Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Саитгараевой Р.А.,
судей Моисеевой Н.Н. и Садыковой Э.И.,
при секретаре Рыбушкиной Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Моисеевой Н.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе истицы Мартыновой Т.В. на решение Приволжского районного суда г.Казани от 27 января 2015 года, которым постановлено:
Исковые требования Мартыновой Т.В. к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе г.Казани о взыскании недополученной пенсии, аванса за открытие наследства оставить без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав объяснения истицы в поддержку доводов жалобы, представителя ответчика, полагавшего решение законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Мартынова Т.В. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда России в Приволжском районе г.Казани (далее УПФР) о взыскании недополученной пенсии, аванса за открытие наследства.
В обоснование иска указано, что 06 сентября 2014 года умерла тетя истицы ФИО1, которая по состоянию здоровья не выходила из дома, нуждалась в опеке и уходе, других родственников, кроме истицы, у ФИО1 не было. Истица обратилась к ответчику для оформления недополученной пенсии за сентябрь месяц 2014 года, в чем ей было отказано в связи с тем, что Мартынова Т.В. является только племянницей умершей пенсионерки. Истица указывает, что в случае отсутствия лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", право на получение недополученной умершим пенсионером пенсии может признано за иными лицами, указанными в статье 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. На основании изложенного, Мартынова Т.В. просила суд взыскать с Управления Пенсионного фонда России в Приволжском районе г.Казани в ее пользу недополученную пенсию за сентябрь 2014 года в сумме, указанной в справке ответчика от 12.12.2014 года, а также аванс в сумме 500 рублей, выплаченный нотариусу ФИО2 за открытие наследственного дела по требованию УПФР.
В суде первой инстанции истица поддержала исковые требования.
Представитель ответчика исковые требования не признала.
Суд вынес решение об отказе в удовлетворении иска.
В апелляционной жалобе представитель истицы просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. При этом считает, что в случае перевода недополученной пенсии в состав наследства будут нарушены ее права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истица настаивала на удовлетворении апелляционной жалобы, представитель ответчика просил решение суда оставить без изменения.
Проверив законность, обоснованность решения суда по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований к его отмене или изменению не находит.
Согласно пункту 3 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" начисленные суммы трудовой пенсии, причитавшиеся пенсионеру в текущем месяце и оставшиеся не полученными в связи с его смертью в указанном месяце, не включаются в состав наследства и выплачиваются тем членам его семьи, которые относятся к лицам, указанным в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, и проживали совместно с данным пенсионером на день его смерти, если обращение за неполученными суммами указанной пенсии последовало не позднее чем до истечения шести месяцев со дня смерти пенсионера
В соответствии с частью 2 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" нетрудоспособными членами семьи умершего кормильца признаются:
1) дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, не достигшие возраста 18 лет, а также дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца, обучающиеся по очной форме по основным образовательным программам в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе в иностранных организациях, расположенных за пределами территории Российской Федерации, если направление на обучение произведено в соответствии с международными договорами Российской Федерации, до окончания ими такого обучения, но не дольше чем до достижения ими возраста 23 лет или дети, братья, сестры и внуки умершего кормильца старше этого возраста, если они до достижения возраста 18 лет стали инвалидами. При этом братья, сестры и внуки умершего кормильца признаются нетрудоспособными членами семьи при условии, что они не имеют трудоспособных родителей;
2) один из родителей или супруг либо дедушка, бабушка умершего кормильца независимо от возраста и трудоспособности, а также брат, сестра либо ребенок умершего кормильца, достигшие возраста 18 лет, если они заняты уходом за детьми, братьями, сестрами или внуками умершего кормильца, не достигшими 14 лет и имеющими право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца в соответствии с подпунктом 1 настоящего пункта, и не работают;
3) родители и супруг умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами;
4) дедушка и бабушка умершего кормильца, если они достигли возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины) либо являются инвалидами, при отсутствии лиц, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации обязаны их содержать.
Статьей 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплено, что право на получение подлежавших выплате наследодателю, но не полученных им при жизни по какой-либо причине сумм заработной платы и приравненных к ней платежей, пенсий, стипендий, пособий по социальному страхованию, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, алиментов и иных денежных сумм, предоставленных гражданину в качестве средств к существованию, принадлежит проживавшим совместно с умершим членам его семьи, а также его нетрудоспособным иждивенцам независимо от того, проживали они совместно с умершим или не проживали.
Требования о выплате сумм на основании пункта 1 настоящей статьи должны быть предъявлены обязанным лицам в течение четырех месяцев со дня открытия наследства.
При отсутствии лиц, имеющих на основании пункта 1 настоящей статьи право на получение сумм, не выплаченных наследодателю, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм в установленный срок соответствующие суммы включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях, установленных настоящим Кодексом.
Из материалов дела видно, что 06 сентября 2014года умерла тетя истицы - ФИО1. Согласно справке УПФР от 19.11.2014г. за N 240623 за ФИО1 осталась недополученная пенсия за сентябрь 2014 года в размере 17 823 рубля 57 копеек и ЕДВ в размере 2 974 рубля 03 копейки.
