судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.
судей Федосовой Н.Н., Поддымова А.В.
при секретаре Земской Н.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке апелляционную жалобу истца Якимовой И.Н.на решение Октябрьского районного суда города Липецка от 02 декабря 2014 года, которым постановлено:
" В иске Якимовой И.Н. к ООО " "данные изъяты"" о признании права проживания в экологически чистом районе путем отселения, компенсации морального вреда отказать".
Заслушав доклад судьи Федосовой Н.Н., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Якимова И.Н. обратилась в суд с иском к ООО "данные изъяты"" о признании права проживания в экологически чистом районе путем отселения из "адрес" в "адрес", взыскании компенсации морального вреда в сумме N руб.
В обоснование своих требований ссылалась на то, что в 80-е годы был построен МС-5 ЛТЗ в 50 метрах от дома, где она проживает. В настоящее время на этом месте расположено ООО " "данные изъяты"", трубы которого находятся напротив ее окон. Согласно выданному Липецким городским центром санэпиднадзора загрязнение атмосферного воздуха превышает максимально-допустимые концентрации в разы и в декабре 1994г. должны быть закончены работы по проекту однокилометровой санитарно-защитной зоны предприятия. Следовательно, дом подлежал и подлежит выселению.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе истец просит отменить решение суда и постановить новое, которым удовлетворить ее требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Выслушав истца Якимову И.Н., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика Соколову Ж.М., возражавшую против доводов жалобы, рассмотрев апелляционную жалобу в пределах ее доводов, исследовав материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 3 ст. 16 Федерального закона от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха", в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии с положениями Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны окружающей среды городских и сельских поселений создаются защитные и охранные зоны, в том числе санитарно-защитные зоны. В частности, такие зоны создаются вокруг промышленных зон и объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с п. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 марта 1999г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания.
При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, проектов планировки общественных центров, жилых районов, магистралей городов, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон, выборе земельных участков под строительство, а также при проектировании, строительстве, реконструкции, техническом перевооружении, консервации и ликвидации промышленных, транспортных объектов, зданий и сооружений культурно-бытового назначения, жилых домов, объектов инженерной инфраструктуры и благоустройства и иных объектов должны соблюдаться санитарные правила (п. 2 ст. 12 ФЗ N 52-ФЗ).
На основании ст. 11 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно- эпидемиологический надзор должностных лиц;
разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия;
обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению;
осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно- эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции;
проводить работы по обоснованию безопасности для человека новых видов продукции и технологии ее производства, критериев безопасности и (или) безвредности факторов среды обитания и разрабатывать методы контроля за факторами среды обитания;
своевременно информировать население, органы местного самоуправления, органы, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, об аварийных ситуациях, остановках производства, о нарушениях технологических процессов, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения.
В силу ст. 20 ФЗ от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", атмосферный воздух в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздух в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (далее - места постоянного или временного пребывания человека) не должен оказывать вредное воздействие на человека.
Критерии безопасности и (или) безвредности для человека атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, в том числе предельно допустимые концентрации (уровни) химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздухе, устанавливаются санитарными правилами.
Нормативы предельно допустимых выбросов химических, биологических веществ и микроорганизмов в воздух, проекты санитарно-защитных зон утверждаются при нали чи и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии указанных нормативов и проектов санитарным правилам.
Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица в соответствии со своими полномочиями обязаны осуществлять меры по предотвращению и снижению загрязнения атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека, обеспечению соответствия атмосферного воздуха в городских и сельских поселениях, воздуха в местах постоянного или временного пребывания человека санитарным правилам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. N 74 утверждены Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарнозащитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03" (далее - Правила).
В Правилах установлены гигиенические требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации предприятий, сооружений и иных объектов, требования к их организации и благоустройству, основания к пересмотру этих размеров. Указанные требования распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся, реконструируемых и действующих предприятий, зданий и сооружений, в том числе промышленного назначения, которые являются источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Пунктами 3.1 и 3.2 Правил предусмотрено, что проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарнозащитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной.
В проекте санитарно-защитной зоны на строительство новых, реконструкцию или техническое перевооружение действующих промышленных объектов, производств и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию санитарно-защитных зон, включая отселение жителей, в случае необходимости. Выполнение мероприятий, включая отселение жителей, обеспечивают должностные лица соответствующих промышленных объектов и производств.
