Судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Фоминой Н.В.,
судей Захарова Н.И. и Москалевой Е.В.
при секретаре Поповой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУЗ "Усманская межрайонная больница" на решение Усманского районного суда
Липецкой области от 29 декабря 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования прокурора Усманского муниципального района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать ГУЗ "Усманская МРБ" обеспечить структурные подразделения - ФАПы (Аксайский, Беляевский, Березняговский, Верхне-Мосоловский, Дмитриевский, Демшинский, Девицкий, Завальновский, Излегощенский, Кривский, Красненский, Краснопольский, Медовский, Новоуглянский, Пушкарский, Пашковский, Сторожевской, Студенский, Студено-Высельский, Савицкий, Стор-Хуторской, "Куликовский лесхоз", "Усманский" и "Коммунар") необходимым медицинским оборудованием в соответствии с установленным стандартом (приложение N 17 "Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта" приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 г. N 543 н "Об утверждении Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению"), а именно приобрести недостающее медицинское оборудование согласно перечню, предусмотренному стандартом оснащения фельдшерско-акушерского пункта, и распределить в ФАПы до полной комплектации каждого: электрокардиографы портативные 3 или 6 канальные в количестве 22 штук; автоматические дефибрилляторы в количестве 24 штук, анализаторы уровня сахара крови портативные с тест-полосками в количестве 23 штук; экспресс-анализаторы кардиомаркеров портативные в количестве 24 штук, стол манипуляционный 1 штука, стол инструментальный 1 штука, стол пеленальный с источником лучистого тепла 1 штука, сейфы для хранения ядовитых и сильнодействующих медицинских препаратов в количестве 8 штук, щит деревянный 1 штуку, костыли 2 пары, роторасширители одноразовые 8 штук, языкодержатели 6 штук, стерилизатор электрический средний 1 штуку, сухожаровый шкаф либо автоклав 1 штуку, портативные аппараты для искусственной вентиляции легких 24 штуки, кислородные ингаляторы любого типа 24 штуки, трахеотомические наборы 48 штук, воздуховоды для искусственного дыхания "рот в рот" 15 штук, весы напольные для взрослых 2 штуки, весы для детей до 1 года 1 штуку, дыхательные аппараты ручные (мешок "Амбу") 11 штук, холодильники для хранения биопрепаратов (вакцин) 2 штуки, экспресс-анализаторы уровня холестерина в крови портативные 24 штуки, спирометры (портативные с одноразовыми мундштуками) 18 штук.
Указанные мероприятия провести в течение одного месяца со дня вступления в законную силу данного решения суда.
Заслушав доклад судьи Фоминой Н.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Усманского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГУЗ "Усманская межрайонная больница" и к Управлению здравоохранения Липецкой области о возложении обязанности на ГУЗ "Усманская межрайонная больница" обеспечить структурные подразделения - фельдшерско-акушерские пункты /далее ФАПы/ необходимым медицинским оборудованием.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Усманского района Липецкой области в соответствии с плановыми мероприятиями проведена проверка исполнения законодательства об организации оказания первичной медико-санитарной помощи, в результате которой в ГУЗ "Усманская МРБ" выявлены нарушения Правил организации деятельности фельдшерско-акушерских пунктов в части оснащения необходимым медицинским оборудованием. Просил суд обязать ответчика обеспечить структурные подразделения - ФАПы необходимым медицинским оборудованием в соответствии с установленным стандартом, а именно приобрести недостающее медицинское оборудование согласно перечню, предусмотренному стандартом оснащения фельдшерско-акушерского пункта, и распределить в ФАПы до полной комплектации каждого.
В судебном заседании помощник прокурора Прибыткова С.В. поддержала заявленные исковые требования, кроме возложения обязанности на ГУЗ "Усманская межрайонная больница" обеспечить ФАПы одеялами с подогревом в количестве 24 штук, сославшись в обоснование заявленного требования на доводы, изложенные в иске.
Представители ответчика ГУЗ "Усманская межрайонная больница" по доверенностям Семенова И.А. и Сиротинкина О.Г. возражали против удовлетворения исковых требований.
Представитель ответчика Управления здравоохранения Липецкой области, извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, об уважительных причинах неявки не сообщил.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого изложена выше.
В апелляционной жалобе представители ответчика ГУЗ "Усманская межрайонная больница" просят решение Усманского районного суда Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ отменить и постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование жалобы ссылались на незаконность решения суда, полагали, что суд дал неверную оценку представленным доказательствам, неправильно применил закон, не выяснил обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Усманского района Липецкой области просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, представителей ГУЗ "Усманская межрайонная больница" главного врача Боеву М.Н и по доверенности Семенову И.А., а также представителя Управления здравоохранения Липецкой области по доверенности Васильеву Н.В., поддержавших доводы апелляционной жалобы в полном объеме, выслушав прокурора Понарину И.М., полагавшую решение суда законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, проверив обжалуемое решение в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда подлежащим изменению по следующим основаниям.
