Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего судьи Дивина Н.В., судей Нибараковой С.Г. и Маслова Д.А., при секретаре Шепуревой Т.С. рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске 23 марта 2015 года дело по апелляционной жалобе представителя УМВД России по городу Архангельску Старицына А.Г. на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 декабря 2014 года, которым постановлено:
"иск Малютина А.А. к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску о понуждении к предоставлению дополнительных дней отдыха - удовлетворить.
Обязать Управление Министерства внутренних дел России по городу Архангельску предоставить Малютина А.А. время отдыха продолжительностью "данные изъяты" дней в календарном исчислении за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, в ночное время, за получение и сдачу оружия за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года."
Заслушав доклад судьи областного суда Дивина Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Малютин А.А. обратился в суд с иском к Управлению Министерства внутренних дел России по городу Архангельску (далее - УМВД России по городу Архангельску) и просил предоставить ему время отдыха продолжительностью "данные изъяты" дней в календарном исчислении за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года за работу сверхустановленной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, ссылаясь на то, что в указанный период прохождения службы в органах внутренних дел в должности "данные изъяты" и согласно табелям учета рабочего времени за период с 01 января 2012 года по 01 августа 2014 года привлекался к несению службы сверхустановленной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, а также ему приходилось каждую смену за час до несения службы и после ее окончания получать табельное оружие, что входило в его служебные обязанности и составляло еще "данные изъяты" часов, в связи с чем ответчик обязан предоставить ему дополнительные дни отдыха, в чем ему после обращения с рапортом было отказано, тем самым грубо нарушены требования законодательства РФ.
В судебном заседании Малютин А.А. поддержал указанное требование по изложенным основаниям.
Представитель УМВД России по городу Архангельску Андрианов И.В. иск не признал, пояснив, что ответчик имеет перед Малютиным А.А. задолженность по дням отдыха, однако оснований для предоставления всех отгулов в полном объеме не имеется.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица УМВД России по Архангельской области, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Суд постановил указанное выше решение, с которым не согласен ответчик и просит его отменить в части предоставления времени отдыха продолжительностью "данные изъяты" дней за работу в ночное время, "данные изъяты" дней за работу в праздничные дни и "данные изъяты" дней за время получения оружия, ссылаясь на незаконность решения суда в указанной части ввиду нарушения норм материального и процессуального права, так как компенсации подлежат только "данные изъяты" дней в календарном исчислении ( "данные изъяты"), а работа в праздничные дни ( "данные изъяты" часов) и в ночное время ( "данные изъяты" часов) уже включена в общий расчет равный "данные изъяты" часов; судом необоснованно внесены в общий расчет несения службы сверх нормальной продолжительности рабочего времени, время получения истцом оружия в количестве "данные изъяты" дней, поскольку, зная о количестве сверхурочной работы по окончании учетного периода, Малютин А.А. требований о включении в табель учета его рабочего времени указанного времени получения и сдачи оружия не выдвигал и только впервые 12 сентября 2014 года обратился в суд с данным требованием за период с 04 января 2012 года по 18 мая 2014 года, тем самым истцом пропущен срок по требованию за указанный период выполнения служебных обязанностей, а также согласно Правилам внутреннего распорядка УМВД России по городу Архангельску время следования Малютина А.А. к месту несения службы и с нее в служебное время не входит.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя УМВД России по городу Архангельску Старицына А.Г., полностью поддержавшего доводы апелляционной жалобы, объяснения Малютина А.А., полагавшего указанные доводы несостоятельными и просившего об оставлении решения суда без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы представителя ответчика и возражений на нее от истца, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным исходя из следующего.
Судом установлено, что Малютин А.А. проходит службу в органах внутренних дел в "данные изъяты", ему установлена общая продолжительность рабочего времени - 30 часов в неделю.
За период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года истец привлекался к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные и праздничные дни, в ночное время, при этом дополнительные дни отдыха ему предоставлены не были.
21 августа 2014 Малютин А.А. обращался с рапортом на имя начальника УМВД России по городу Архангельску о предоставлении, в том числе и при убытии в отпуск, дополнительных дней отдыха, согласно выполненным служебным обязанностям сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в выходные, праздничные дни, в ночное время. Однако вопрос о предоставлении истцу дней отдыха ответчиком решен не был.
