Судья Липецкого областного суда Сарычев В.Д., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу Щучкина А.И. на решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 05 февраля 2015 года, которым постановлено:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу от 06 января 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении Щучкина А.И. оставить без изменения, а жалобу Щучкина А.И. - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу от 06.01.2015 года Щучкин А.И. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст.12.5 КОАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 500 рублей за нарушение требований пункта 7.7 Правил дорожного движения РФ (запрещение эксплуатации транспортных средств при отсутствии медицинской аптечки и огнетушителя).
Решением судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 05.02.2015 года жалоба Щучкина А.И. оставлена без удовлетворения, а вышеназванное постановление без изменения.
В жалобе, поданной в Липецкий областной суд, Щучкин А.И. просит об отмене решения судьи и постановления начальника ОГИБДД как незаконные, ссылаясь на недоказанность его вины в совершении правонарушения.
Изучив материалы дела, доводы жалобы, выслушав Щучкина А.И. поддержавшего жалобу, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
Частью 1 ст. 12.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения эксплуатация транспортного средства запрещена, за исключением неисправностей и условий, указанных в частях 2 - 7 настоящей статьи, - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере пятисот рублей.
Пунктом 2.3.1 Правил дорожного движения РФ установлено, что водитель транспортного средства обязан перед выездом проверить и в пути обеспечить исправное техническое состояние транспортного средства в соответствии с Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения.
Требования к техническому состоянию транспортных средств изложены в приложении к Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации, которым определен Перечень неисправностей автомобилей, автобусов, автопоездов, прицепов, мотоциклов, мопедов, тракторов, других самоходных машин и условия, при которых запрещается их эксплуатация.
Согласно п. 7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, приложения к "Основным положениям по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090 "О правилах дорожного движения РФ", запрещается эксплуатация транспортных средств при отсутствии медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки по ГОСТу Р 41.27-2001.
Статьей 12 Федерального закона от 07.02.2011г. N 3-ФЗ "О полиции" установлены обязанности сотрудников полиции, к которым, в том числе относятся следующие: выявлять причины административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению (пункт 4 части 1); пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции (пункт 11 части 1).
Как следует из статьи 13 данного Федерального закона, полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в том числе следующие права: требовать от граждан прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений (пункт 1 части 1); проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом (пункт 2 части 1); останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на полицию обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения, проверять документы на право пользования и управления ими (пункт 20 части 1).
Исходя из содержания частей 3 и 4 статьи 30 Федерального закона "О полиции", законные требования сотрудника полиции обязательны для выполнения гражданами и должностными лицами. Воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Пункт 82 Приказа МВД России от 02.03.2009г. N 185 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения" устанавливает, что одним из оснований для проверки документов, необходимых для участия в дорожном движении, является выявление нарушения правил дорожного движения.
Основанием для привлечения Щучкина А.И. к административной ответственности по ч.1 ст.12.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях послужило то обстоятельство, что 30 декабря 2014 года в 21 часов 10 минут на "адрес" Щучкин А.И., управляя автомобилем " "данные изъяты"" государственный регистрационный знак N, не представил для проверки в соответствии с п.7.7 Перечня неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, медицинскую аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки.
Инспектор ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по г.Ельцу ФИО12 показал, что основанием остановки автомобиля "ВАЗ-21063" под управлением Щучкина А.И. явилось то, что водитель нарушил п.13.9 Правил дорожного движения РФ. После проверки документов инспектор ДПС ФИО13. потребовал от Щучкина А.И. предоставить огнетушитель, знак аварийной остановки и аптечку, однако водитель законное требование не выполнил.
Сам Щучкин А.И. не отрицал, что его остановка инспектором ДПС была законной, а медицинскую аптечку, огнетушитель и знак аварийной остановки он не предъявил, испугавшись инспектора. Наличие же указанных предметов по делу ничем не подтверждено.
Факт совершения Щучкиным А.И. правонарушения подтверждается: протоколом об административном правонарушении N от 30.12.2014г.; постановлением по делу об административном правонарушении от 06.01.2015г.; рапортом инспектора от 31.12.2014г., а также объяснениями инспектора ДПС ОВ ДПС ГИБДД ОМВД России по г.Ельцу ФИО14., которым у судьи не было оснований не доверять.
Всем доказательствам судьёй была дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Довод жалобы Щучкина А.И. о том, что сотрудники ДПС не обладали полномочиями проверять наличие в его автомобиле аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, не основано на положениях действующего законодательства.
В соответствии с п.1 ст.30 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", федеральный государственный надзор в области безопасности дорожного движения осуществляется в целях обеспечения соблюдения гражданами - участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения.
Осуществление федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения возложено на Министерство внутренних дел Российской Федерации и его территориальные органы (п.2 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 19 августа 2013 года N 716).