Согласно ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, регулируются положениями Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н в соответствии со ст. 32 Федерального закона
N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" утверждено Положение об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, устанавливающее правила организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации /далее приказ Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года/.
В соответствии с Приложением N 15 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению указанное приложение утверждает правила организации деятельности фельдшерско-акушерского пункта /далее ФАП/, являющегося структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения) и организуемого для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи и паллиативной медицинской помощи населению в сельских населенных пунктах.
Как видно из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе старшего помощника прокурора Усманского района Прибытковой С.В., заместителя главного врача по методической и организационной работе ГУЗ "Усманская МРБ" Сиротинкиной О.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ было проведено обследование структурных подразделений ГУЗ "Усманская МРБ" - ФАПов на предмет соответствия оснащения ФАПов необходимым медицинским оборудованием согласно установленному Стандарту.
Стандарт оснащения фельдшерско-акушерского пункта утвержден Приложением N 17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению и предусматривает конкретный перечень медицинского оборудования.
В ходе обследования было установлено, что для оказания медицинской помощи ГУЗ "Усманская МРБ" имеет в своем составе структурные подразделения, в том числе территориально-обособленные, в частности 24 ФАПа, которые по оснащению необходимым медицинским оборудованием не соответствуют установленному приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 15 мая 2012 года N 543н Стандарту, а именно: во всех ФАПах (22), за исключением Дмитриевского и Пашковского, отсутствуют электрокардиографы портативные 3 или 6 канальные. Во всех ФАПах (24) отсутствуют автоматические дефибрилляторы, экспресс-анализаторы кардиомаркеров портативные, одеяла с подогревом, портативные аппараты для искусственной вентиляции легких, кислородные ингаляторы любого тина, трахеотомические наборы (48), экспресс-анализаторы уровня холестерина в крови портативные. Во всех ФАПах (23), за исключением Дмитриевского, отсутствуют анализаторы уровня сахара крови портативные с тест-полосками. В Красненском ФАПе отсутствуют столы манипуляционный и инструментальный, холодильник для хранения биопрепаратов (вакцин). В Беляевском ФАПе отсутствуют стол пеленальный с источником лучистого тепла, холодильник для хранения биопрепаратов (вакцин). Сейфы для хранения ядовитых и сильнодействующих медицинских препаратов отсутствуют в восьми ФАПах: Красненском, Новоуглянском, Беляевском, Усманском, Медовском, Демшинском, "Куликовский лесхоз", Студенском. Костыли (не менее 2 пар) отсутствуют в Сторожевско-Хуторском ФАПе. Щит деревянный отсутствует в Студено-Высельском ФАПе. Роторасширители одноразовые (не менее 2) отсутствуют в 4 ФАПах: Студено-Высельском, Завальновском, Верхне-Мосоловском, Пашковском. Языкодержатели отсутствуют в 3 ФАПах: Студено-Высельском, Кривском, Пашковском. Стерилизатор электрический средний и сухожаровой шкаф (или автоклав) отсутствуют в Беляевском ФАПе. Воздуховоды для искусственного дыхания "рот в рот" (не менее 3) отсутствуют в 5 ФАПах: Новоуглянском, Беляевском, Студенском, Завальновском, Березняговском. Весы напольные для взрослых отсутствуют в 2 ФАПах: Студено-Высельском, Беляевском. Весы для детей до 1 года отсутствуют в Беляевском ФАПе. Дыхательные аппараты ручные (мешок Амбу) отсутствуют в 11 ФАПах: Новоугляновском, Студено-Высельском, Беляевском, Усманском, Демшинском, Кривском, Дмитриевском, Завальновском, Верхне-Мосоловском, Березняговском, Пашковском. Во всех ФАПах (18), за исключением Девицкого, "Куликовский лесхоз", Излегощенский, Дмитриевский, Березняговский, "Коммунар" отсутствуют спирометры (портативные с одноразовыми мундштуками).
Из материалов дела усматривается, что первоначально прокурор, а затем и суд первой инстанции, удовлетворяя в полном объеме требования прокурора, исходили только из формального сопоставления перечня медицинского оборудования, указанного в Приложении N 17 к Положению об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденному приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 15 мая 2012 года N 543н и перечня медицинского оборудования, фактически имеющегося в ФАП, без анализа и оценки безусловной необходимости перечисленного оборудования. Судебная коллегия находит такой подход и такой вывод суда несостоятельным.
