Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Нибараковой С. Г.,
судей Гулевой Г. В., Маслова Д. А.
при секретаре Драчевой Т.Ф.
рассмотрела в открытом судебном заседании 05 марта 2015 года в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Умницына И.В. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 06 ноября 2014 года, которым постановлено:
"в удовлетворении исковых требований Умницына И.В. к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Архангельской области о включении периода в выслугу лет и понуждении произвести перерасчет пенсии за выслугу лет - отказать".
Заслушав доклад судьи Нибараковой С. Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Умницын И.В. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Архангельской области (далее - УФСИН России по Архангельской области) о включении периода в выслугу лет и возложении обязанности произвести перерасчет пенсии за выслугу лет.
В обоснование иска указал, что приказом начальника УФСИН России по Архангельской области от 28 мая 2009 года N N он был уволен со службы по выслуге лет, дающей право на получение пенсии. В нарушение требований пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" ему необоснованно не зачтён в выслугу лет для назначения пенсии период с 06 августа 1997 года по 29 апреля 1998 года, то есть период со дня увольнения с военной службы и по день приема на работу в качестве "данные изъяты". С ДД.ММ.ГГГГ он является получателем пенсии за выслугу лет. 09 июня 2014 года он обратился к ответчику с заявлением о включении в выслугу лет указанного им периода, в чем письмом ответчика от 07 августа 2014 года ему было отказано. Просил обязать ответчика зачесть в выслугу лет для назначения пенсии период с 06.08.1997 года по 29.04.1998 года и произвести перерасчет пенсии за выслугу лет со дня её назначения.
В судебном заседании на заявленных требованиях настаивал, просил их удовлетворить.
Представители УФСИН России по Архангельской области Дмитриев В.А., Ильенкова Т.Н. с заявленными требованиями не согласились, указали на их необоснованность.
Суд постановил указанное решение, с которым не согласился Умницын И.В.
В поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении его исковых требований в полном объеме.
В обоснование жалобы ссылается на нарушение судом норм материального права, поскольку полагает, что действующим законодательством предусмотрена возможность зачета в выслугу лет для назначения пенсии лицам рядового и начальствующего состава учреждений и органов уголовно-исполнительной системы периода между увольнением с военной службы и днем приема на работу.
В суд апелляционной инстанции представитель УФСИН России по Архангельской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, не явился, сведений об уважительных причинах неявки не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие вышеуказанного лица.
Проверив законность и обоснованность решения суда, заслушав Умницына И.В., поддержавшего изложенные в апелляционной жалобе доводы о незаконности решения суда, просившего об отмене решения суда и постановлении нового решения об удовлетворении его требований, изучив материалы дела и пенсионного дела истца N N, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как видно из материалов дела и установлено судом, "данные изъяты" Умницын И.В., "данные изъяты", приказом Командующего 2 Гвардейской Общевойсковой Армией по личному составу N N от 30 июля 1997 года был уволен с военной службы с зачислением в запас по части 1 статьи 48 Закона Российской Федерации "О воинской обязанности и военной службе" (по истечении срока военной службы).
На основании приказа командира войсковой части N N от 14 августа 1997 года N N "данные изъяты" Умницын И.В. был исключен из списков личного состава части и снят со всех видов обеспечения с 06 августа 1997 года.
Согласно послужному списку истец с 29 апреля 1998 года на основании приказа "данные изъяты" от 19 мая 1998 года N N был принят "данные изъяты".
31 мая 2009 года "данные изъяты" Умницын И.В., "данные изъяты", приказом начальника УФСИН России по Архангельской области уволен по пункту "в" (по выслуге срока службы, дающего право на пенсию) статьи 58 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, с правом ношения форменной одежды.
Выслуга лет по состоянию на 31 мая 2009 года ему определена как 22 года 01 месяц 07 дней - в календарном исчислении, 27 лет 04 месяца 24 дня - в льготном исчислении.
С таким расчетом выслуги лет истец не согласился, полагая, что период с 06 августа 1997 года по 29 апреля 1998 года, то есть период между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу, подлежит зачету в выслугу лет на основании пункта 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". В зачете в выслугу лет указанного им периода ответчик отказал.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Умницына И.В., суд исходил из того, что правовых оснований для зачета оспариваемого истцом периода в выслугу лет для назначения пенсии и перерасчета пенсии не имеется.
С такими выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку основаны они на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения, и обстоятельствах дела, имеющих юридическое значение, правильно определенных судом первой инстанции.
Пенсионное обеспечение военнослужащих и сотрудников органов уголовно-исполнительной системы, в том числе и исчисление выслуги лет для назначения пенсии, регламентируется специальным Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", которым предусмотрено, что в выслугу лет для назначения пенсии засчитываются: военная служба; служба на должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе; в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ; служба в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы; время работы в системе Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (пожарной охраны Министерства внутренних дел, противопожарных и аварийно-спасательных служб Министерства внутренних дел, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних дел Российской Федерации), непосредственно предшествующее их назначению на должности, замещаемые лицами рядового и начальствующего состава и военнослужащими Государственной противопожарной службы; время пребывания в плену, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины; время отбывания наказания и содержания под стражей военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава, необоснованно привлеченных к уголовной ответственности или репрессированных и впоследствии реабилитированных. В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, может засчитываться также время их учебы до определения на службу ( но не более пяти лет) из расчета один год учебы за шесть месяцев службы. Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии в льготном исчислении лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона (статья 18 Закона).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 " О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" определен исчерпывающий перечень периодов, включаемых в выслугу лет для назначения пенсии.
Проанализировав данный перечень, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый истцом период в данный перечень не входит.
С доводами истца, изложенными в апелляционной жалобе, о нарушении судом норм материального права, прямо предусматривающих зачет оспариваемого им периода в выслугу лет, согласиться нельзя, поскольку сводятся они к неправильному толкованию норм материального права.
Статьей 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" регулируются вопросы увольнения граждан с военной службы и права на трудоустройство.
Пунктом 5 статьи 23 вышеназванного закона, на положения которого ссылался истец, как на основание для зачета оспариваемого периода в выслугу лет для назначения пенсии, предусмотрен ряд дополнительных прав гражданам, уволенным с военной службы, на трудоустройство и социальное обеспечение, в том числе зачет времени военной службы в непрерывный стаж работы в соответствии со статьей 10 настоящего Федерального закона, учитываемый при выплате единовременного вознаграждения за выслугу лет, процентной надбавки к оплате труда, предоставлении социальных гарантий, связанных со стажем работы, если перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу (поступления в образовательную организацию) не превысил одного года, а ветеранам боевых действий на территории других государств, ветеранам, исполнявшим обязанности военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и гражданам, общая продолжительность военной службы которых в льготном исчислении составляет 25 лет и более, - независимо от продолжительности перерыва.
Военная служба предполагает осуществление полномочий государства по обеспечению своего суверенитета и иных важнейших государственных интересов.
Понятие военной службы дано в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Пунктом 5 статьи 23 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определены условия, при которых время военной службы засчитывается в выслугу лет для назначения пенсии.
Оспариваемый истцом период с 06 августа 1997 года по 29 апреля 1998 года временем прохождения военной службы не является, а потому включению в выслугу лет для назначения пенсии он не подлежит, на что обоснованно указал в своем решении суд первой инстанции.
При разрешении спора судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, верно применены нормы материального и процессуального права, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам.
Оснований для отмены решения суда первой инстанции в суде апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов апелляционной жалобы не имеется, а потому удовлетворению она не подлежит.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 06 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Умницына И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий С.Г. Нибаракова
Судьи Г.В. Гулева
Д.А. Маслов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.