Согласно п.3 Положения о федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения, утвержденного вышеуказанным постановлением, должностными лицами, уполномоченными осуществлять федеральный надзор, являются, в том числе сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, имеющие специальное звание, и старшие государственные инспектора безопасности дорожного движения, государственные инспектора безопасности дорожного движения.
Из пункта 31 Административного регламента, утвержденного приказом МВД России от 2 марта 2009 года N 185 (далее - Административный регламент), следует, что исполнение государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения включает в себя такие административные процедуры, как контроль за дорожным движением, остановка транспортного средства, проверка технического состояния транспортного средства и запрещение эксплуатации транспортного средства.
Исполнение сотрудниками указанных административных процедур (административных действий) осуществляется, в частности, на маршрутах патрулирования, административных участках, а также в ходе передвижения сотрудника на патрульном транспортном средстве в зоне ответственности подразделения к месту несения службы и обратно и в иных случаях передвижения по указанию (разрешению) руководителя подразделения или дежурного (п.35 Административного регламента).
В соответствии с п.16.1 Приказа МВД от 07.12.2000г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" при надзоре за дорожным движением контроль за конструкцией и техническим состоянием транспортных средств может проводиться на стационарных постах и контрольных постах милиции, контрольно-пропускных пунктах транспортных средств.
Кроме того, данная норма закона не содержит запрета сотруднику ДПС проводить проверку технического состояния транспортного средства на месте выявления административного правонарушения.
Пунктом 16.2 Приказа МВД от 07.12.2000г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" определено, что основаниями для остановки транспортных средств для контроля за конструкцией и техническим состоянием при осуществлении надзора за дорожным движением являются, в том числе, наличие неисправностей и условий, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации и Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанностями должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств.
Методы проверки параметров неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, регламентированы ГОСТом Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки".
В соответствии с п.4.7.15 ГОСТа Р 51709-2001, АТС должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, выполненным по ГОСТ Р 41.27, медицинской аптечкой. Легковые автомобили должны быть оснащены не менее чем одним огнетушителем. Огнетушители должны соответствовать нормам пожарной безопасности. Использование огнетушителей без пломб и (или) с истекшими сроками годности не допускается. Медицинская аптечка должна быть укомплектована пригодными для использования препаратами.
На основании п.5.7.1 ГОСТа Р 51709-2001, соблюдение водителями названных требований, в том числе и п.4.7.15, сотрудниками полиции проверяется визуально.
В соответствии с п.3 Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, утвержденного постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2009 года N 720, п.7.25 и 7.27 Требований к транспортным средствам, находящимся в эксплуатации (Приложение N 7 к Техническому регламенту), транспортные средства должны быть укомплектованы знаком аварийной остановки, выполненным в соответствии с Правилами ЕЭК ООН N 27, медицинской аптечкой. Медицинские аптечки должна быть укомплектованы пригодными для использования препаратами.
Транспортные средства категорий и N должны быть оснащены не менее чем одним порошковым или хладоновым огнетушителем емкостью не менее 2 л. Огнетушители должны быть опломбированы, и на них должен быть указан срок окончания использования, который на момент проверки не должен быть завершен.
Доводы жалобы Щучкина А.И. о том, что нет доказательств отсутствия у него в автомобиле медицинской аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки, опровергаются исследованными судом доказательствами по делу и им также дана была надлежащая оценка.
Утверждение Щучкина А.И. о том, что для обнаружения аптечки, огнетушителя и знака аварийной остановки сотруднику ДПС необходимо было провести досмотр автомобиля следует признать несостоятельным, поскольку для этого не было законных оснований.
При вынесении должностным лицом постановления о назначении Щучкину А.И. административного наказания обстоятельства дела, свидетельствующие о наличии события правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ, были установлены правильно. Вынесенное должностным лицом постановление в пределах установленного статьей 4.5 КоАП РФ срока отвечает требованиям статьи 29.10 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях Щучкина А.И. административного правонарушения по ч. 1 ст. 12.5 Кодекса РФ об административных правоотношениях.
Административное наказание в виде административного штрафа наложено на собственника транспортного средства в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 12.5 КоАП РФ и в соответствии с требованиями ст.4.1 КоАП РФ.
Доводов, которые могли бы поставить под сомнение законность выводов судьи, жалоба не содержит.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст.30.7 КоАП РФ отмену постановления при рассмотрении дела не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 30.9 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление начальника ОГИБДД ОМВД России по г. Ельцу от 06 января 2015 года и решение судьи Елецкого городского суда Липецкой области от 05 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 12.5 ч. 1 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Щучкина А.И. оставить без изменения,
а
жалобу - без удовлетворения.
Судья В.Д. Сарычев
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.