Согласно табелям учета рабочего времени за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года, составленных с нарастающим итогом, Малютиным А.А. отработано сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени "данные изъяты" часа, в выходные и праздничные дни - "данные изъяты" часов, в ночное время - "данные изъяты" часа.
Кроме того, истец нес службу на "данные изъяты" с личным оружием, всего отработал "данные изъяты" смены.
Его смена начиналась в 09 часов 00 минут в "данные изъяты", расположенном по адресу "адрес". Оружие перед сменой Малютин А.А. получал в "данные изъяты", по адресу: "адрес" 08 часов 00 минут, сдавал оружие после окончания смены в 10 часов 00 минут, а получение и сдача огнестрельного оружия входила в его должностные обязанности.
Истец каждую смену фактически отработал еще на 2 часа больше, что составляет "данные изъяты" часов или "данные изъяты" дня ( "данные изъяты").
При таких обстоятельствах, удовлетворяя заявленный Малютиным А.А. иск и возлагая обязанность на УМВД России по городу Архангельску предоставить ему время отдыха продолжительностью "данные изъяты" дней в календарном исчислении за работу сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, в выходные и праздничные дни, в ночное время, за получение и сдачу оружия за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года, суд первой инстанции правильно исходил из расчета: "данные изъяты"
Судебная коллегия с решением и выводами суда согласна, поскольку они мотивированы, основаны на нормах материального права и представленных доказательствах, которым судом дана надлежащая оценка, поэтому доводы подателя апелляционной жалобы находит несостоятельными.
В соответствии со ст.53 Федерального закона от 19 июля 2011 года N 247-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" служебное время - это период времени, в течение которого сотрудник органов внутренних дел в соответствии с правилами внутреннего служебного распорядка федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения, должностным регламентом (должностной инструкцией) и условиями контракта должен выполнять свои служебные обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел относятся к служебному времени.
Нормальная продолжительность служебного времени для сотрудника органов внутренних дел не может превышать 40 часов в неделю, а для сотрудника женского пола, проходящего службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, - 36 часов в неделю. Для сотрудника устанавливается пятидневная служебная неделя.
Сотрудник органов внутренних дел в случае необходимости может привлекаться к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел. В этом случае сотруднику предоставляется компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности в другие дни недели. В случае, если предоставление такого отдыха в данный период невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация.
Порядок предоставления сотруднику органов внутренних дел дополнительного отпуска, дополнительных дней отдыха и порядок выплаты денежной компенсации, которые предусмотрены частями 5 и 6 настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.
Во исполнение указанной нормы Федерального закона приказом МВД России от 19.10.2012 года N 961 был утвержден Порядок привлечения сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации к выполнению служебных обязанностей сверхустановленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, выходные и праздничные дни, предоставления сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации дополнительных дней отдыха (далее - Порядок).
Согласно пунктам 9, 10 и 15-18 указанного Порядка сотруднику, привлеченному к выполнению служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха, равного продолжительности выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время. Сотруднику, привлеченному к службе в выходной или нерабочий праздничный день, предоставляется компенсация в виде дополнительного дня отдыха.
Компенсация в виде отдыха соответствующей продолжительности предоставляется сотруднику в другие дни недели. В случае если предоставление такого отдыха в другие дни недели невозможно, время выполнения служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни суммируется и сотруднику предоставляются дополнительные дни отдыха соответствующей продолжительности, которые по его желанию могут быть присоединены к ежегодному оплачиваемому отпуску. В приказе о предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска указываются количество дополнительных дней отдыха, подлежащих компенсации, и виде компенсации.
Предоставление дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни на основании рапорта сотрудника, согласованного с непосредственным руководителем (начальником), осуществляется: Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России; иным руководителем (начальником), которому соответствующее право предоставлено Министром внутренних дел Российской Федерации, заместителем Министра внутренних дел Российской Федерации, руководителем (начальником) органа, организации, подразделения МВД России.
Рапорт с резолюцией руководителя (начальника), указанного в подпунктах 15.1 и 15.2 настоящего Порядка, доводится до сведения сотрудника и передается ответственному за ведение табеля.
Самовольное использование сотрудником дополнительного времени отдыха или дополнительных дней отдыха за выполнение служебных обязанностей сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени, а также в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни не допускается.
