Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего судьи Фахрутдиновой Р.А.,
судей Сазоновой В.Г. и Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания Закировой А.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Габидуллиной А.Г. гражданское дело по апелляционной жалобе А.В.Г. на решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 декабря 2014 года, которым отказано в удовлетворении иска А.В.Г. к ООО "Газпром трансгаз Казань" о рассмотрении разногласий по вопросу расчета размера платы за коммунальные услуги, мер социальной поддержки ветеранов труда и возмещении морального вреда.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения А.В.Г. в поддержку апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
А.В.Г. обратился в суд к ООО "Газпром трансгаз Казань" о рассмотрении разногласий по вопросу расчета размера платы за коммунальные услуги, мер социальной поддержки ветеранов труда и возмещении морального вреда. В обоснование иска указано, что ему как ветерану труда в соответствии с законом Российской Федерации предусмотрены меры социальной поддержки, которые он не может получать в полном объеме по причине начисления платы в нарушение статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и пункта 2.1 договора N1147 от 10 ноября 2004 года, заключенного между сторонами, поскольку ему начисления производятся по нормативу, несмотря на то, что у него установлен прибор учета. На неоднократные обращения по поводу нарушения законодательства ему было указано, что он обязан сообщать сведения показаний приборов учета, а в случае непроведения поверки прибора учета, ему будут производиться начисления по нормативу.
Истец просил существующий договор между сторонами N1147 от 10 ноября 2004 года перезаключить с учетом требований Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ N354, пунктов 61,69,80,82,84,131,133. Платежный документ на оплату коммунальных услуг должен содержать указания на оплаченный месяц, объемы оплаченных коммунальных услуг, определяемые показаниями прибора учета, сведения на предоставление субсидий указывать от ежемесячной оплаты коммунальных услуг. Техническое обслуживание должно соответствовать пункту 2 статьи 543 Гражданского кодекса РФ. Истец также просил взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере 20000 руб. в связи с нарушением его прав и причинением нравственных страданий.
В судебном заседании А.В.Г. заявленные исковые требования поддержал.
Представитель Р.А.С. в судебном заседании иск не признал.
Суд в удовлетворении иска отказал.
В апелляционной жалобе А.В.Г. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении иска. В жалобе ссылается на те же доводы, что и в обоснование своего искового заявления, выражает несогласие с выводами суда. Считает, что судом неправильно применены нормы материального права. Указывает, что в соответствии с законом Российской Федерации "Об обеспечении единства измерений" от 2008 года N 102-ФЗ средства измерений, не предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, могут подвергаться поверке в добровольном порядке.
Судебная коллегия, исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы, считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.
В соответствии с п. 1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе:
1) оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
В соответствии со статьей 539 Гражданского кодекса Российской Федерации, по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
К отношениям по договору снабжения электрической энергией правила настоящего параграфа применяются, если законом или иными правовыми актами не установлено иное.
Согласно статье 543 вышеназванного кодекса, абонент обязан обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность эксплуатируемых энергетических сетей, приборов и оборудования, соблюдать установленный режим потребления энергии, а также немедленно сообщать энергоснабжающей организации об авариях, о пожарах, неисправностях приборов учета энергии и об иных нарушениях, возникающих при пользовании энергией.
В случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
В силу статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно Правилам поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденным Постановлением Правительства N 549 от 21.07.2008г., данные Правила регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа (далее - договор), в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него. Настоящие Правила не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности.
В соответствии с пунктом 20 указанных Правил, абонент вправе:
а) требовать круглосуточной подачи газа надлежащего качества без ограничения его объема;
б) ставить вопрос о снижении размера платы за поставленный газ в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств поставщиком газа;
в) требовать внесения в условия договора изменения в части перехода на порядок определения объема потребленного газа по показаниям приборов учета газа в случае установки таких приборов в помещении, газоснабжение которого необходимо обеспечить.
Пунктом 21 Правил предусмотрено, что абонент обязан, в том числе:
в) обеспечивать в установленные сроки представление прибора учета газа для проведения поверки;
г) сообщать поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа в установленный в договоре срок, если иной способ получения поставщиком газа таких сведений не установлен договором;
д) устанавливать и эксплуатировать газоиспользующее оборудование, соответствующее установленным для него техническим требованиям, незамедлительно уведомлять поставщика газа об изменениях в составе газоиспользующего оборудования;
ж) обеспечивать сохранность приборов учета газа и пломб, использовать газоиспользующее оборудование в соответствии с установленными требованиями по его эксплуатации;и) обеспечивать доступ представителей поставщика газа к приборам учета газа и газоиспользующему оборудованию для проведения проверки;
к) обеспечивать надлежащее техническое состояние внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования, своевременно заключать договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования.
В силу пункта 22 Правил поставщик газа обязан:
а) обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве;
б) осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения поверки или ремонта) оплачиваются абонентом.
