Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Верещагина Г.С.,
судей Пономарева Р.С., Романовой Н.В.,
при секретаре судебных заседаний Маликовой О.Л.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 05 марта 2015 года гражданское дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования "Котлас" на решение Котласского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года, которым постановлено:
"заявление администрации муниципального образования "Котлас" об оспаривании действий Котласского межрайонного прокурора и государственного инспектора отделения ДИ и ОД отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России "Котласский" Попова П.А. оставить без удовлетворения".
Заслушав доклад судьи Пономарева Р.С., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
администрация муниципального образования "Котлас" (далее - администрация МО "Котлас") обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Котласского межрайонного прокурора и государственного инспектора отделения ДИ и ОД отдела государственной инспекции безопасности дорожного движения ОМВД России "Котласский" (далее - государственного инспектора ОГИБДД "Котласский") Попова П.А. по проведению внеплановой проверки состояния и содержания автодороги общего пользования в городе Котласе в связи с обращением гражданина Арсеева А.Н. о нарушениях законодательства в области безопасности дорожного движения. Считает, что проверка была проведена с нарушением закона, в отсутствие оснований для ее проведения. Просила признать незаконными действия по проведению проверки, выразившиеся в контрольном обследовании состояния улично-дорожной сети на территории г. Котласа с составлением акта от 28 октября 2014 года.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, представил письменные дополнения к заявлению, из которых следует, что гражданин Арсеев А.Н. в прокуратуру с жалобой на содержание автодорог не обращался.
Представитель заинтересованных лиц: Котласской межрайонной прокуратуры и прокуратуры Архангельской области Клепиков В.В. с заявлением администрации МО "Котлас" не согласился, пояснив, что прокурор и государственный инспектор ОГИБДД действовали в соответствии с требованиями действующего законодательства, в пределах своей компетенции и полномочий.
Представитель заинтересованного лица ОГИБДД ОМВД России "Котласский" в суд не явился, заинтересованное лицо государственный инспектор ОГИБДД "Котласский" Попов П.А. с заявлением не согласился, возражал против его удовлетворения.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласна администрация МО "Котлас" и в апелляционной жалобе представитель ставит вопрос об отмене решения как незаконного и необоснованного.
Ссылаясь на Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации", Федеральный закон "О полиции", приказ Генпрокурора Российской Федерации от 21 апреля 2014 года N 222 "О порядке формирования и согласования в органах прокуратуры ежегодного плана проведения государственными органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления и о порядке согласования в органах прокуратуры внеплановых проверок деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления", считает незаконным проведение внеплановой проверки по фальсифицированному обращению гражданина, что нарушает права администрации МО "Котлас", которая не располагала данными о ее проведении на основании анонимного обращения, не могла возразить об отсутствии повода к проверке, дать необходимые к тому пояснения должностных лиц, в том числе отвечающих за обеспечение дорожной деятельности на территории МО "Котлас". С учетом данного обстоятельства не соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Заинтересованные лица: инспектор ОГИБДД "Котласский" Попов П.А. и участвующий в деле прокурор представили возражение относительно апелляционной жалобы, просят оставить решение суда без изменения, полагая его основанным на законе.
В соответствии со статьями 167, 257 и 327 ГПК РФ судебная коллегия рассмотрела апелляционную жалобу с участием старшего прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Лепеха К.В., в отсутствие остальных лиц, участвующих в деле, которые извещены о времени и месте судебного заседания суда апелляционной инстанции.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав прокурора, возражавшего против доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемого решения в силу следующего.
В соответствии с Федеральным законом от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее также - ФЗ "О прокуратуре РФ") органы прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами (пункт 2 статьи 1), а также разрешают заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов (статья 10).
При осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором (пункт 2 статьи 21 ФЗ "О прокуратуре РФ").
Прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций (статья 22 ФЗ "О прокуратуре РФ").Федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения на основании части 2 статьи 30 Федерального закона от 10.12.1995г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" и пункта 1 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998г. N 711, осуществляет ГИБДД МВД России.
