Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Гулевой Г. В., Маслова Д. А.
при секретаре Драчевой Т. Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2015 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Лебедко А. В. на решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 22 декабря 2014 года, которым в удовлетворении исковых требований Лебедко А. В. к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске о назначении досрочной трудовой пенсии по старости отказано.
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Лебедко А. В. обратился в суд с иском к государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске (далее - Управление) о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.
В обоснование требования указал, что с февраля 1978 год по настоящее время работал и работает в Архангельске, за исключением срочной военной службы с мая 1978 года по май 1980 года и периода работы в республике Казахстан с сентября 1993 года по октябрь 1994 года. В связи с этим он обратился к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, однако в ее назначении ему было отказано. Считал, что пенсионный орган необоснованно не включил в стаж периоды работы в "Юр.лицо1" с 01 февраля 1999 года по 31 декабря 1999 года, в "Юр.лицо2" со 02 июля 1991 года по 07 июля 1992 года, а также периоды службы в учреждениях уголовно-исполнительной системы и в республике Казахстан. Полагал, что страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для назначения пенсии у него достаточно. Потому просил возложить на ответчика обязанность назначить досрочную трудовую пенсию по старости со ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе рассмотрения дела истец изменил основание иска, помимо вышеуказанных периодов просил зачесть в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды военной службы и службы в органах внутренних дел с 22 апреля 1981 года по 15 января 1990 года, с 05 марта 1990 года по 01 июля 1991 года, с 10 мая 1995 года по 16 мая 1996 года.
В судебном заседании требование поддержал. Уточнил периоды, с учетом которых просит установить ему досрочную трудовую пенсию по старости, а именно просил зачесть в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды работы в "Юр.лицо1" с 01 февраля 1999 года по 31 декабря 1999 года, в "Юр.лицо2" со 02 июля 1991 года по 07 июля 1992 года, в "Юр.лицо3" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года. Также просил зачесть только в страховой стаж период работы в "Юр.лицо4" с 18 сентября 1993 года по 27 октября 1994 года и только в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды службы с 22 апреля 1981 года по 15 января 1990 года, с 05 марта 1990 года по 01 июля 1991 года, с 10 мая 1995 года по 16 мая 1996 года.
Представитель ответчика Кремпольский А. В. иск не признал. Суду пояснил, что в назначении пенсии истцу отказано по причине отсутствия необходимой продолжительности как страхового стажа, так и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. Просил в удовлетворении исковых требований отказать.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился Лебедко А. В.
В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований.
В обоснование жалобы ссылается на Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" и указывает, что периоды действительной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, должны засчитываться в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, уволенным с такой службы, начиная с 1968 года, если они не позднее трех месяцев после увольнения поступили на работу в этих районах и местностях. Полагает, что такие же положения по аналогии должны применяться и к периодам сверхсрочной службы, а также другой приравненной к ней службы, в том числе в учреждениях и органах, исполняющих наказания.
В суд апелляционной инстанции представитель Управления не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не направил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Лебедко А. В., поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда и просившего об его отмене, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
До 01 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии устанавливались Федеральным законом от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации").
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет.
Согласно подпункту 6 пункта 1 статьи 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж не менее 25 лет.
В силу пункта 1 статьи 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из материалов дела видно, что 24 июня 2014 года Лебедко А. В., родившийся ДД.ММ.ГГГГ, обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Решением начальника отдела Пенсионного фонда Российской Федерации в административных округах "данные изъяты" г. Архангельска от 17 июля 2014 года N N в назначении желаемой пенсии ему было отказано в связи с тем, что на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии у него было недостаточно страхового стажа и стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом страховой стаж был определен продолжительностью 24 года 01 месяц 01 день (с учетом льготного исчисления периодов работ до 01 января 2002 года в соответствии с нормами ранее действующего законодательства), а стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 08 лет 16 дней (в календарном исчислении).