Анализ приказа Минздрава N 543н от 15 мая 2012 года и Приложений к нему, на которые ссылаются обе стороны, позволяет сделать вывод, что он устанавливает лишь стандартные требования к оснащению ФАП, но не обязательный минимум, иными словами стандартные требования применимы ко всем фельдшерско-акушерским пунктам Российской Федерации безотносительно к конкретной местности, где имеются эти пункты. Однако стандарты и обязательный минимум - это разные понятия. Вместе с тем в каждой местности с учетом именно местных условий необходимо определять для каждого ФАПа тот минимум оснащения, без которого фельдшерско-акушерский пункт не сможет в полном объеме оказать первичную медико-санитарную помощь, что приведет к нарушению права каждого на гарантированные Конституцией Российской Федерации право на охрану здоровья и медицинскую помощь, именно в этот состоит смысл и назначение указанного приказа.
Из объяснений главного врача Боевой М.Н. следует, что из всего объема недостающего оборудования только ряд медицинского оборудования безусловно должен быть на ФАПе и отсутствие которого может безусловно отразиться на своевременности и качестве оказанной медицинской помощи, а именно: роторасширители одноразовые, языкодержатели, стерилизатор электрический средний, сухожаровый шкаф, весы напольные для взрослых, весы для детей до 1 года, дыхательные аппараты ручные "мешок Амбу", холодильники для хранения биопрепаратов /вакцин/. Все остальное оборудование нет необходимости иметь в ФАПе, так как за установленное время на оказание помощи /20 мин/ больного нужно и можно доставить в больницу, где имеются узкие специалисты. Этот довод ответчика никем не опровергнут. Более того, по утверждению сторон, случаев неоказания медицинской помощи из-за отсутствия на ФАПе какого-либо оборудования не было, как не было и жалоб граждан на это обстоятельство.
Судом первой инстанции не было учтено, что первичная доврачебная и первичная врачебная медико-санитарная помощь организуются по территориально-участковому принципу и распределение населения по участкам осуществляется руководителями медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в зависимости от конкретных условий оказания первичной медико-санитарной помощи населению в целях максимального обеспечения ее доступности и соблюдения иных прав граждан, а также об отсутствии необходимости в приобретении части медицинского оборудования.
При таких обстоятельствах вывод суда о необходимости иметь на каждом фельдшерско-акушерском пункте все дорогостоящее оборудование, указанное в Стандарте, безотносительно от конкретной местности, нельзя признать состоятельным. Однако имеются основания для удовлетворения требований прокурора в части, поскольку отсутствие необходимого для оказания первой помощи медицинского оборудования в ФАПах (структурных подразделениях ГУЗ "Усманская МРБ") нарушает конституционные права граждан на охрану здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.
Судебная коллегия с учетом пояснений главного врача ГУЗ "Усманская МРБ" полагает необходимым изменить решение суда, удовлетворив заявленные прокурором требования только в части обеспечения ФАПов медицинским оборудованием, действительно необходимым для осуществления деятельности по оказанию первичной доврачебной медико-санитарной помощи населению в сельских населенных пунктах.
Судом не дано оценки и тому обстоятельству, что до момента вынесения решения, в ходе прокурорской проверки часть необходимого медицинского оборудования /стол манипуляционный, стол инструментальный, стол пеленальный, костыли/ уже была приобретена ответчиком ГУЗ "Усманская МРБ" для оснащения ФАПов, а потому и в этой части не было оснований для удовлетворения требований прокурора.
Доводы жалобы о том, что суд не исследовал всесторонне, объективно и в полном объеме представленные доказательства, в частности, приказ ГУЗ "Усманская МРБ" N от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении участков обслуживания населения, а также на необязательность для исполнения правил организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению на территории Российской Федерации являются несостоятельными.
Ссылки апелляционной жалобы на утверждение постановлением администрации Липецкой области от ДД.ММ.ГГГГ N Государственной программы Липецкой области "Развитие здравоохранения Липецкой области", направленной на повышение качества и доступности медицинской помощи, лекарственного обеспечения населения, вследствие чего происходит постоянное наращивание материально-технической базы структурных подразделений Государственных учреждений здравоохранения, в том числе фельдшерско-акушерских пунктов, не могут быть приняты во внимание, поскольку в полном объеме выводов суда первой инстанции о наличии допущенных нарушений не опровергают.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Усманского районного суда Липецкой области от 29 декабря 2014 года изменить, обязать ГУЗ " Усманская межрайонная больница" обеспечить структурные подразделения ФАПы следующим медицинским оборудованием: роторасширители одноразовые, языкодержатели, стерилизатор электрический средний, сухожаровый шкаф, весы напольные для взрослых, весы для детей до 1 года, дыхательные аппараты ручные ("мешок Амбу"), холодильники для хранения биопрепаратов (вакцин) в соответствии со стандартами оснащения ФАП.
Председательствующий: подпись
Судьи: подписи
Копия верна:
Докладчик:
Секретарь:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.