Судом установлено, что ФИО1 01.01.1928 года рождения, постоянно по день смерти с 09.10.2013 года по 06.09.2014 год проживала с Мартыновой Т.В. Мартынова Т.В. 10.09.2014г. обратилась в УПФР с заявлением о выплате социального пособия на погребение по случаю смерти ФИО1 18.11.2014г. истица обратилась в к ответчику с заявлением о выдаче справки для предоставления в нотариальную контору для оформления свидетельства о праве на наследство, предоставив запрос от нотариуса ФИО2 о наличии недополученной пенсии ФИО1
21.01.2015г. на имя начальника УПФР поступило письменное обращение о выплате недополученной пенсии за умершую ФИО1
Суд первой инстанции, принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований Мартыновой Т.В., пришел к выводу о том, что не имеется правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции и отмечает следующее.
Из пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" следует, что для получения сумм пенсии, не полученных пенсионером в связи со смертью, необходимо соблюдение двух условий: 1) лицо должно быть тем членом семьи умершего пенсионера, которые указаны в пункте 2 статьи 9 настоящего Федерального закона; 2) необходимо совместное проживание с умершим пенсионером, которое должно быть подтверждено документом о регистрации, выданным соответствующим органом регистрационного учета.
Как следует из представленных документов, истица на момент смерти ФИО1 действительно проживала с ней по одному адресу, однако Мартынова Т.В., являясь племянницей ФИО1, не относится к тем членам семьи умершего пенсионера, которые перечислены в пункте 2 статьи 9 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Таким образом, у истицы отсутствуют правовые основания для получения начисленной суммы трудовой пенсии, причитавшейся пенсионеру и оставшейся не полученной в связи с его смертью в соответствии с частью 3 статьи 23 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, не могут служить основаниями для отмены решения суда, так как основаны на неверном понимании норм права.
Пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных со взысканием начисленных сумм трудовой пенсии, причитавшихся пенсионеру в текущем месяце (в том числе и за прошедшее время) и оставшихся не полученными в связи с его смертью, необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, поскольку указанный Закон является специальным и был принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 30 ноября 2001 года, т.е. позже, чем часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), которая была принята 1 ноября 2001 года (статья 2 Федерального конституционного закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания").
При отсутствии лиц, перечисленных в пункте 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ, право на получение вышеназванных сумм трудовой пенсии может быть признано за иными лицами, указанными в статье 1183 ГК РФ.
Согласно пункту 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании". подлежавшие выплате наследодателю, но не полученные им при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, выплачиваются по правилам, предусмотренным пунктами 1 и 2 статьи 1183 ГК РФ, за исключением случаев, когда федеральными законами, иными нормативными правовыми актами установлены специальные условия и правила их выплаты (в частности, статьей 141 Трудового кодекса Российской Федерации, пунктом 3 статьи 23 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", статьей 63 Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", пунктом 90 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 200, пунктом 157 Положения о денежном довольствии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 14 декабря 2009 года N 960).
К суммам, предоставленным наследодателю в качестве средств к существованию, с учетом конкретных обстоятельств дела могут быть отнесены любые причитающиеся наследодателю платежи, предназначенные для обеспечения обычных повседневных потребностей его самого и членов его семьи.
По смыслу пункта 3 статьи 1183 ГК РФ, подлежавшие выплате, но не полученные наследодателем при жизни денежные суммы, предоставленные ему в качестве средств к существованию, включаются в состав наследства и наследуются на общих основаниях при отсутствии лиц, за которыми признается право на их получение в соответствии с пунктом 1 данной статьи либо специальными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, регламентирующими их выплату, или при непредъявлении этими лицами требований о выплате указанных сумм соответственно в четырехмесячный срок со дня открытия наследства или в срок, установленный указанными федеральными законами, иными нормативными правовыми актами.
Так как Мартынова Т.В. на момент смерти наследодателя не относилась к перечню лиц, указанных в части 2 статьи 9 Федерального закона N 173-ФЗ, суд обоснованно руководствовался требованиями статьи 1183 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом установленных по делу обстоятельств, судебная коллегия приходит к выводу о том, что сумма недополученной пенсии, принадлежащая наследодателю ФИО1, подлежала включению в наследственную массу для наследования в общем порядке.
Доводы жалобы о том, что истица проживала в одной квартире с наследодателем, оказывал помощь ФИО1, в связи с чем имеет право на получение невыплаченной пенсии наследодателя в полном объеме, не принимаются во внимание, так как часть 3 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ устанавливает для лиц, имеющих право на выплату, одновременно два условия: являться нетрудоспособным членом семьи умершего кормильца (ч. 2 ст. 9 ФЗ N 173-ФЗ) и проживать совместно с пенсионером на день его смерти. Однако Мартынова Т.В., проживая на день смерти совместно с ФИО1, не являлась нетрудоспособным членом ее семьи.
Поскольку решение суда основано на отсутствии у Мартыновой Т.В. права на получение пенсии, оставшейся неполученной в связи со смертью ФИО1 в пенсионном органе, не имеет правового значения довод жалобы о том, что истица своевременно обратилась к ответчику с заявлением о выплате недополученной пенсии.
На основании изложенного судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Приволжского районного суда г.Казани от 27 января 2015 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Мартыновой Т.В. - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.