Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания в составе:
председательствующего Багаевой С.В.,
судей Гатеева С.Г., Козаевой Т.Д.,
при секретаре Магкеевой И.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Биганова Р.А. на решение Промышленного районного суда г.Владикавказа от 16 октября 2014 года по гражданскому делу по иску Биганова Р.А. к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания о признании право на получение субсидии (сертификата) на приобретение жилья и признании незаконным отказа в предоставлении субсидии, которым постановлено:
- исковые требования Биганова Р.А. к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания о признании право на получение субсидии (сертификата) на приобретение жилья и признании незаконным отказа в предоставлении субсидии - оставить без удовлетворения.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания Багаевой С.В., пояснения Биганова Р.А. его представителя Халлаева Т.Р., поддержавших доводы апелляционной жалобы, пояснения представителя Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания Дзгоевой А.И., возражавшей против доводов апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
УСТАНОВИЛА:
Биганов Р.А. обратился в Промышленный районный суд г. Владикавказа РСО - Алания с иском к Министерству строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, Администрации местного самоуправления Ардонского района РСО-Алания о признании права на получение субсидии (сертификата) на приобретение жилья по федеральной целевой программе "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленный федеральным законодательством", как гражданина, выехавшего из района Крайнего Севера, признании незаконным отказа Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания в предоставлении субсидии.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что с ... по ... год он непрерывно жил и работал в поселке Стекольный Хасинского района Магаданской области, относящейся к районам Крайнего Севера. В ... году он вместе с семьей выехал на постоянное место жительства в село ... Своего жилья истец не имеет, жилищных субсидий и социального жилья не получал, и в ... году обратился в АМС Ардонского района РСО-Алания с заявлением о предоставлении жилищной субсидии на основании Закона "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Решением Собрания представителей г. ... от ... г. истец был принят на учет для улучшения жилищных условий, как проработавший в районах Крайнего Севера ... лет, и стоял под N ... в списке граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и являющихся участниками социальной подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, установленным федеральным законодательством".
В ... года от сотрудников Министерства строительства РСО-Алания, являющихся членами Рабочей группы при Правительстве РСО-Алания по реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленным федеральным законодательством", истец узнал, что в связи с изменением законодательства он утратил право на получение жилищной субсидии. Истец с письменным заявлением обратился за разъяснениями к председателю Рабочей группы.
Письмом от ... г. за подписью заместителя министра строительства РСО-Алания истцу был перенаправлен ответ ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Минстроя России от ... г., из которого следует, что Биганов Р.А. не имеет права на получение жилищной субсидии по федеральной целевой подпрограмме, так как в связи с принятием Закона от ... года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а впоследствии - нового Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" необходимый стаж работы в районах Крайнего Севера для получения субсидии должен составлять не менее 15 лет, тогда как у истца он составляет 11 лет и 3 месяца. При стаже работы более 10 лет истец мог бы претендовать на получение жилищной субсидии по названной федеральной программе, если бы до вступления в силу Закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ встал на учет по месту жительства в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Учитывая, что истец был поставлен на учет качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий только в ... году, т.е. после вступления в силу Закона N131-Ф3, истец не имеет право на субсидию.
Данный отказ ответчиков в предоставлении субсидии на приобретение жилья истец считает незаконным, т.к. проработал в районах Крайнего Севера более 10 лет и выехал в РСО-Алания на постоянное место жительства в ... году, т.е. до вступления в силу Закона от 25 июля 1998 года N131-ФЗ.
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет.
Поскольку ранее действовавшее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий, то постановка истца в очередь на улучшение жилищных условий после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им такого права.
В судебном заседании Биганов Р.А. и его представитель истца Халлаев Т.Р., заявленные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Дзгоева А.И., действующая на основании доверенности N ... от ... года, заявленные исковые требования не признала, и пояснила, что Биганов Р.А. не имеет права на получение государственной субсидии на приобретение жилья, т.к. истец не встал на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до внесения изменений в закон, предоставлявший право истцу на получение такой субсидии со стажем работы в районах Крайнего Севера более 10 лет.
