Судья Приморского краевого суда Зиганшин И.К., рассмотрев в судебном заседании жалобу государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Хасанскому району Ковальчука Д.Н. на решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края,
УСТАНОВИЛ:
постановлением государственного инспектора дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Хасанскому району Ковальчука Д.Н. от 8 декабря 2014 года администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), и подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 января 2015 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе государственный инспектор дорожного надзора ГИБДД ОМВД России по Хасанскому району Ковальчук Д.Н. просит решение судьи районного суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Изучив доводы жалобы, материалы дела, выслушав объяснения государственного инспектора ГИБДД ОМВД России по Хасанскому району Ковальчука Д.Н., прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 12.34 КоАП РФ несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за состояние дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений, в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - трехсот тысяч рублей.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что администрация Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края привлечена к административной ответственности в связи с тем, что, являясь органом местного самоуправления, ответственным за содержание автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, не обеспечила безопасность дорожного движения на автомобильных дорогах в "адрес", на участке "адрес", на участке "адрес" имеется гололед, снежный накат, на дорожном полотне от "адрес" образовалась зимняя скользкость в виде льда. Меры к своевременной очистке проезжей части дороги и тротуаров от гололеда и снежного наката приняты не были.
Отменяя постановление должностного лица и прекращая производство по делу, судья районного суда пришел к выводу о недоказанности вины администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в совершении правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ.
Данный вывод судьи нельзя признать правильным.
В статье 12 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлено, что ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог.
Статьей 13 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения и, соответственно, содержание таких дорог отнесено к полномочиям органов местного самоуправления.
В силу пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 года N 1090, должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны, в том числе содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил.
Пунктом 3.1.6 ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" установлены сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик. Нормативный срок ликвидации зимней скользкости, который принимается с момента ее обнаружения до полной ликвидации, и окончания снегоочистки - с момента окончания снегопада или метели до завершения работ на улицах и дорогах населенных пунктов не должен превышать 6 часов.
Согласно пункту 3.1.9 ГОСТ Р 50597-93 в городах и населенных пунктах уборку тротуаров и пешеходных дорожек следует осуществлять с учетом интенсивности движения пешеходов после окончания снегопада или метели в сроки, не превышающие 3 часов.
Как следует из материалов дела, администрацией Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края работы по снегоочистке дорог местного значения и тротуаров в сроки, установленные ГОСТ Р 50597-93, организованы не были.
В соответствии с установленными ГОСТ Р 50597-93 требованиями, предъявляемыми к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
Должностным лицом ГИБДД ОМВД России по Хасанскому району при обследовании дорог в п. Славянка установлено наличие гололеда и снежного наката на тротуарах и наличие льда на проезжей части дороги, что не соответствует установленным ГОСТ Р 50597-93 требованиям, предъявляемым к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог населенных пунктов.
Таким образом, вывод судьи районного суда о недоказанности вины администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края в несоблюдении требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог не основан на материалах дела.
Между тем, согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.34 КоАП РФ, составляет два месяца.
Правонарушение, вмененное администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края, было выявлено должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, 2 декабря 2014 года.
В силу пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае истечения сроков давности привлечения к административной ответственности.
Исходя из смысла указанных норм вопрос о возобновлении производства по делу при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности обсуждаться не может, в том числе и в случае, когда решение судьи районного суда, которым было отменено постановление должностного лица о признании лица виновным в совершении административного правонарушения, не вступило в законную силу.
То есть, истечение сроков давности привлечения к административной ответственности является обстоятельством, исключающим возможность повторного рассмотрения дела судьей районного суда.
При таких обстоятельствах, а также учитывая, что статья 30.7 КоАП РФ не допускает ухудшения положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 января 2015 года, которым отменено постановление должностного лица о привлечении администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края к административной ответственности, не подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 30.7, 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Хасанского районного суда Приморского края от 22 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации Славянского городского поселения Хасанского муниципального района Приморского края оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судья И.К. Зиганшин
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.