Требования к размеру санитарно-защитных зон в зависимости от санитарной классификации, установлены санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов". К нормативным документам, обосновывающим размер СЗЗ относятся: СанПиН 2.1.6.1032-01 "Гигиенические требования к обеспечению качества атмосферного воздуха населенных мест"; санитарные нормы СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки"; СН 2.2.4/2.1.8.566-96 "Производственная вибрация, вибрация в помещениях жилых и общественных зданий"; СанПиН 2.2.4.1191-03 "Электромагнитные поля в производственных условиях"; гигиенические нормативы ГН 2.1.6.1338-03 "Предельно допустимые концентрации (ПДК) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест"; ГН 2.1.6.1339-"Ориентировочные безопасные уровни воздействия (ОБУВ) загрязняющих веществ в атмосферном воздухе населенных мест".
Указанными нормативными документами устанавливаются санитарно- эпидемиологические требования к проектным материалам, обосновывающим достаточность величины санитарно-защитной зоны (СЗЗ) промышленных предприятий и промузлов (группы предприятий), благоустройству и организации территории санитарнозащитных зон и организации контроля за обеспечением безопасных уровней воздействия хозяйствующих субъектов на среду обитания и здоровье населения, требования к ее озеленению и хозяйственному использованию. Размер санитарно-защитной зоны должен обеспечивать снижение загрязнения атмосферного воздуха до уровня не выше предельно допустимых концентраций (ПДК) и уровней физического воздействия (ПДУ) на границе СЗЗ и за ее пределами; отсутствие негативного воздействия объекта на состояние здоровья населения, проживающего за пределами СЗЗ, устанавливаемого современными методами исследований.
Согласно п.2.11 СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов", в предпроектной, проектной документации на строительство, реконструкцию, техническое перевооружение действующих предприятий и сооружений должны быть предусмотрены мероприятия и средства на организацию и благоустройство санитарно-защитных зон, включая переселение жителей, в случае необходимости. Проект организации, благоустройства и озеленения представляется одновременно с проектом на строительство (реконструкцию, техническое перевооружение) предприятия.
Судом установлено, что истец проживает в "адрес", в которой ей принадлежит на праве собственности 1/3 доля.
Данный дом находится на расстоянии 31 м. от границы промплощадки ответчика ООО " "данные изъяты", которое как юридическое лицо было образовано 18.02.2009г.
Согласно письму N от 15.11.1994г. и.о. главного государственного санитарного врача г.Липецка в адрес Якимовой А.А., дом, в котором проживает истица не входит в однокилометровую санитарно-защитную зону "данные изъяты"", хотя и находится недалеко от ее границы. В настоящее время АО ЛТЗ (Липецкий тракторный завод, не существующий в настоящее время) разрабатывается проект однокилометровой санитарно-защитной зоны предприятия, окончание работ по ее проектированию намечено в декабре 1994г. Согласно имеющейся предварительной схеме санитарно-защитной зоны "адрес" входит в санитарно-защитную зону ЛТЗ, и таким образом, на перспективу должно быть обеспечено отселение его жителей.
Из объяснений истицы следует, что нарушение ее прав началось с 1994г., в то время на месте промплощадки ответчика существовало иное юридическое лицо- "Липецкий тракторный завод", правопреемником которого ООО " "данные изъяты" не является.
Истица ссылается на то, что имеет место загрязнение атмосферного воздуха, превышение ПДК вредных веществ.
Экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" N от 01.06.2012г., установлено, что превышения критерия качества атмосферного воздуха населенных мест на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны и жилой зоны отсутствуют, поэтому проектом предлагается установить нормативы выбросов на уровне существующих.
На основании указанного экспертного заключения, управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N. N., согласно которому проект нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО " "данные изъяты"" признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
17.12.2012г. Управлением экологии и природных ресурсов Липецкой области ответчику выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками N N, согласно которому разрешается в период с 17.12.2012г. по 29.08.2017г. осуществлять выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками в пределах, установленных Управлением Росприроднадзора по Липецкой области (приказ N от 29.08.2012г.) нормативов предельно-допустимых выбросов.
