Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Доевой З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению индивидуального предпринимателя КСА об оспаривании кадастровой стоимости земельных участков,
УСТАНОВИЛ:
ИП КСА является арендатором земельных участков:
с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - платная открытая автостоянка, расположенного с западной стороны здания пожарной охраны по ... ;
с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под предприятие автосервиса - автомойку, расположенного с северо-западной стороны автозаправки по ... ;
с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под объект промышленности (производственную базу), расположенного по ...
Кадастровая стоимость указанных участков согласно кадастровым справкам составляет на сегодняшний день, соответственно:
( / / )
( / / )
( / / )
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участков их рыночной стоимости, заявитель ( / / ) обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участков по состоянию на ( / / ) равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере:
( / / )
( / / )
( / / )
В судебном заседании представитель заявителя ММВ требования поддержал. Заявитель просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области - БАС указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области - КНА указала, что Учреждение не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердила соответствие представленного отчета дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка по результатам массовой оценки.
Заинтересованное лицо Администрация г. Каменска-Уральского, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В отзыве указала, что заявителем пропущен трехмесячный срок для оспаривания кадастровой стоимости. Также указала, что оценить объективность или опровергнуть результаты оценки рыночной стоимости участка, указанной в отчете, не имеется возможности ввиду отсутствия у специалистов администрации соответствующей квалификации. Представить свой отчет также отказалась, сославшись на сроки рассмотрения дела и требования законодательства о контрактной системе закупок. В удовлетворении заявления просила отказать.
Заинтересованное лицо ОМС Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве указал, что поскольку комитетом не заказывалось выполнение своего отчета, то разрешение требований оставляет на усмотрение суда, исходя из материалов дела.
Заинтересованное лицо Правительство Свердловской области, надлежаще извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва не представило.
Заинтересованное лицо ОАО "Каменск-уральское предприятие по обеспечению топливом" (правопреемник ФГУП "Каменск-уральское предприятие по обеспечению топливом") согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц прекратило свое существование ( / / ) в связи с чем подлежит исключению из числа заинтересованных лиц.
Заинтересованное лицо КНА (прежний арендатор участка), надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что на основании договора аренды N от ( / / ), заключенного с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области, ИП КСА является арендатором земельного участка с кадастровым номером N. Договор в редакции дополнительного соглашения о ( / / ), заключенного с ОМС Комитет по имуществу г.и Каменска-Уральского, продлен до ( / / ) зарегистрирован в установленном порядке. ( / / ) ИП КСА подано заявление в ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" с просьбой о продлении договора. Решение о продлении договора до настоящего времени не принято. Требований об освобождении участка к ИП КСА не предъявлено. Соответственно, в силу статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается пролонгированным.
Земельный участок с кадастровым номером N первоначально на основании заключенного с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области договора N от ( / / ) был предоставлен в аренду КНА В редакции дополнительного соглашения от ( / / ) заключенного с ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" права и обязанности арендатора перешли к ИП КСА и договор продлен до ( / / ), зарегистрирован в установленном порядке.
Земельный участок с кадастровым номером N на основании заключенного с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области договора N N от ( / / ) был предоставлен в аренду ФГУП "Каменск-Уральское предприятие обеспечения топливом", а затем на основании заключенного с ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского" дополнительного соглашения права и обязанности арендатора были переданы КСА Договор заключен на срок до 16.03.2053, зарегистрирован в установленном порядке.
Право собственности на указанные участки ни за кем, согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, не зарегистрировано, следовательно, данные участки относятся к неразграниченным землям, распоряжение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" органом местного самоуправления.
С учетом положений Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, устанавливающего арендную плату в процентах от кадастровой стоимости, размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участками в будущих периодах.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется по общему правилу на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности, но может быть установлена также путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Следовательно, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-О от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее - Закон об оценочной деятельности) предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
При этом заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в период с даты внесения в государственный кадастр недвижимости результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в кадастр результатов определения новой кадастровой стоимости путем массовой оценки или в порядке статьи 24.19 настоящего закона.
С учетом этого доводы Администрации г. Каменска-Уральского о пропуске заявителем срока для оспаривания кадастровой стоимости участков судом отклоняются.
Согласно статье 24.18 Закона об оценочной деятельности в случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Из отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" следует, что кадастровая стоимость принадлежащих заявителю участков была утверждена Постановлением Правительства Свердловской области Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области" и установлена на основании перечня земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки, сформированного по состоянию на 01.01.2010.
В обоснование своих требований заявитель представил отчеты от ( / / ), от ( / / ) и от ( / / ), выполненные оценщиком ( / / ) ПНА, из которых следует, что рыночная стоимость участков по состоянию на ( / / ) составляет ( / / ) соответственно.
В соответствии со ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Достоверность данных, содержащихся в отчете, никем не опровергнута, доказательств иного размера рыночной стоимости не представлено, ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Привлеченный к участию в деле в порядке статьи 188 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в качестве специалиста оценщик САА подтвердил достоверность представленных отчетов и соответствие указанной в них стоимости участков рыночным условиям. Указал, что применение оценщиком доходного подхода для определения рыночной стоимости участка с кадастровым номером N, используемого под автостоянку, является обоснованным, исходя из специфики участка, которая заключается в сроке его аренды (до года).
По выбранным оценщиком аналогам при определении стоимости двух других принадлежащих заявителю участков в рамках сравнительного подхода специалист указал, что участков аналогичного вида разрешенного использования в г. Каменске-Уральском на дату оценки не было, поэтому круг поиска был расширен и выбраны аналоги в других населенных пунктах, при этом приведена соответствующая корректировка на местоположение. Методика ее определения прописана в отчете.
Соответствие отчетов требованиям Закона об оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительными экспертными заключениями общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от ( / / ) и от ( / / ), членом которого является оценщик ПНА
При отсутствии возражений заинтересованных лиц суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
В соответствии с абзацем 23 статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участков затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование ими в будущих периодах, суд приходит к выводу об определении кадастровой стоимости земельных участков равной рыночной по состоянию на 01.01.2010:
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.;
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.;
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.
Доводы Управления Росреестра по Свердловской области о том, что оно не является заинтересованным лицом по делу, судом отклоняются.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" функции по государственной кадастровой оценке земель осуществляет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", находясь в ведении Росреестра осуществляет, прежде всего, полномочия по государственному кадастровому учету объектов недвижимости, определять кадастровую стоимость названное учреждение вправе исключительно в отношении вновь учтенных объектов недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение количественных и (или) качественных характеристик (статья 24.19 Закона об оценочной деятельности, приказ Россреестра от 26.12.2011 N П/531).
Поскольку характеристики участков после массовой оценки не менялись и указанный орган не осуществлял действий по определению их кадастровой стоимости, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области не является в данном деле заинтересованным лицом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление индивидуального предпринимателя КСА удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельных участков равной рыночной:
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.;
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.;
с кадастровым номером N в размере ( / / ) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 16 марта 2015 г.
Судья А. А. Олькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.