Свердловский областной суд в составе председательствующего судьи Ольковой А.А. при секретаре Вахрамеевой Ю.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению НБП об оспаривании кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
НБП на основании заключенного с Министерством по управлению государственным имуществом Свердловской области договора N N от ( / / ) в редакции дополнительного соглашения от ( / / ) является арендатором земельного участка с кадастровым номером N площадью ( / / ) кв.м категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для ведения подсобного сельского хозяйства, расположенного в ...
Кадастровая стоимость указанного участка согласно кадастровой справке составляет на сегодняшний день ( / / )
Ссылаясь на несоответствие кадастровой стоимости участка его рыночной стоимости, заявитель ( / / ) обратился в суд с требованием об определении кадастровой стоимости участка по состоянию на ( / / ) равной рыночной стоимости по состоянию на ту же дату в размере ( / / ) руб.
В судебном заседании заявитель требования поддержал.
Представитель заинтересованного лица Управления Росреестра по Свердловской области - БАС указал, что Управление не является органом кадастрового учета, не уполномочено на определение кадастровой стоимости, прав и законных интересов заявителя не нарушало, а потому не является заинтересованным лицом по данному делу. Полагал, что таковым в данном случае будет являться ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра". Относительно представленного отчета указал, что считает его надлежащим, выводы не оспаривает, отчет составлен по состоянию на туже дату, на какую определена кадастровая стоимость участка по результатам государственной кадастровой оценки.
Представитель ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области - КНА указала, что Учреждение не является заинтересованным лицом по данному делу, поскольку не уполномочено на проведение государственной кадастровой оценки земель, а лишь осуществляет внесение представленных в установленном порядке сведений об экономических характеристиках участков в государственный кадастр недвижимости. Функции по проведению государственной кадастровой оценки земель возложены на Управление Росреестра по Свердловской области. Подтвердила соответствие представленного отчета дате, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость участка по результатам массовой оценки.
Заинтересованное лицо Администрация МО Камышловский муниципальный район, просила рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, против заявленных требований не возражала.
Заинтересованные лица Правительство Свердловской области, Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области, надлежаще извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области в отзыве. ссылаясь на положения статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", просило в удовлетворении требований отказать по причине несопоставимости даты оценки дате определения кадастровой стоимости участка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд находит требования не подлежащими удовлетворению.
Материалами дела подтверждается, что НБП, являясь главой крестьянского (фермерского) хозяйства, с ( / / ) использует на праве аренды земельный участок с кадастровым номером N. Договор аренды заключен на срок до ( / / ), зарегистрирован в установленном порядке. Право собственности на участок зарегистрировано за Свердловской областью.
С учетом положений Постановления Правительства Свердловской области от 30.12.2011 N 1855-ПП, устанавливающего арендную плату в процентах от кадастровой стоимости, размер кадастровой стоимости затрагивает права и обязанности заявителя при исчислении платы за пользование участком в будущих периодах.
Статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности" (далее Закона об оценочной деятельности) в действующей редакции предусмотрено, что результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими или юридическими лицами в случае, если указанные результаты затрагивают права и обязанности этих лиц, в суде или комиссии.
В случае оспаривания результатов определения кадастровой стоимости рыночная стоимость объекта недвижимости должна быть установлена на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Результаты государственной кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на территории МО Камышловский муниципальный район утверждены приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 30.11.2012 N 1460 "Об утверждении результатов кадастровой стоимости земельных участков в составе земель сельскохозяйственного назначения, расположенных на территории муниципальных районов и городских округов Свердловской области (за исключением земель, предназначенных для дачного строительства, садоводства и огородничества)" и установлены на основании перечня земельных участков для проведения государственной кадастровой оценки, сформированного по состоянию на 01.01.2011.
Однако как следует из отзыва ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра", кадастровая стоимость принадлежащего заявителю участка была утверждена после массовой кадастровой оценки на основании утвержденного специалистом ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области акта определения кадастровой стоимости от 11.09.2013 в связи с изменением характеристик участка (уточнением границ и площади).
В соответствии со статьей 24.19 Закона об оценочной деятельности датой определения кадастровой стоимости вновь образованного или изменившего свои характеристики после государственной кадастровой оценки участка является дата внесения сведений о нем в государственный кадастр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
В обоснование своих требований заявитель представил отчет от ( / / ), выполненный оценщиком ( / / ) ХКБ, из которого следует, что рыночная стоимость участка определена по состоянию на 01.01.2011, то есть на дату массовой кадастровой оценки.
Соответствие отчета требованиям Закона о оценочной деятельности, федеральным стандартам оценки и другим актам уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, а также стандартам и правилам оценочной деятельности подтверждается положительным экспертным заключением НП "Саморегулируемая организация оценщиков "Экспертный совет" от ( / / ), членом которого является оценщик ХКБ
Поскольку дата на которую оценщиком установлена рыночная стоимость участка не соответствует дате определения кадастровой стоимости, указанной в акте ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Свердловской области, суд приходит к выводу о несоответствии даты определения рыночной стоимости дате установления кадастровой стоимости участка и отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований в связи с недоказанностью факта несоответствия кадастровой стоимости участка рыночной.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 12, 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении заявления НБП отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде с подачей жалобы через Свердловский областной суд.
Решение в окончательном виде изготовлено 16 марта 2015 г.
Судья А. А. Олькова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.