Кроме этого, экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области" N от 23.06.2014г. признано, что проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО " "данные изъяты"" соответствует санитарным нормам и правилам. Указанным проектом санитарно-защитная зона ООО " "данные изъяты"" сокращена до 20 м от границы промплощадки с юга в районе жилого дома, в котором проживает истица. Как указано в данном заключении, для окончательного решения вопроса об установлении размера санитарно-защитной зоны необходимо проведение натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней звука в соответствии с программами мониторинга, представленными в проекте.
На основании указанного экспертного заключения N от 23.06.2014г. Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Липецкой области выдано санитарно-эпидемиологическое заключение N., согласно которому проект обоснования размера санитарно-защитной зоны для ООО " "данные изъяты"" признан соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Из сообщения ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", а также показаний свидетеля ФИО10 следует, что данный проект является первым этапом мероприятий по сокращению размера СЗЗ, в котором проведены расчеты приземных концентраций загрязняющих веществ и расчеты уровней шума, создаваемые предприятием на границе ближайших жилых домов и на границе ориентировочной санитарно-защитной зоны. В данном проекте также определена программа проведения лабораторных исследований с целью доказательства достижения уровня химического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до нормируемых величин на границе расчетной санитарно-защитной зоны и за ее пределами. В настоящее время в соответствии с экспертным заключением ФБУЗ "Центр гигиены и э пид емиологии в Липецкой области" N от 23.06.2014г. ответчик ведет работу с ЗАО "данные изъяты"" по договору N РОЭЛУОООЮ4 от 06.10.2014г. для окончательного решения вопроса об установлении размера санитарно-защитной зоны. Согласно заключенному договору проводятся работы по мониторингу санитарно-защитной зоны, с проведением натуральных исследований атмосферного воздуха. Срок выполнения работ с 13.10.2014г. по 14.10.2015г.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда первой инстанции о том, что со стороны ООО " "данные изъяты" в настоящее время не имеет место быть нарушений прав истца, имеет место исполнение СанПин 2.2.1/2.1.1.1.200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" и СН 2.2.4/2.1.8.562-96 "Шум на рабочих местах, в помещениях жилых, общественных зданий и на территории жилой застройки", проводятся работы для окончательного решения вопроса об установлении размера санитарно-защитной зоны.
Письмо N от 15.11.1994г. и.о. главного государственного санитарного врача г.Липецка о том, что дом N) входит в санитарно-защитную зону ЛТЗ, а также сведения о загрязнении воздуха Липецким тракторным заводом относилось к другому юридическому лицу, а не к ответчику, которого на 1994г. не существовало.
Поскольку границы санитарно-защитной зоны для ООО " "данные изъяты"" в установленном законом порядке до настоящего времени окончательно не определены, судебная коллегия находит правильным вывод суда об отсутствии оснований для возложения на ответчика обязанности по предоставлению истцу жилого помещения.
Довод жалобы о том, что суд не обоснованно не принял во внимание то обстоятельство, что в экспертном заключении N от 01.06.2012 года по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО " "данные изъяты"" эксперт указал, что согласно СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" предприятие ООО "данные изъяты"" относится к 4 классу с размером ориентировочной санитарно-защитной зоны - 100 метров (раздел 7.1.2, класс 4,п.15), а принял во внимание экспертное заключение N от 23.06.2014 года по утверждению проекта обоснования размера расчетной санитарно-защитной зоны ООО "ЛЗГТ" размер санитарно-защитной зоны сокращен до 20 метров являются не состоятельными, поскольку СанПин 2.2.1/2.1.1 1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" для предприятия ООО "данные изъяты"" относящегося к 4 классу установлен ориентировочный размер санитарно-защитной зоны - 100 метров.
В экспертном заключении N от 01.06.2012 года по проекту нормативов предельно-допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу ООО " "данные изъяты"" эксперт указал, что рекомендуется разработка проекта санитарно-защитной зоны и плана лабораторных исследований на границе жилой застройки и согласование их в установленном порядке.
Разделом 2.2.11 указанных СанПин размер санитарно-защитной зоны для предприятий IV класса опасности может быть изменен Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем в порядке, установленном данными правилами.
