Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Доевой З.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ТИН об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
ТИН на основании договора N от ( / / ) является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - объект общественно-деловых целей (автостоянка), расположенный по ...
Кадастровая стоимость указанного участка согласно кадастровой справке составляет на сегодняшний день ( / / )
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, заявитель ( / / ) обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участка по состоянию на ( / / ) равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / )
В судебном заседании представитель заявителя МИВ требования поддержал. Заявитель, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась. Ранее в судебном заседании указала, что Учреждение не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердила соответствие представленного отчета дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка по результатам массовой оценки.
Заинтересованное лицо Администрация г. Каменска-Уральского, надлежаще извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила. В отзыве указала, что заявителем пропущен трехмесячный срок на обжалование результатов кадастровой стоимости. Относительно заявленной рыночной стоимости указала, что не может проверить ее объективность и достоверность, поскольку специалисты Администрации не обладают соответствующими познаниями. Возможность представления собственного отчета также отсутствует.
Заинтересованное лицо ОМС "Комитет по управлению имуществом г. Каменска-Уральского", надлежаще извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В отзыве указано, что данный орган своего отчета не составлял, просит рассмотреть дело по имеющимся материалам.
Заинтересованное лицо Правительство Свердловской области, надлежаще извещенное судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направило, отзыва не представило.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата.
Согласно пункту 5 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
Материалами дела подтверждается, что ТИН на основании договора N от ( / / ) является арендатором земельного участка с кадастровым номером N. Договор в редакции дополнительного соглашения от ( / / ) заключен на срок до ( / / ), зарегистрирован в установленном порядке.
В соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" порядок определения размера арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Размер арендной платы таких участков в Свердловской области установлен Постановлением Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП в процентах от кадастровой стоимости.
Исходя из этого размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах.
Из положений пунктов 2 и 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что кадастровая стоимость участка определяется на основании государственной кадастровой оценки земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности либо путем определения рыночной стоимости применительно к индивидуальному земельному участку.
Таким образом, законодателем предусмотрено две модели определения кадастровой стоимости земельных участков. При этом определение рыночной стоимости, полученной в результате индивидуальной оценки объекта, и внесение ее в качестве кадастровой стоимости направлено на уточнение результатов массовой оценки, полученной без учета уникальных характеристик конкретного объекта недвижимости, что само по себе согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации (определения N 2343-О от 23.10.2014, N 280-О-О от 01.03.2011) не опровергает предполагаемую достоверность ранее установленных результатов государственной кадастровой оценки земель.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закона об оценочной деятельности) в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, рассматривающий данное заявление орган принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости или отклоняет заявление о пересмотре кадастровой стоимости.
Определяя дату, по состоянию на которую должна быть установлена рыночная стоимость участка, суд исходит из следующего.
Так как определение рыночной стоимости участка направлено на уточнение результатов его оценки массовым методом, то при составлении отчета о рыночной стоимости оценщику необходимо руководствоваться ценообразующими факторами, имевшими место на ту же дату, на какую другой оценщик определял кадастровую стоимость массовым методом. Это позволяет сопоставить оба вида стоимости в одинаковой экономической обстановке и установить различия.
Внесенные в настоящее время в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) результаты определения кадастровой стоимости земельных участков на территории МО г. Каменск-Уральский Свердловской области утверждены Постановлением Правительства Свердловской области Свердловской области от 07.06.2011 N 695-ПП "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов, расположенных на территории Свердловской области".
Согласно отзыву ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" перечень объектов недвижимости для государственной кадастровой оценки, результаты которой были утверждены названным приказом, был сформирован по состоянию на 01.01.2010.
Кадастровая стоимость арендуемого заявителем участка установлена на основании акта определения кадастровой стоимости от 25.11.2011.
При этом согласно отзыву и материалам кадастрового дела, представленным ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", акт определения кадастровой стоимости был оформлен в связи с исправлением технической ошибки.
Из протокола о выявлении ошибки и решения ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области о ее исправлении следует, что вместо значения площади "декларативная" было указано правильное - "уточненная". Остальные характеристики участка, в том числе его кадастровая стоимость, при принятии акта не изменились. Рассчитана кадастровая стоимость на основании удельных показателей, утвержденных Постановлением Правительства N 695-ПП по состоянию на 01.01.2010.