По просьбе сотрудника вместо предоставления дополнительных дней отдыха ему может быть выплачена денежная компенсация в порядке, установленном приказом МВД России от 31 января 2013 года N 65 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
Суд правильно руководствовался указанными правовыми нормами при разрешении заявленного Малютиным А.А. спора, поэтому ссылка подателя апелляционной жалобы на нарушение судом норм материального права необоснованна.
Является несостоятельным и довод жалобы представителя ответчика о том, что компенсации подлежат только "данные изъяты" дней в календарном исчислении ( "данные изъяты") со ссылкой на то, работа истца в праздничные дни ( "данные изъяты" часов) и в ночное время ( "данные изъяты" часов) уже включены в общий расчет равный "данные изъяты" часов, поскольку пунктом 9 вышеупомянутого Порядка установлено, что сотруднику предоставляется компенсация в виде дополнительного времени отдыха как за привлечение к выполнению служебных обязанностей сверх установленной продолжительности служебного времени, так и за работу в ночное время, а также предоставляется дополнительный день отдыха за привлечение к службе в выходной или нерабочий праздничный день. Не свидетельствует об ином либо об ошибочности произведенных судом расчетов также ссылка подателя апелляционной жалобы на пункты 61, 62,1 и 62.2 Порядка обеспечения денежным довольствием сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденного приказом МВД РФ от 31.01.2013 N65, поскольку указанными положениями правовых норм лишь предусмотрен порядок компенсационной выплаты за работу в нерабочие праздничные дни в размере одинарной ставки и в ночное время - 20% часовой ставки сотрудникам, привлеченным к исполнению служебных обязанностей, в пределах нормальной продолжительности служебного времени.
Факт привлечения Малютина А.А. к исполнению служебных обязанностей за период с 01 января 2012 года по 31 августа 2014 года сверх установленной нормальной продолжительности служебного времени в количестве "данные изъяты" часа, а также в выходные и праздничные дни - "данные изъяты" часов и в ночное время - "данные изъяты" часа подтвержден табелями учета его рабочего времени, которые в установленном законом порядке никем не оспорены, в отношении должностных лиц, их составивших служебная проверка не проводилась, как сами табеля, так и сведения, указанные в них в отношении истца недействительными не признавались.
Не оспаривается представителем ответчика в жалобе и факт получения истцом огнестрельного оружия в 8 часов утра, то есть за час до смены и его сдача в 10 часов утра следующего дня, то есть спустя час после смены, что составляет дополнительно исполнение служебных обязанностей Малютиным А.А. в спорный период за "данные изъяты" смены в количестве "данные изъяты" часов ( "данные изъяты"), поскольку в указанный период времени истец не имел возможности использовать эти часы по своему усмотрению. Получение и сдача Малютиным А.А. огнестрельного оружия входили в его должностные обязанности, и это не было связано с затраченным им временем следования к месту службы от места проживания, поскольку огнестрельное оружие он получал в "данные изъяты", расположенной по адресу: "адрес"), а проходил службу в "данные изъяты", расположенном по другому адресу в "адрес", при этом проживал в "адрес".
Не может быть принят судебной коллегией во внимание и довод подателя жалобы на недобросовестность действий Малютина А.А. заявившего требование о предоставлении ему компенсации дней отдыха за время получения и сдачи оружия за период с 04.01.2012 по 18.05.2014 с пропуском трехмесячного срока обращения с учетом его обращения в суд только 12 сентября 2014 года, поскольку в суде первой инстанции представитель ответчика на пропуск истцом срока обращения в суд по указанному требованию не ссылался и о его применении при разрешении спора не заявлял, поэтому судебная коллегия не вправе обсуждать данное обстоятельство в суде апелляционной инстанции.
С учетом изложенного суд правильно произвел расчет компенсации дней отдыха истцу исходя из расчета: "данные изъяты", возложив на УМВД России по городу Архангельску обязанность предоставить Малютину А.А. время отдыха продолжительностью "данные изъяты" дней в календарном исчислении.
Таким образом, обстоятельства, имеющие значение для дела, судом первой инстанции определены верно, нарушений норм материального и процессуального закона не допущено, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для отмены постановленного судом решения.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 09 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя УМВД России по городу Архангельску Старицына А.Г. - без удовлетворения.
Председательствующий Н.В.Дивин
Судьи Д.А.Маслов
С.Г.Нибаракова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.