судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Москаленко Т.П.,
судей Орловой О.А. и Фроловой Е.М.,
при секретаре Поповой О.С.,
с участием прокурора Пучковой С.Л.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Липецке гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ на решение Добринского районного суда Липецкой области от 12 января 2015 года, которым, с учетом определения Добринского районного суда Липецкой области от 13 февраля 2015 года об исправлении описки, постановлено:
"Обязать ГУ - Липецкое региональное отделение фонда социального страхования РФ предоставить ФИО1 санаторно-курортную путевку для прохождения санаторно-курортного лечения за 2014 год на двух лиц (с учетом сопровождающего её лица)".
Заслушав доклад судьи Орловой О.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Сигорских Н.А. обратилась в суд с иском к ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, Управлению федерального казначейства по Липецкой области о предоставлении санаторно-курортной путевки её несовершеннолетней дочери - ФИО1 - инвалиду детства. В обоснование заявленных требований истец ссылалась на то, что в феврале и сентябре 2014 года она обращалась к ответчику ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации с заявлением о предоставлении её дочери - инвалиду с детства двух путевок (с учетом сопровождающего лица) на санаторно-курортное лечение, предоставив необходимые для этого документы, однако, вопреки гарантиям, установленным ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ", указанные путевки ответчиком ей предоставлены не были, в связи с чем просила признать такой отказ незаконным и обязать ГУ Липецкое региональное отделение фонда социального страхования РФ предоставить две санаторно-курортные путевки (с учетом сопровождающего лица) для лечения за 2014 год.
Представитель ответчика ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Севостьянов Д.А. иск не признал, при этом не оспаривал факт обращения истца в интересах несовершеннолетней ФИО1 в феврале и сентябре 2014 года к ответчику с заявлением о выделении ей двух путевок (с учетом сопровождающего лица) на санаторно-курортное лечение. Пояснил, что путевки ей не предоставлены, поскольку достаточными денежными средствами ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ не располагало, все средства, выделенные Фонду на приобретение санаторно-курортного лечения, были израсходованы в полном объеме, очередь истца на получение путевки не подошла. Просил учесть, что дочери истицы ФИО1 с 2005 г. по 2010 г. ежегодно предоставлялось по 2 санаторно-курортные путевки (вторая для сопровождающего лица), а федеральным законодательством гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортными путевками лиц, имеющих право на их получение, не предусмотрено.
Представитель ответчика Управления федерального казначейства по Липецкой области, извещенный своевременно и надлежащим образом, в суд не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В письменных возражениях на иск ссылался на то, что управление не может быть ответчиком по делу, т.к. правом приобретения путевок не обладает, а контролирующим и организационным органом по предоставлению и выделению путевок является ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционной жалобе ответчик ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования просит отменить решение суда и постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать. При этом ссылается на законность и обоснованность действий ответчика, поскольку Фонд социального страхования РФ не наделен полномочиями главного распорядителя средств федерального бюджета, подобными полномочиями обладает Федеральное казначейство и Министерство финансов РФ. Кроме того, ссылается на то, что гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством не предусмотрено.
Выслушав представителя ответчика ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ Севостьянова Д.А., поддержавшего доводы жалобы, представителя ответчика УФК по Липецкой области Юшкова И.А., возражавшего против доводов жалобы, прокурора Пучкову С.Л., полагавшую оставить решение без изменения, проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по основаниям, предусмотренным статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации).
Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе дети-инвалиды (п. 9 ст. 6.1).
Согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний.
В соответствии с ч. 2 ст. 6.3 вышеназванного Закона периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с настоящей главой является календарный год.
В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 года N 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан.
Настоящий порядок регулирует предоставление гражданам набора социальных услуг, в том числе, предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение.
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 года N 2347-р, в перечень реабилитационных мероприятий включено санаторно-курортное лечение, предоставляемое при оказании государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (п. 3).