В судебное заседание представитель ответчика АМС Ардонского района РСО-Алания не явился.
По делу состоялось указанное выше решение, с которым не согласился истец и в апелляционной жалобе просит решение районного суда отменить и принять новое - об удовлетворении его иска.В обоснование в жалобе указаны те же доводы, что и в суде первой инстанции о том, что ранее действующее законодательство не ограничивало граждан временными рамками для реализации имевшегося у них права на получение жилищных субсидий. Постановка истца в очередь на получение жилищной субсидии после введения нового правового регулирования не может свидетельствовать об утрате им этого права.
Исследовав материалы гражданского дела, изучив доводы апелляционной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания приходит к следующему выводу.
В соответствии со ст. 1 Федерального Закона от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Ранее действовавший Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" предусматривал, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладают граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации (ч. 1 ст. 1); средства федерального бюджета, предусмотренные на предоставление жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных в ним местностей, в объеме до 5 процентов используются на предоставление жилищных субсидий гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, нуждающимся в улучшении жилищных условий по новому месту жительства и имеющим в соответствии с данным Федеральным законом право на получение таких субсидий (ст. 2).
Нормативные правовые акты, действовавшие до вступления в силу названного Федерального закона, предоставляли право на получение за счет средств федерального бюджета безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не менее 10 лет и состоявшим на учете по улучшению жилищных условий (абзац четвертый пункта 5 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Совета Министров -Правительства Российской Федерации от 10 декабря 1993 года N 1278; абзац третий пункта 3 Положения о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года N 937; часть 2 статьи 5 Федерального закона от 17 августа 1996 года "О распределении жилищных субсидий между районами Крайнего Севера и приравненными к ним местностями в 1996 году").
Из материалов дела следует, что Биганов Р.А. имеет стаж работы 11 лет и 3 месяца в районах Крайнего Севера и приравненных к ним областей. Собранием представителей г. Ардон 30.06.2006 года он был принят на учет для улучшения жилищных условий, состоял по номером 1 в списках граждан участников подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных местностей, установленных федеральным законодательством".
Разъясняя Биганову Р.А. об отсутствии у него права на получение жилищной субсидии Министерство строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания, со ссылкой на ФКУ "Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ" Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ", исходило из того, что Биганов Р.А. обратился в орган местного самоуправления только в 2006 году, продолжительность стажа его работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет менее 15 лет, в соответствии с действующим законодательством РФ он не имеет правовых оснований для получения за счет средств федерального бюджета жилищной субсидии для приобретения жилого помещения.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что в данном случае юридически значимым обстоятельством является дата постановки на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Граждане, у которых продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям составляет не менее 10 лет, сохраняют право на получение жилищной субсидии в том случае, если они были поставлены на учет на получение жилищной субсидии до вступления в силу Федерального закона от 25 июля 1998 г. N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Биганов Р.А. встал на учет в ... году, после вступления в законную силу Федерального закона от 25 июля 1998 года N 131-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей".
Доводы истца Биганова Р.А. о праве на получение жилищной субсидии, признании незаконным отказа Министерства строительства, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства РСО-Алания в предоставлении жилищной субсидии, были проверены судом первой инстанции, своего подтверждения не нашли, в связи с чем суд оставил их без удовлетворения.
Судебная коллегия находит, что выводы суда первой инстанции мотивированы, сделаны при правильном определении юридически значимых обстоятельств, надлежащей оценке представленных доказательств и основаны на нормах права.
Руководствуясь п.1 ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Северная Осетия-Алания
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания от 16 октября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Биганова Руслана Арсаковича - без удовлетворения.
Председательствующий С.В. Багаева
Судьи С.Г. Гатеев
Т.Д. Козаева
Справка: гражданское дело рассмотрено по первой инстанции судьей Промышленного районного суда г.Владикавказа РСО-Алания Цопановой З.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.