Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
Председательствующего Погореловой Е.А.
и судей краевого суда Чайкиной Е.В., Иванова А.В.
при секретаре Фофоновой А.Ю.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 10 марта 2015 года гражданское дело по иску Е. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации
по апелляционной жалобе представителя истца Бондаренко А.О.
на решение Центрального районного суда города Читы от 18 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Е. к Государственному учреждению "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации удовлетворить частично.
Взыскать с Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Е. компенсацию за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты".
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Е. в лице представителя Титовой М.В. обратился в суд с указанным исковым заявлением, ссылаясь на следующие обстоятельства. В связи с ампутацией нижних конечностей истец является инвалидом с диагнозом "ампутационная культя обеих голеней". Он нуждается в протезе, поэтому заключил договор с ООО "Забайкальский протезно-ортопедический центр" на изготовление протеза. В соответствии с установленным порядком истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за самостоятельно приобретенное средство реабилитации, орган обязан был принять решение о выплате компенсации либо об отказе в ее выплате, однако компенсацию ответчик не произвел. По состоянию на 19.11.2014 компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации на счёт Е. не поступала. Е. просил суд взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" компенсацию за самостоятельно приобретённое техническое средство реабилитации в размере "данные изъяты".
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель истца по доверенности Бондаренко А.О. просит отменить принятое решение в части отказа во взыскании неоплаченной суммы компенсации в размере "данные изъяты". и принять новое решение об удовлетворении требований истца. Считает, что судом неверно истолкованы и применены положения действующего законодательства, регулирующие порядок компенсации инвалидам самостоятельно приобретенного средства реабилитации. Указывает, что порядок выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2011 года N57н, из содержания которого следует, что если процедура размещения заказа на поставку технических средств реабилитации (конкурс, аукцион, запрос котировок) не состоялась, заказчик определяет размер компенсации на основании последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведенном любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ.
Указывает, что государственный контракт, на основании которого ответчиком определены размеры компенсации, не мог быть использован для расчета размера компенсации, поскольку исходя из протокола подведения итогов электронного аукциона, аукцион в электронной форме, по итогам которого заключен государственный контракт, признан несостоявшимся.
Полагает, что расчет компенсации должен определяться по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведенного любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ.
Истец Е. извещенный о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщили, направил своего представителя Бондаренко О.А.
Судебная коллегия на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) находит возможным рассмотреть гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и дополнений к ней, выслушав представителя истца по доверенности Бондаренко А.О., поддержавшего апелляционную жалобу, представителя ответчика по доверенности Балыкину Е. В., считавшую решение суда правильным, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
В силу положений ст. 9 названного Федерального закона под реабилитацией инвалидов понимается система и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.
Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: восстановительные медицинские мероприятия, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, обучение и образование, содействие в трудоустройстве, производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально -бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.
Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.
В соответствии со статьей 10 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В силу части 6 статьи 11 вышеуказанного Федерального закона, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью 14 статьи 11.1 данного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Статьей 2 Постановления Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 "О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями" определено, что обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Пунктом 3 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 31.01.2011 N 57н "Об утверждении Порядка выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации" предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Компенсация выплачивается в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более размера стоимости технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых уполномоченными органами в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида, являющихся аналогичными техническому средству реабилитации, самостоятельно приобретенному за собственный счет инвалидом, и (или) оплаченной за счет собственных средств услуге, на основании классификации технических средств реабилитации (изделий) в рамках федерального перечня реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2005 года N 2347-р, утвержденной приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 мая 2013 года N 214н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 20 июня 2013 года N 28858), включая оплату банковских услуг (услуг почтовой связи) по перечислению (пересылке) средств компенсации.
Размер компенсации за самостоятельно приобретенное за собственный счет инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оплаченную за счет собственных средств услугу по ремонту технического средства реабилитации определяется путем сопоставления наименования технического средства реабилитации, самостоятельно приобретенного инвалидом за собственный счет, и вида технического средства реабилитации, предусмотренных вышеназванной классификацией.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, истец Е. является инвалидом 2 группы бессрочно (л.д.8).
Индивидуальной программой реабилитации инвалида предусмотрено, что он нуждается в услугах реабилитации и в техническом средстве реабилитации - протезах культи левой и правой голени бессрочно.
22 и 25 августа 2014 года на основании договоров с ООО "Забайкальский протезно-ортопедический Центр" Е. самостоятельно приобрёл протезы "голени модульный" каждый стоимостью "данные изъяты" (л.д.13, 14).
27 августа 2014 года истец обратился к ответчику с заявлением о выплате компенсации за приобретенное средство реабилитации (л.д.17, 18).
Приказами Государственного учреждения "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации" от 05.09.2014 принято решение о выплате истцу компенсации в размере "данные изъяты". (72 560*2) (л.д.63, 65). Вышеуказанная сумма компенсации была перечислена истцу в ходе рассмотрения дела.
Из пояснений представителя ответчика следует, что размер компенсации истцу был определен на основании последнего по времени заключенного Государственного контракта N 2014.178826/228 от 10 июля 2014 года, заключённый с единственным поставщиком.
Удовлетворяя частично исковые требования о взыскании компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации, суд первой инстанции исходил из того, что ответчиком правомерно определен размер компенсации истцу исходя из стоимости протеза по результатам последнего по времени размещения заказа - на основании Государственного контракта от 10 июля 2014 года.
С приведенным выводом судебная коллегия не может согласиться, поскольку он постановлен с нарушением норм материального права и не основан на фактических обстоятельствах по делу.
Согласно протокола подведения итогов электронного аукциона, аукцион в электронной форме, по итогам которого был заключён государственный контракт, на основании которого ответчиком были определены размеры компенсации истцу за самостоятельно приобретённые технические средства реабилитации был признан несостоявшимся. Поэтому контракт не мог быть использован для расчёта размера компенсации. Расчёт компенсации должен быть определён по результатам последнего по времени размещения заказа на поставку технических средств реабилитации, проведённого любым другим уполномоченным органом, расположенным в пределах территории федерального округа, в состав которого входит соответствующий субъект РФ. Таким органом в данном случае будет являться ГУ "Новосибирское региональное отделение фонда социального страхования" РФ, заключившее 11 августа 2014 года контракт ООО "Нейроортопедический центр "ОртоС". Согласно Перечня изделий к данному контракту стоимость одного протеза голени модульного составит "данные изъяты". Именно данную стоимость следует учитывать при расчёте компенсации подлежащей выплате Е. за два самостоятельно приобретенных протеза.
Поэтому решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит изменению.
Таким образом, в пользу истца подлежит взысканию денежная компенсация за самостоятельно приобретённое техническое средство (двух протезов голени) реабилитации инвалида за вычетом суммы "данные изъяты"., полученной истцом, что составит "данные изъяты"
Руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда города Читы от 18 декабря 2014 года изменить.
Взыскать с ГУ "Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования РФ" в пользу Е. денежную компенсацию в сумме "данные изъяты"
В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий Е.А. Погорелова
Судьи Е.В. Чайкина
А.В. Иванов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.