Судом установлено, что в связи с поступившей в Котласскую межрайонную прокуратуру 10 октября 2014 года жалобой гражданина ФИО3, заместитель прокурора поручил начальнику ОГИБДД ОМВД России "Котласский" провести обследование автодороги общего пользования местного значения по улице Виноградова в городе Котласе на участке от Горбатого моста до Котласского дома ребенка, результаты обследования предоставить в форме акта.
Во исполнение поручения прокурора проверка проведена государственным инспектором отделения ДИ и ОД ОГИБДД ОМВД России "Котласский" Поповым П.А. и по результатам составлен акт от 28 октября 2014 года о выявленных нарушениях законодательства в части содержания и обустройства автодороги общего пользования местного значения.
Заявителю ФИО3 был дан мотивированный ответ о рассмотрении его жалобы и принятых мерах прокурорского реагирования - подготовке искового заявления для обращения в суд о возложении на администрацию МО "Котлас" обязанности устранить выявленные нарушения в содержании дорог.
Представитель администрация МО "Котлас" полагает незаконными действия заместителя прокурора и должностного лица ОГИБДД, ссылаясь, что жалоба от имени гражданина ФИО3 была фальсифицирована, а проведение внеплановых проверок в отсутствие обращения нарушает права администрации.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции пришел к выводу, что обжалованные действия должностных лиц соответствовали действующему законодательству и прав заявителя не нарушают.
При этом суд исходил из того, что прокурор, поручивший начальнику ОГИБДД в рамках рассмотрения жалобы гражданина проведение контрольных мероприятий в области безопасности дорожного движения, как и инспектор ФИО5, проводивший проверку состояния улично-дорожной сети с составлением акта контрольной проверки, действовали в пределах своих полномочий и должностных обязанностей.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку анализ представленных в дело доказательств подтверждает правомерность вывода суда первой инстанции о том, что нарушений норм действующего законодательства должностными лицами не допущено.
Порядок рассмотрения обращений граждан Российской Федерации в органах прокуратуры урегулирован Федеральным законом от 02.05.2006г. N59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее - ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"), Федеральным законом от 17.01.1992г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации", Инструкцией о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45).
В соответствии с пунктом 2 статьи 10 ФЗ "О прокуратуре РФ" поступающие в органы прокуратуры заявления и жалобы, иные обращения рассматриваются в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством.
Под обращением понимается изложенные в письменной, устной форме или в форме электронного документа предложение, заявление, жалоба или ходатайство (пункт 1.9), требования к обращению указаны в пункте 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации (утв. Приказом Генпрокуратуры России от 30 января 2013 года N 45).
Жалоба от имени гражданина ФИО3 на аварийное состояние автомобильных дорог, представленная в деле, соответствует предъявляемым требованиям: содержит наименование органа, в который она направляется, Ф.И.О. самого обращающегося лица, почтовый адрес, суть обращения, подписана с указанием даты (часть 1 статьи 7 ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан РФ"; статья 10 ФЗ "О прокуратуре РФ"; пункт 2.8 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры РФ) и оснований для оставления ее без рассмотрения у прокурора не имелось.
Проверка подлинности подписи заявителя, поставленной им в письменном обращении, поступившем по почте, в обязанности прокурора не входит.
При этом судебная коллегия учитывает, что определяющее значение в данном случае имеет наличие самого факта обращения гражданина с жалобой в органы прокуратуры на несоблюдение закона, подтвердившееся в ходе проведения проверки, а не принадлежность жалобы конкретному лицу.
Доводы апелляционной жалобы об обратном сводятся к переоценке выводов суда и не могут влечь отмену решения.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не установлено.
Руководствуясь статьей 328 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Котласского городского суда Архангельской области от 04 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования "Котлас" без удовлетворения.
Председательствующий Г.С. Верещагин
Судьи Р.С. Пономарев
Н.В. Романова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.