судебная коллегия по гражданским делам Липецкого областного суда в составе:
председательствующего Нагайцевой Л.А.,
судей Курдюковой Н.А., Малыка В.Н.,
при секретаре Полухине Д.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Липецке апелляционное представление прокурора Задонского района на решение Задонского районного суда Липецкой области от 21 января 2015 года, которым постановлено:
Прокурору Задонского районного суда Липецкой области, действующему в интересах Лазарева В.И., в иске к администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления главы администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ. N N об исключении из списков молодых семей, обязании восстановить в списках молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, исключить из числа третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора ОБУ "Управление капитального строительства Липецкой области", отказать.
Заслушав доклад судьи Курдюковой Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Задонского района, действующий в интересах Лазарева В.И. , обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области о признании незаконным постановления главы администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет от ДД.ММ.ГГГГ. N об исключении Лазарева В.И. из списков молодых семей, обязании восстановить в списках молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года. Ссылаясь на то, что администрация незаконно исключила Лазарева В.И. из списков молодых семей - участников Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 года, нуждающихся в жилом помещении, по причине достижения им возраста 35 лет.
Представитель ответчика администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области - Фаустов Ю.А., возражал против исков, ссылаясь на то, что Лазарев В.И. был поставлен на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в списки участников подпрограммы, но по достижении возраста 35 лет в 2010 году был исключен из списков, о чём ему по почте было направлено постановление. Кроме того, истцу разъяснялось право на участие в программе социального развития села, но для этого необходимо было работать в сельской местности. От участия в данной программе истец отказался. Действия же органа местного самоуправления по исключению истца из списка молодых семей участников подпрограммы соответствуют Правилам предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" по федеральной целевой программе "Жилище" на 2002-2010 годы" и Правил предоставления молодым семьям социальных выплат по подпрограмме "Обеспечение жильем молодых семей" по федеральной целевой программе "Жилище" на 2011-2015 годы".
Представитель Управления строительства и архитектуры Липецкой области, извещённый о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился.
Суд постановил решение, резолютивная часть которого приведена выше.
В апелляционном представлении прокурор Задонского района, участвующий в деле, просит решение суда отменить и постановить новое об удовлетворении иска, ссылаясь на не правильное толкование норм права.
Обсудив доводы апелляционного представления прокурора, заслушав объяснения прокурора Задонского района - Гитичевой О.А., поддержавшей доводы представления, проверив материалы дела, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 г. N 675 утверждена "Федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы", в состав которой вошла подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей", предусматривающая государственную поддержку в виде финансовой помощи при решении жилищной проблемы молодых семей.
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 г. N 285 утверждены Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Пунктом 5 названных Правил установлено, что участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 данных правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Нуждаемость в улучшении жилищных условий определяется в соответствии со ст. 51 ЖК РФ.
Пунктом 18 определены основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, которыми являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 названных правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 правил ...
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010г. закреплены постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей".
Также названным постановлением утверждены Правила, согласно которым условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты, а также основания для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы, соответствуют содержанию Правил от ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, одним из основных критериев участия в программе - помимо нуждаемости в жилом помещении, является также возраст претендента.
Судом установлено, что семья Лазарева В.И. состояла из супругов Лазарева В.И., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, Лазаревой А.В., ДД.ММ.ГГГГ. рождения и их детей ФИО16., ДД.ММ.ГГГГ. рождения, ФИО17 ДД.ММ.ГГГГ. рождения и ФИО18., ДД.ММ.ГГГГ. рождения.
Постановлением главы администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области N8 от 24.03.2008г. семья Лазаревых, в составе пяти человек принята на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях на основании целевой подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы.
Судом установлено, что состав семьи Лазарева В.И. по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ. изменился, в связи с выбытием Лазаревой А.В. и рождением ещё одного ребёнка - ФИО19., ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Постановлением администрации сельского поселения Гнилушенский сельский совет Задонского муниципального района Липецкой области N47 от 14.12.2010г. "О снятии с учёта в качестве нуждающегося в жилом помещении" Лазарев В.И., состоящий на учёте в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильём молодых семей" ФЦП "Жилище" до 2010г., был снят с учёта, в связи с достижением им возраста 35 лет и выбытием другого претендента на получение социальной выплаты Лазаревой А.В.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о правомерности действий ответчика, поскольку на день принятия органом местного самоуправления решения об исключении Лазарева В.И. из списков молодых семей состоящих на учёте в улучшении жилищных условий по программе "Обеспечение жильём молодых семей" ФЦП "Жилище" до 2010г. истец уже достиг возраста 35 лет, а другого претендента - супруга, на получение социальной выплаты в возрасте до 35 лет, в этой неполной семье нет.
Исходя из того, что согласно п.5 "а" Правил, для включения участника подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году возраст участника не должен превышать 35 лет, доводы апелляционного представления прокурора о том, что оснований для исключения из списка Лазарева В.И. как участника подпрограммы не имеется, являются ошибочными, основанными на неправильном пониманиии и толковании норм права.
Предоставляя дополнительные гарантии определённым категориям граждан, Правительство Российской Федерации вправе, учитывая финансовые возможности государства и иные факторы, предусмотреть определённые ограничения для этой категории, в том числе и возвраст, как это указано в выше указанных Правилах.
Более того, данная позиция Правительства Российской Федерации была признана Конституционным Судом Российской Федерации правомерной и изложена Конституционным Судом Российской Федерации в Определении N3-О от 15.01.2015г. "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Сигиной К.В. на нарушение её конституционных прав положениями п. "а" пунтка 6 и подпункта "а" пунтка 18 Правил предоставления моложым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования".
Исходя из того, что орган местного самоуправления составляет списки молодых семей и направляет их в исполнительный орган субъекта РФ, то решения об исключении участников подпрограммы также находится в их компетенции.
Доводы апелляционного представления прокурора о том, что оспариваемым постановлением нарушен конституционный принцип равенства всех перед законом, являются ошибочными по выше изложенным основаниям.
Учитывая изложенное, судебная коллегия считает, что суд правильно применил и истолковал нормы материального права, установил все юридически значимые обстоятельства по делу, дал им соответствующую правовую оценку и постановил законное и обоснованное решение, оснований для отмены которого не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Задонского районного суда Липецкой области от 21 января 2015 года оставить без изменения, а апелляционное представление прокурора Задонского района - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.