Судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда в составе:
председательствующего Украинцевой С.Н.
судей Ровенко П.А., Кубатовой О.А.
при секретаре Труновой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора города Артёма в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц об оспаривании бездействия администрации Артёмовского городского округа
по апелляционной жалобе администрации Артёмовского городского округа на решение Артёмовского городского суда Приморского края от 8 октября 2014 года, которым заявление прокурора города Артёма удовлетворено; на администрацию Артёмовского городского округа Приморского края возложена обязанность провести лесоустройство, поставить на кадастровый учет и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории Артёмовского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, в срок до 1 июня 2016 года.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А., выслушав объяснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Приморского края Комаровой О.Н., считавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
прокурор города Артёма обратился в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц с заявлением об оспаривании бездействия администрации Артёмовского городского округа Приморского края (далее - Администрация), указав в обоснование своих требований, что в ходе проверки соблюдения законодательства в сфере исполнения законодательства при использовании, охране лесов и обороте древесины, проведённой прокуратурой города Артёма, было установлено, что на территории Артёмовского городского округа в нарушение требований действующего законодательства не проведены работы по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах данного муниципального образования. Положение об организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Артёмовского городского округа, утвержденное решением Думы Артёмовского городского округа от 30 октября 2009 года N 251, фактически не реализуется, не осуществляются природоохранные мероприятия. Администрацией не организована работа по осуществлению кадастрового учёта лесных участков, расположенных на территории Артёмовского городского округа. В связи с этим, прокурор просил суд признать незаконным бездействие Администрации в части непроведения мероприятий по лесоустройству, постановке на кадастровый учёт лесных участков в границах Артёмовского городского округа и разработке лесохозяйственного регламента; обязать Администрацию провести мероприятия по лесоустройству, постановке на кадастровый учёт лесных участков в границах Артёмовского городского округа и разработке лесохозяйственного регламента в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора города Артёма Спицына Е.В. изменила заявленные требования, просила суд обязать Администрацию провести лесоустройство, поставить на кадастровый учет и разработать лесохозяйственный регламент в отношении городских лесов, расположенных на территории Артёмовского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда.
Представитель Администрации Пестова К.А. в судебном заседании просила суд отказать в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, с которым не согласилась Администрация, в поданной представителем ФИО9 апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения по мотиву его незаконности и необоснованности, а также о вынесении по делу нового решения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьёй 330 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
При рассмотрении дела таких нарушений судом не допущено.
В соответствии со статьёй 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно статье 6 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) использование, охрана, защита, воспроизводство лесов осуществляются в соответствии с целевым назначением земель, на которых эти леса располагаются. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
В силу положений статьи 35 Градостроительного кодекса Российской Федерации в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон. В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами и т.д.
Частью 1 статьи 6 ЛК РФ установлено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом подпунктом "г" пункта 3 части 2 статьи 102 ЛК РФ выделяются городские леса, которые относятся к защитным лесам.
Статьёй 67 ЛК РФ предусмотрено, что лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 ЛК РФ, в частности, на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
В соответствии с Решением Думы Артёмовского городского округа от 30 октября 2009 года N 237 "Об утверждении Генерального плана Артёмовского городского округа" (пункт 3.2.5 "Баланс территорий") территорию Артёмовского городского округа составляют, в том числе, земли лесного фонда - 15 226 га, из них защитные леса - 7 124 га, в том числе лесопарки - 3 349 га, и эксплуатационные леса - 8 102 га.
Согласно имеющимся в материалах дела данным Государственного лесного реестра (форма 1 - ГЛР), представленным Департаментом лесного хозяйства Приморского края, по состоянию на 1 января 2014 года в состав земель Артёмовского городского округа, на которых расположены леса, входили: земли лесного фонда - 15 893 га, земли населенных пунктов, на которых расположены леса - 139 га, земли иных категорий - 2 218 га, итого по муниципальному образованию -18 250 га.
Из письменной информации от 7 мая 2014 года N, представленной Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Приморскому краю, следует, что на 1 января 2014 года лесные площади в административных границах Артёмовского городского округа занимали 22 258 га.
Правилами землепользования и застройки Артёмовского городского округа, утвержденными Решением Думы Артёмовского городского округа от 28 апреля 2011 года N 497, определён градостроительный регламент зоны рекреационного назначения, в составе которой выделены зоны городских лесов (Р-3).
В силу положений статьи 68 ЛК РФ лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Согласно части 2 статьи 4 ЛК РФ от имени муниципальных образований в лесных отношениях участвуют органы местного самоуправления в пределах своих полномочий, установленных нормативными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 16 Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация благоустройства и озеленения территорий поселений, использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, расположенных в границах городского округа, отнесена к вопросам местного значения городского округа.
Аналогичные положения содержатся в пункте 25 части 1 статьи 5 Устава Артёмовского городского округа, принятого Решением Думы г. Артёма 25 декабря 1998 года N 175.