В силу раздела 3.3.13 СанПин, размер санитарно-защитной зоны для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса) устанавливается с учетом суммарных выбросов и физического воздействия источников промышленных объектов и производств, входящих в промышленную зону, промышленный узел (комплекс). Для них устанавливается единая расчетная санитарно-защитная зона, и после подтверждения расчетных параметров данными натурных исследований и измерений, оценки риска для здоровья населения окончательно устанавливается размер санитарно-защитной зоны. Оценка риска для здоровья населения проводится для групп промышленных объектов и производств или промышленного узла (комплекса), в состав которых входят объекты I и II классов опасности.
Для промышленных объектов и производств, входящих в состав промышленных зон, промышленных узлов (комплексов), санитарно-защитная зона может быть установлена индивидуально для каждого объекта.
Согласно разделу 4.4.1 СанПин, установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.
В силу п. 4.3 СанПин, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
- действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов;
- результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.);
Если при рассмотрении проекта санитарно-защитной зоны промышленные объекты и производства отнесены к более низкому, чем II, классу опасности, окончательное решение по установлению размера санитарно-защитной зоны может приниматься Главным государственным санитарным врачом субъекта Российской Федерации или его заместителем (п.4.4).
В силу пункта 4.5 СанПин, размер санитарно-защитной зоны для действующих объектов может быть уменьшен при:
- объективном доказательстве достижения уровня химического, биологического загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух до ПДК и ПДУ на границе санитарно-защитной зоны и за ее пределами по материалам систематических лабораторных наблюдений для предприятий I и II класса опасности (не менее пятидесяти дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений и оценке риска для здоровья; для промышленных объектов и производств III, IV, V классов опасности по данным натурных исследований приоритетных показателей за состоянием загрязнения атмосферного воздуха (не менее тридцати дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке) и измерений;
- подтверждении измерениями уровней физического воздействия на атмосферный воздух на границе санитарно-защитной зоны до гигиенических нормативов и ниже;
- уменьшении мощности, изменении состава, перепрофилировании промышленных объектов и производств и связанном с этим изменении класса опасности;
- внедрении передовых технологических решений, эффективных очистных сооружений, направленных на сокращение уровней воздействия на среду обитания.
Экспертное заключение N от 23.06.2014 года утверждено главным врачом ФБУЗ "Центра гигиены и эпидемиологии в Липецкой области", содержит заключение о том, что проект обоснования размера санитарно-защитной зоны ООО " "данные изъяты" соответствует санитарным нормам и правилам. Для окончательного решения вопроса об установлении размера санитарно-защитной зоны необходимо проведение натурных исследований атмосферного воздуха и измерений уровней звука в соответствии с программами мониторинга, представленными в проекте.
Довод жалобы о том, что согласно письму Управления экологии и природных ресурсов от 15.05.2014г., выездным обследованием 08.05.2014г установлено, что ООО " "данные изъяты"" ежеквартально вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду и осуществляет производственный экологический контроль не может повлечь отмену решения суда, поскольку данное обстоятельство не нарушает прав истца. Кроме того, нарушений требований природоохранного законодательства не выявлено.
На запрос суда Управление экологии и природных ресурсов 13.11.2014г. также сообщило, что нарушений условий действия разрешения N N на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками ООО "данные изъяты" не выявлено.
Таким образом, при имеющихся доказательствах говорить о том, что права истца нарушены ответчиком, преждевременно.
Доказательств наличия причинно-следственной связи между возникшими у истца заболеваниями и деятельностью ответчика не имеется, предоставлено не было.
То обстоятельство, что жилой "адрес" находится в зоне запрета жилищного строительства не может являться основанием для удовлетворения заявленных требований, при наличии вышеуказанных обстоятельств.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка не согласиться с которой оснований у суда апелляционной инстанции не имеется, доводы жалобы не содержат обстоятельств, свидетельствующих о нарушении судом норм материального и процессуального права, сводятся фактически к несогласию с той оценкой, которую исследованным по делу доказательствам дал суд первой инстанции, в связи с чем, не могут повлечь отмену обжалуемого постановления.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда города Липецка от 02 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу истца Якимовой И.Н. без удовлетворения.
Председательствующий (подпись)
Судьи (подписи)
Копия верна
Судья
Секретарь
8
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.