Согласно пунктам 24 и 25 Правил установлено, что при наличии приборов учета газа определение объема поставляемого газа осуществляется по показаниям прибора (узла) учета газа. Определение объема потребленного газа осуществляется по показаниям прибора учета газа при соблюдении следующих условий: а) используются приборы учета газа, типы которых внесены в государственный реестр средств измерений; б) пломба (пломбы), установленная на приборе учета газа заводом-изготовителем или организацией, проводившей последнюю поверку, и пломба, установленная поставщиком газа на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, не нарушены; в) срок проведения очередной поверки, определяемый с учетом периодичности ее проведения, устанавливаемой Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии для каждого типа приборов учета газа, допущенных к использованию на территории Российской Федерации, не наступил; г) прибор учета газа находится в исправном состоянии.
Согласно пункту 31 в случае, если абонент в установленный договором срок не представил поставщику газа сведения о показаниях прибора учета газа, объем потребленного газа за прошедший расчетный период и до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, но не более 3 месяцев подряд, определяется исходя из объема среднемесячного потребления газа потребителем, определенного по прибору учета газа за период не менее одного года, а если период работы прибора учета газа составил меньше одного года - за фактический период работы прибора учета газа. По истечении указанного 3-месячного периода объем потребленного газа за каждый последующий месяц вплоть до расчетного периода, в котором абонент возобновил представление указанных сведений, определяется в соответствии с нормативами потребления газа.
Из материалов дела следует, что между сторонами по делу заключен договор N1147 от 10 ноября 2004 года на поставку газа и техническое обслуживание внутридомовых газопроводов и газового оборудования с населением. В соответствии с данным договором ЭПУ "Челныгаз" ООО "Таттрансгаз", являющееся поставщиком, обязалось снабжать А.В.Г. как абонента природным газом. Также поставщик взял на себя обязательства: один раз в год по графику, утвержденному главным инженером поставщика в соответствии с Положением о техническом обслуживании газового оборудования в жилых домах и общественных зданиях, проводить техническое обслуживание придомовых газопроводов и газового оборудования по изложенному в договоре перечню; выдавать предписание абоненту о необходимости проведения поверки газового счетчика; пломбировать газовый счетчик. В перечень технического обслуживания в частности входит: проверять работоспособность кранов на внутридомовых газопроводах и на газовых приборах; производить осмотр газового оборудования и проверять наличие тяги в дымовых и вентиляционных каналах; соответствие диаметров сопел, горелок; герметичность внутридомового газового оборудования, работоспособность газовых приборов и автоматических устройств газооборудования с их наладкой и регулировкой.
При этом абонент в соответствии с договором обязался: производить своевременную оплату за поставляемый газ по показаниям счетчиков, а при их отсутствии в соответствии с нормами расхода газа и действующим тарифам на газ для населения; обеспечивать безопасную эксплуатацию бытовых газовых приборов; обеспечивать свободный доступ персонала для проведения работ на газовом оборудовании и внутридомовых газопроводах по предъявлению служебного удостоверения; по предписанию поставщика обеспечить своевременное проведение поверки газового счетчика.
Из акта установки и опломбировки счетчика газа от 01 ноября 2004 года следует, что у истца 29 октября 2004 года был установлен и опломбирован газовый счетчик, 2001 года выпуска, заводской номер 004971954. При этом актом проверки показаний счетчика газа от 30 января 2014 года установлено, что по состоянию на указанную дату поверка счетчика не проведена, что является нарушением пункта 1.2.9 договора поставки газа.
В соответствии с паспортом на счетчик бытового газа Gallus 2000, который установлен у истца, межповерочный интервал составляет 10 лет.
С учетом изложенного суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что требования А.В.Г. являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку техническое обслуживание, которое проводит ответчик, заключается в проверке работоспособности кранов на внутридомовых газопроводах и на газовых приборах; осмотре газового оборудования и проверке наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах; соответствия диаметров сопел, горелок; герметичности внутридомового газового оборудования, работоспособности газовых приборов и автоматических устройств газооборудования с их наладкой и регулировкой. В данный перечень работ по техническому обслуживанию, поверка приборов учета не входит. Данных о том, что с истца взималась плата за техническое обслуживание именно прибора учета, за проведение периодической поверки либо иные платежи, не соответствующие установленным тарифам, суду не представлено. Также как не представлено суду доказательств того, что платежный документ, предоставляемый ответчиком истцу для оплаты, не соответствует положениям статей 69-71 Постановления правительства Российской Федерации N354 от 06 мая 2011года.
Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона не противоречат.
Доводы заявителя жалобы о том, что в соответствии с Федеральным законом от 2008 года N102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" поверка приборов учета газа может быть осуществлена только в добровольном порядке, отклоняются судебной коллегией как основанные на неправильном толковании норм материального права.
К спорным правоотношениям подлежат применению Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные постановлением Правительства N549 от 21 июля 2008 года, в соответствии с которыми проведение поверки прибора учета газа является обязательным и производится за счет абонента (п.п. 20,22).
Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные постановлением Правительства РФ N354 от 06 мая 2011 года, на которые истец также ссылается в обоснование своих исковых требований им доводов жалобы, не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 года N 549.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию истца при рассмотрении дела в суде первой инстанции и выражают несогласие с выводами суда, поэтому отклоняются судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права. Указанные доводы являлись предметом судебного исследования и были признаны несостоятельными с приведением в решении убедительных мотивов.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неправильном толковании норм материального закона, применяемого к спорным правоотношениям.
С учетом изложенного, решение суда следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Набережночелнинского городского суда Республики Татарстан от 19 декабря 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу А.В.Г. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.