Согласно п. 3.3 указанного Порядка организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Как следует из пункта 3.9 Порядка, территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства, а также уполномоченные органы заблаговременно, но не позднее чем за 18 дней (для детей-инвалидов, инвалидов с заболеваниями и последствиями травм спинного и головного мозга - за 21 день) до даты заезда в санаторно-курортное учреждение, выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для их получения.
Порядок предоставления гражданам социальных услуг в соответствии со статьей 6.3 Федерального закона "О государственной социальной помощи" устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативное правовое регулирование в сфере здравоохранения и социального развития.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, нуждаемость ее в санаторно-курортном лечении ответчиками не оспаривалась.
При этом ответчиком не оспаривался и факт предоставления истцом в Фонд социального страхования документов о нуждаемости несовершеннолетнего ребенка, являющегося инвалидом детства, в санаторно-курортном лечении в 2014 году при обращении истца к ответчику с соответствующим заявлением.
На обращение истца в адрес Фонда социального страхования с заявлением о предоставлении её дочери санаторно-курортной путевки такая путевка ей предоставлена не была, что ответчиком не оспаривается.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что истцу не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета.
Не оспаривая право истца на получение её дочерью государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, в апелляционной жалобе ответчик приводит довод о том, что финансирование расходов на предоставление гражданам-получателям социальных услуг путевок на санаторно-курортное лечение обеспечивается не бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации, а федеральным бюджетом.
Судебная коллегия считает данный довод несостоятельными, поскольку лицу, имеющему право на получение соответствующего вида государственной социальной помощи, не может быть отказано в предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение со ссылкой на недостаточное поступление финансовых средств из федерального бюджета в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Как правильно указал в решении суд, установив на федеральном уровне льготы по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение, Российская Федерация приняла на себя обязанность по возмещению расходов на указанные цели за счет средств федерального бюджета. Обязанность по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение не может быть поставлена в зависимость от наличия или отсутствия финансирования таких расходов, иное означало бы возможность фактического лишения инвалидов гарантированных им Конституцией Российской Федерации и федеральным законодательством прав в сфере социальной защиты.
При этом, как следует из положений пунктов 2, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2004 года N 864, финансовое обеспечение расходных обязательств Российской Федерации по предоставлению социальных услуг осуществляется в отношении категорий граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в числе которых дети-инвалиды (п.п. "и").
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением социальных услуг, осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год: Фонду социального страхования Российской Федерации - на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по предоставлению путевок на санаторно-курортное лечение и проезду на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
Таким образом, вышеизложенное опровергает соответствующие доводы жалобы ответчика, основанные на неверном толковании вышеприведенных норм материального права.
Основан на неверном толковании норм материального права и довод апелляционной жалобы о том, что гарантий ежегодного обеспечения санаторно-курортным лечением граждан, имеющих право на государственную социальную помощь, действующим законодательством о государственной социальной помощи не предусмотрено, поскольку, как указывалось выше, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год.
Довод в апелляционной жалобе о том, что реальная возможность получить путевку у истца имеется в порядке очереди, имеющейся на сегодняшний день, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку само по себе указанное обстоятельство при наличии у гражданина права на обеспечение в календарном году путевкой на санаторно-курортное лечение не является основанием для отказа в судебной защите имеющегося у гражданина права.
Иные доводы жалобы не могут повлечь отмену решения суда, поскольку основаны на ошибочном толковании норм материального права.
Все обстоятельства, имеющие значение для разрешения возникшего спора, при рассмотрении дела судом первой инстанции определены и установлены правильно, представленным доказательствам дана надлежащая правовая оценка. Выводы суда, изложенные в решении суда, а также мотивы, по которым суд пришел к вышеизложенным выводам, обстоятельствам дела не противоречат.
Решение суда является законным и обоснованным и отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.
Руководствуясь статьями 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Добринского районного суда Липецкой области от 12 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ГУ Липецкое региональное отделение Фонда социального страхования РФ - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.