Оспариваемые истцом периоды работы в "Юр.лицо1" с 01 февраля 1999 года по 26 октября 1999 года, в "Юр.лицо2" со 02 июля 1991 года по 07 июля 1992 года, в "Юр.лицо3" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года, в "Юр.лицо4" с 18 сентября 1993 года по 27 октября 1994 года не были включены ни в страховой стаж, ни в стаж работы с особыми условиями труда. Периоды военной службы и службы в органах внутренних дел с 22 апреля 1981 года по 15 января 1990 года, с 05 марта 1990 года по 01 июля 1991 года, с 10 мая 1995 года по 16 мая 1996 года засчитаны ответчиком в страховой стаж, но исключены из подсчета стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Разрешая спор, суд первой инстанции исходил из того, что периоды работы истца в "Юр.лицо1" с 01 февраля 1999 года по 26 октября 1999 года, в "Юр.лицо2" со 02 июля 1991 года по 07 июля 1992 года, в "Юр.лицо3" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года, в "Юр.лицо4" с 18 сентября 1993 года по 27 октября 1994 года подтверждаются представленными в материалы дела допустимыми доказательствами и должны быть включены в страховой стаж, а периоды работы в "Юр.лицо1" с 01 февраля 1999 года по 26 октября 1999 года, в "Юр.лицо2" со 02 июля 1991 года по 07 июля 1992 года еще и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Ответчик решение суда не обжалует, следовательно, согласился с указанными выводами суда. Судебная коллегия, руководствуясь статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе истца.
Лебедко А. В., как видно из апелляционной жалобы, считает незаконным решение суда об отказе во включении в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периода работы в "Юр.лицо3" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года и периодов военной службы с 22 апреля 1981 года по 15 января 1990 года и с 10 мая 1995 года по 16 мая 1996 года.
Отказывая во включении названных периодов в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что нормы ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не позволяют засчитывать периоды военной, а также другой приравненной к ней службы в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
С таким выводом суда судебная коллегия согласна, он основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения, и на фактических обстоятельствах дела, установленных судом.
Как видно из справки военного комиссариата Архангельской области от 11 декабря 2014 года N N, истец проходил сверхсрочную военную службу с 23 апреля 1981 года по 15 января 1990 года и военную службу по контракту с 12 мая 1995 года по 16 мая 1996 года.
Согласно архивной справке от 20 июня 2014 года N N, выданной Управлением Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области, Лебедко А. В. проходил службу в "Юр.лицо3" на должностях "данные изъяты" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года, имел специальное звание "данные изъяты".
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Пунктом 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516, определено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях включается только время трудовой деятельности, указанной в статье 10 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Периоды военной службы и службы в органах внутренних дел относятся к иным периодам (статья 11 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), и даже если местом такой службы являлся район Крайнего Севера или приравненная к нему местность, в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости такой период включению не подлежит, так как не относится к трудовой деятельности.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 24 сентября 2012 года N 1505-О, решение законодателя не включать периоды прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку при установлении льготных условий приобретения права на назначение трудовой пенсии по старости законодатель вправе устанавливать особые правила исчисления специального стажа (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 380-О, от 29 сентября 2011 года N 1040-О-О, от 25 января 2012 года N 19-О-О, от 23 декабря 2014 года N 2781-О).
Ссылка в апелляционной жалобе на Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181 "О зачете солдатам, матросам, сержантам, старшинам и военным строителям, уволенным в запас, времени действительной срочной военной службы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в стаж работы, дающий право на получение льгот, установленных за работу в этих районах и местностях" судебной коллегией признается несостоятельной.
В период прохождения истцом сверхсрочной военной службы с 23 апреля 1981 года по 15 января 1990 года пенсии рабочим и служащим устанавливались в соответствии с нормами Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", а в период прохождения истцом службы в "Юр.лицо3" с 08 июля 1992 года по 13 апреля 1993 года и военной службы по контракту с 12 мая 1995 года по 16 мая 1996 года - в соответствии с нормами Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации".
Из смысла статей 14, 90 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и пункта 109 Постановления Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий" следует, что время военной и другой приравненной к ней службы также засчитывалось только в общий стаж работы и не включалось в специальный стаж.
Постановление Совета Министров СССР от 25 марта 1968 года N 181, на которое ссылается истец, устанавливало правило о льготном порядке исчисления лишь времени прохождения военнослужащими действительной срочной военной службы (военной службы по призыву) и при условии, что после увольнения с такой службы военнослужащий поступил на работу в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не позднее трех месяцев после увольнения.
Таким образом, оснований для включения периодов военной службы по контракту и периодов службы в органах внутренних дел в стаж работы в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, для досрочного назначения пенсии по старости ранее действующее законодательство не предусматривало.
Разрешая спор, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам. Нарушений норм материального права и процессуального права, влекущих отмену решения, судом не допущено.
Апелляционная жалоба истца не содержит правовых оснований, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, к отмене постановленного судом решения, а потому удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ломоносовского районного суда г. Архангельска от 22 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Лебедко А. В. - без удовлетворения.
Председательствующий С. Г. Нибаракова
Судьи Г. В. Гулева
Д. А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.