлетворения иска о признании его прекратившим свою деятельность и исключении сведений об ответчике из ЕГРЮЛ.
Вместе с тем судом не принято во внимание то обстоятельство, что именно неисполнение общественной организацией требований закона в части своевременной подачи сведений о ранее созданном юридическом лице и послужило основанием для подачи иска. Само по себе отсутствие сведений в ЕГРЮЛ в отношении ранее созданного (до введения в действие Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей") юридического лица не означает, что такое юридическое лицо не существует, и не исключает возможности обращения с требованиями о признании его прекратившим свою деятельность.
Согласно ст. 30 Конституции РФ каждый имеет право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Свобода деятельности общественных объединений гарантируется.
Обязанность соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы деятельности общественного объединения, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами, предусмотрены и ст. 29 ФЗ РФ "Об общественных объединениях".
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" уполномоченное лицо юридического лица, зарегистрированного до вступления в силу настоящего Федерального закона, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона представить в регистрирующий орган сведения, предусмотренные подпунктами "а-д", "л" п. 1 ст. 5 настоящего Федерального закона. Невыполнение указного требования является основанием для исключения такого юридического лица из Единого государственного реестра юридических лиц.
Из материалов дела усматривается, что Общественная первичная организация Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации было зарегистрировано в качестве юридического лица 12.07.1995 года Управлением юстиции Администрации Новосибирской области (л.д. 21), т.е. с соблюдением порядка регистрации юридических лиц - некоммерческих организаций, действовавшего на момент регистрации ответчика в качестве юридического лица.
Согласно ответу Межрайонной ИФНС N по Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ N в Едином государственной реестре юридических лиц не содержатся сведения об Общественной первичной организации Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации.
Таким образом, отсутствие сведений об ответчике в Едином государственном реестре юридических лиц свидетельствует о грубом нарушении Общественной первичной организацией Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации требований законодательства.
В соответствии с абзацем 3 части первой ст. 44 ФЗ РФ "Об общественных объединениях" основанием для ликвидации общественного объединения являются неоднократные или грубые нарушения общественным объединением Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов или иных нормативных правовых актов либо систематическое осуществление общественным объединением деятельности, противоречащей его уставным целям.
Согласно ст. 61 Гражданского кодекса РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда, в том числе, по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
В Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 18 июля 2003 года N 14-П по делу о проверке конституционности положений статьи 35 ФЗ РФ "Об акционерных обществах", статей 61 и 99 Гражданского кодекса Российской Федерации указано, что отсутствие в пункте 2 ст. 61 ГК Российской Федерации конкретного перечня положений, нарушение которых может привести к ликвидации юридического лица, то есть его прекращению без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства, не означает, что данная санкция может применяться по одному лишь формальному основанию - в связи с неоднократностью нарушений обязательных для юридических лиц правовых актов. Исходя из общеправовых принципов юридической ответственности (в том числе наличия вины) и установленных статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации критериев ограничения прав и свобод, соблюдение которых обязательно не только для законодателя, но и для правоприменителя, оспариваемая норма предполагает, что неоднократные нарушения закона в совокупности должны быть столь существенными, чтобы позволить суду - с учетом всех обстоятельств дела, включая оценку характера допущенных юридическим лицом нарушений и вызванных им последствий, - принять решение о ликвидации юридического лица в качестве меры, необходимой для защиты прав и законных интересов других лиц.
В силу статьи 11 (пункт 2) Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод осуществление права на свободу объединения не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц.
Как указывает Европейский Суд по правам человека, положения статьи 11 распространяются на весь период деятельности объединений, и их ликвидация также должна удовлетворять требования вышеуказанной нормы.
Характер допущенных юридическим лицом нарушений, а также вызванные ими последствия должны быть настолько существенными и неустранимыми, чтобы восстановление законности было возможно только путем его ликвидации.
Ликвидация юридического лица как мера реагирования на нарушения действующего законодательства должна применяться в соответствии с общеправовыми принципами юридической ответственности и быть соразмерной допущенным юридическим лицом нарушениям и вызванным ими последствиям.
Учитывая, что Общественной первичной организацией Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации как общественным объединением допущены грубые нарушения требований федерального закона в части подачи сведений в регистрирующий орган в соответствии с требованиями ст. 26 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", принимая во внимание характер и длительность допущенных нарушений, судебная коллегия приходит к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения и вынесении нового решения об удовлетворения заявленных исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г. Новосибирска от 09 декабря 2014 года отменить, удовлетворив апелляционную жалобу Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Главного управления Министерства юстиции РФ по Новосибирской области удовлетворить.
Признать Общественную первичную организацию Муниципального Консультативно-диагностического центра для детей и подростков "Ювентус" Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации прекратившей свою деятельность в качестве юридического лица и исключить ее из Единого государственного реестра юридических лиц.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.