Решением Думы Артёмовского городского округа от 30 октября 2009 года N 251 утверждено Положение об организации использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах Артёмовского городского округа, в соответствии с пунктом 2.2 которого на Администрацию возложены функции по разработке, утверждению лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса; по проведению муниципальной экспертизы проектов освоения лесов; по осуществлению муниципального лесного контроля. Соответствующие полномочия органов местного самоуправления закреплены и в статье 84 ЛК РФ.
Статьёй 70 ЛК РФ предусмотрено, что выполнение работ, оказание услуг по лесоустройству осуществляются в соответствии с гражданским законодательством, если иное не установлено ЛК РФ. Органы государственной власти или органы местного самоуправления осуществляют закупки работ, услуг по лесоустройству в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Порядок проведения лесоустройства определяется Лесоустроительной инструкцией, утвержденной Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 12 декабря 2011 года N 516, устанавливающей требования к составу, методам, способам и точности выполнения лесоустроительных работ в лесах, расположенных на землях лесного фонда, землях особо охраняемых природных территорий, землях обороны и безопасности и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса.
Согласно пункту 3 данной Лесоустроительной инструкции лесоустройство включает в себя: проектирование лесничеств и лесопарков; проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков; закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов.
В соответствии с частью 3 статьи 87 ЛК РФ лесохозяйственный регламент является нормативным правовым актом, который является основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Пункт 3 Состава лесохозяйственных регламентов, порядка их разработки, сроков их действия и порядка внесения в них изменений, утвержденного Приказом Рослесхоза от 4 апреля 2012 года N 126, предусматривает, что в лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков устанавливаются: виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статье 25 ЛК РФ; возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования; ограничение использования лесов в соответствии со статьёй 27 ЛК РФ; требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
Лесохозяйственные регламенты разрабатываются для лесничеств (лесопарков). Разработка лесохозяйственных регламентов обеспечивается органами государственной власти и органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 84 ЛК РФ. Основой для разработки лесохозяйственного регламента являются материалы лесоустройства лесничества (лесопарка), материалы специальных изысканий и исследований, документы территориального планирования (пункты 8, 9, 10 Состава лесохозяйственных регламентов).
Также статьёй 98 ЛК РФ предусмотрено, что на территории муниципального образования контроль за использованием, охраной, защитой, воспроизводством лесов осуществляются органами местного самоуправления.
Поскольку со стороны Администрации суду не было представлено доказательств, свидетельствующих об организации и осуществлении органом местного самоуправления мероприятий по лесоустройству, разработке лесохозяйственного регламента в отношении городских лесов, расположенных на территории Артёмовского городского округа и не относящихся к землям государственного лесного фонда, суд первой инстанции, руководствуясь положениями указанных выше нормативных правовых актов, пришёл к верному выводу о необходимости удовлетворения заявления прокурора.
Суд обоснованно указал в решении, что субъектом, обладающим полномочиями по инициированию проведения работ по лесоустройству и разработке лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных в границах муниципального образования, является Администрация.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к переоценке установленных по делу обстоятельств, а также к субъективному неверному толкованию положений действующего законодательства. Эти доводы несостоятельны и не могут являться основанием к отмене принятого судом решения.
По мнению судебной коллегии, при рассмотрении данного гражданского дела судом первой инстанции были правильно определены юридически значимые обстоятельства, дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, нарушений норм материального и норм процессуального права допущено не было.
Суд первой инстанции также верно возложил на Администрацию обязанность принять меры по устранению допущенных нарушений, установив достаточный срок, в течение которого решение должно быть исполнено (до 1 июня 2016 года).
В то же время, судебная коллегия считает возможным уточнить абзац 2 резолютивной части решения в части возложения на Администрацию обязанности поставить на кадастровый учёт леса, расположенные на территории Артёмовского городского округа и неотносящиеся к государственному лесному фонду.
В соответствии с пунктом 12 части 2 статьи 7 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственной кадастре недвижимости" в государственный кадастр недвижимости наряду со сведениями об уникальных характеристиках земельного участка, таких как: кадастровый номер и дата внесения данного кадастрового номера в государственный кадастр недвижимости; описание местоположения границ объекта недвижимости в объеме сведений, определённых порядком ведения государственного кадастра недвижимости, если объектом недвижимости является земельный участок, - подлежат внесению дополнительные сведения об объекте недвижимости, в том числе, сведения о лесах, расположенных в пределах земельного участка.
Следовательно, применительно к настоящему спору, на Администрацию подлежит возложению обязанность организовать внесение сведений в государственный кадастр недвижимости о лесах, расположенных на территории Артёмовского городского округа и неотносящихся к государственному лесному фонду.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Артёмовского городского суда Приморского края от 8 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации Артёмовского городского округа Приморского края - без удовлетворения.
Уточнить абзац 2 резолютивной части решения, указав вместо слов "поставить на кадастровый учет" слова "организовать внесение сведений в государственный кадастр недвижимости".
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.