Учитывая то обстоятельство, что в данном случае составление акта определения кадастровой стоимости вызвано технической ошибкой, не влияющей на размер кадастровой стоимости, ее расчет выполнен на основании показателей по состоянию на 01.01.2010, суд приходит к выводу, что рыночная стоимость данного участка, исходя из принципа сопоставимости, должна быть определена с использованием ценообразующих факторов, имевших место на 01.01.2010.
В обоснование своих требований заявитель представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ( / / ) ПНА, из которого следует, что по состоянию на ( / / ) рыночная стоимость земельного участка с кадастровым номером N составляет ( / / ) руб.
Опрошенный в качестве специалиста оценщик САА подтвердил достоверность представленного отчета, указал, что с учетом специфики участка и ограничений в его использовании (под путепроводом может использоваться только под автостоянку) оценщиком правильно осуществлен расчет рыночной стоимости в рамках доходного подхода.
В соответствии со ст. 12 Закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Заинтересованные лица возражений против представленного отчета не представили, как и доказательств иного размера рыночной стоимости. Ходатайств о назначении экспертизы не заявлено.
Соответствие отчета требованиям Закона о оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительным экспертным заключением Общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" от ( / / ), членом которого является оценщик ПНА
При отсутствии возражений заинтересованных лиц суд приходит к выводу, что размер рыночной стоимости подтверждается совокупностью достоверных, допустимых и достаточных доказательств.
Принимая во внимание, что разница между кадастровой и рыночной стоимостью участка затрагивает права и обязанности истца при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных требований.
С учетом изложенного кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером N должна быть определена равной рыночной в размере ( / / ) руб. по состоянию на 01.01.2010.
Доводы Управления Росреестра по Свердловской области и ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области о том, что они не являются заинтересованными лицами, судом отклоняются.
Согласно подпункту 11 пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре объектов недвижимости" в государственный кадастр недвижимости подлежат включению сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, в том числе дата утверждения результатов определения такой стоимости.
Из пункта 3 статьи 16 Закона следует, что орган кадастрового учета вправе осуществить кадастровый учет в связи с изменением сведений об объекте недвижимости, в том числе и о его кадастровой стоимости. Согласно пункту 4 названной статьи одним из основания учета изменений в отношении объекта недвижимости является решение суда.
С учетом предъявляемых требований, направленных на изменение размера кадастровой стоимости и того обстоятельства, что права заявителя могут быть защищены только посредством внесения соответствующих изменений в государственный кадастр недвижимости, органы, уполномоченные в соответствии с законом вносить изменения в государственный кадастр недвижимости, будут являться в данном случае заинтересованными лицами.
Исходя из положений Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (часть 1 ст. 3), Указа Президента Российской Федерации от 25.12.2008 N 1847 "О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии", Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.06.2009 N 457 (пункты 1, 5.1.3), Приказа Минэкономразвития России от 05.10.2009 N 395 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" органом, осуществляющим функции по государственной кадастровой оценке земель, является Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) в лице своих территориальных органов по субъектам Российской Федерации.
Полномочиями по ведению государственного кадастра недвижимости, государственному кадастровому учету недвижимого имущества, предоставлению сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости на основании пункта 2 статьи 3 Федерального закона "О государственном кадастре объектов недвижимости" и Приказа Росреестра от 11.03.2010 N П/93 наделены федеральные государственные учреждения "Земельная кадастровая палата" по субъектам Российской Федерации (в настоящее время ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице своих филиалов в субъектах Российской Федерации).
При этом делегирование отдельных управленческих функций частному лицу - ФГБУ "ФКП Росреестра" не свидетельствует о том, что Росреестр перестал являться органом кадастрового учета и не освобождает его от выполнения контрольных полномочий в отношении ФГБУ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
заявление ТИН удовлетворить.
Определить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м, расположенного по ... равной рыночной стоимости в размере ( / / ) руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено ( / / )
Судья А. А. Олькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.