Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Пегушина В.Г.,
судей: Малаевой В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Малаевой В.Г.
при секретаре " Ф.И.О. "7
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности " Ф.И.О. "8 на решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 03 декабря 2014 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
" Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 обратились в суд с исковым заявлением к администрации муниципального образования г. Краснодар о сохранении нежилого помещения (балкона) в перепланированном состоянии.
Администрация муниципального образования г. Краснодар обратилась в суд с исковым заявлением к " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 о приведении самовольно перепланированного и (или) переустроенного жилого помещения в первоначальное состояние.
Названные оба иска объединены в одно производство.
В обоснование заявленных требований " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 указано, что они являются собственниками изолированного жилого помещения в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: " ... ". С 10 августа 2013 г. по 20 августа 2013 г. ими произведена перепланировка балкона в указанной квартире с незначительным увеличением его площади с целью утепления и улучшения. До перепланировки площадь балкона составляла 4, 5 кв. м, после перепланировки стала составлять 6,6 кв. м. В связи с тем, что перепланировка балкона выполнена с учетом требований строительных и санитарных норм, не нарушает права и законные интересы собственников других помещений, просят суд сохранить квартиру по адресу: " ... " перепланированном состоянии.
В обоснование заявленных встречных требований администрации муниципального образования г. Краснодар указано, что в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением жилищного законодательства на территории муниципального образования город Краснодар выявлен факт самовольной перепланировки квартиры N " ... ", расположенной по адресу: " ... ", выразившейся в самовольной перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения, устройстве балкона. В связи с чем, просили суд обязать " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 в десятидневный срок после вступления решения суда в законную силу привести самовольно перепланированную и (или) переустроенную квартиру N " ... ", расположенную по адресу: " ... ", в первоначальное состояние, указав в решении суда о том, что если ответчик не исполнит решение суда в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за свой счет с взысканием с ответчика необходимых расходов.
Решением Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 декабря 2014 г. исковые требования " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 удовлетворены.
Сохранено жилое помещение - квартира N " ... ", расположенное по адресу: " ... ", общей площадью 46, 5 кв. м, жилой площадью 34, 7 кв. м в перепланированном состоянии, в состав которого входит: помещение " ... " - жилая комната площадью 13,9 кв. м, помещение " ... " - кухня площадью 7,4 кв. м, помещение " ... " - жилая комната площадью 12,7 кв. м, помещение " ... " - жилая комната площадью 8,1 кв. м, помещение " ... " - ванная площадью 4,4 кв. м, балкон площадью 6,6 кв. м.
В удовлетворении требований администрации муниципального образования г. Краснодар отказано.
В апелляционной жалобе представитель администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности " Ф.И.О. "8 просит решение Первомайского районного суда г. Краснодара от 03 декабря 2014 г. отменить, вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении заявленных исковых требований. В обоснование доводов жалобы указывает, что решение незаконно и необоснованно, вынесено с нарушением норм материального и процессуального права, на основании противоречивых доказательств, без полного исследования всех материалов дела.
Проверив материалы дела, выслушав " Ф.И.О. "1, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя заявленные исковые требования " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что произведенная перепланировка не угрожает жизни и здоровью граждан, соответствует строительным нормам и правилам, что подтверждено представленными заключениями, не нарушает прав и интересов других лиц.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, согласно договору " ... " о передаче в общую долевую собственность квартиры администрацией муниципального образования г. Краснодар от " ... " " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 являются собственниками в общей долевой собственности по 1/3 доли квартиры, общей площадью 46, 7 кв. м, жилой 34 кв. м, расположенной по адресу: " ... ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права.
В соответствии со сведениями технического паспорта квартиры " ... " по " ... ", составленного по состоянию на " ... ", квартира " ... " по " ... " состоит из трех жилых комнат, кухни, ванной комнаты и балкона.
Сведения о балконе в квартире " ... " по " ... " имеются также в техническом паспорте 1987 года, размер балкона на тот момент составлял 1,75 м на 4,30 м.
В период с 10 августа 2013 г. по 20 августа 2013 г. истцами осуществлены перепланировка и переустройство, которые выразились в расширении габаритов балкона. После проведенной перепланировки общая площадь принадлежащего истцам балкона составила 6, 6 кв.м.
В соответствии со ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство жилого помещения представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт жилого помещения. Перепланировка жилого помещения представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт жилого помещения.
Частями 1 и 2 ст. 26 Жилищного кодекса РФ установлено, что переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр.
Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения в орган, осуществляющий согласование, представляет: заявление о переустройстве и (или) перепланировке, правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения; технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения.
Согласно статье 27 Жилищного кодекса РФ отказ в согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения допускается в случае непредставления определенных частью 2 статьи 26 Жилищного Кодекса документов; представления документов в ненадлежащий орган; несоответствия проекта переустройства и (или) перепланировки жилого помещения требованиям законодательства.
Постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 12.08.2010 N 6099 "Об утверждении порядка принятия решений о переводе (об отказе в переводе) жилого (нежилого) помещения в нежилое (жилое) помещение, о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или перепланировки жилых (нежилых) помещений, о согласовании (об отказе в согласовании) сохранения самовольно переустроенных и (или) перепланированных жилых (нежилых) помещений, о признании жилого помещения муниципального и частного жилищного фондов пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, о признании жилых строений на садовом земельном участке пригодным для постоянного проживания в муниципальном образовании город Краснодар" (далее Постановление от 12.08.2010 N 6099) утверждено положение о межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда (Приложение N 7 постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 12.08.2010 N 6099).
Пунктом 3 раздела 2 приложения N 2 "О порядке принятия решений администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании (об отказе в согласовании) переустройства и (или) перепланировки жилого помещения" и пунктом 7 раздела 3 приложения N 7 "Положение о межведомственной комиссии администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда" постановления от 12.08.2010 N 6099 установлено, что вопросы, связанные с переустройством и (или) перепланировкой жилых помещений рассматриваются межведомственной комиссией администрации муниципального образования город Краснодар по использованию жилищного фонда.
Постановлением администрации муниципального образования г. Краснодар от 17 августа 2010 г. N 6153 утвержден состав межведомственной комиссии администрации муниципального образования г. Краснодар по использованию жилищного фонда.
Таким образом, на территории муниципального образования г. Краснодар установлен порядок, а также образован уполномоченный орган по принятию решений о согласовании переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
Приложением N 4 к Постановлению от 12 августа 2010 г. N 6099 установлен порядок принятия решений администрации муниципального образования город Краснодар о согласовании (об отказе в согласовании) сохранения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения.
Пунктом 6 раздела II приложения N 4 к Постановлению от 12 августа 2010 г. N 6099 установлено, что согласование сохранения самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения допускается с учетом требований Жилищного кодекса Российской Федерации, а также соблюдения следующих условий:
самовольное переустройство и (или) перепланировка не затрагивают общее имущество в многоквартирном доме;
самовольное переустройство и (или) перепланировка не затрагивают несущие конструкции и фасад жилого дома;
самовольное переустройство и (или) перепланировка не изменяют назначения помещения.
Для рассмотрения комиссией вопроса о согласовании сохранения самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник соответствующего помещения или уполномоченное им лицо (далее - заявитель) представляет:
заявление на имя главы муниципального образования город Краснодар о сохранении самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии правоустанавливающих документов на самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение;
заключение специализированной организации, органов государственного пожарного надзора, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Краснодарскому краю о соответствии выполненного переустройства и (или) перепланировки требованиям строительных, пожарных, санитарных норм и правил, отсутствии угрозы жизни или здоровью граждан в результате самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения;
технические паспорта самовольно переустроенного и (или) перепланированного жилого помещения до и после проведения самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения с указанием степени износа основных конструктивных элементов помещения и жилого дома в целом либо оценки их технического состояния;
согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя, в том числе временно отсутствующих, занимающих самовольно переустроенное и (или) перепланированное жилое помещение на основании договора социального найма (в случае если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
согласие собственников помещений в многоквартирном доме на переустройство и (или) перепланировку жилого помещения (в случае если переустройство и (или) перепланировка невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме), полученное в порядке, определенном статьями 44 - 48 Жилищного кодекса Российской Федерации;
заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости сохранения самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры, а также в случаях, предусмотренных Законом Краснодарского края от 19.07.2011 N 2316-КЗ "О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны".
В случае, если в ходе проведения самовольного переустройства затронуты газовые сети (оборудование), представлению подлежит также заключение организации, осуществляющей газоснабжение соответствующего многоквартирного дома.
Заявитель вправе не представлять документы, указанные в абзацах пятом и восьмом пункта 6 раздела II настоящего Порядка, а также документы, предусмотренные абзацем третьим пункта 6 раздела II настоящего Порядка в случае, если право на переустроенное и (или) перепланированное помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае непредставления заявителем вышеуказанных документов по собственной инициативе, орган, предоставляющий муниципальную услугу, запрашивает указанные документы их копии, сведения, содержащиеся в них, в государственных органах, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся документы (п. 6.1.).
Пунктом 7 раздела II приложения N 4 к Постановлению от 12.08.2010 N 6099 установлено, что комиссия, изучив представленные документы и произведя осмотр помещения, выносит заключение о согласовании сохранения самовольного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения или об отказе в согласовании сохранения самовольного переустройства и (или) перепланировки.
Данный порядок, установленный Постановлением от 12.08.2010 N 6099, разработан в целях обеспечения единого подхода к решению вопроса по согласованию самовольно проведенного переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.
При этом суд не учел, что в межведомственную комиссию о согласовании перепланировки и переустройства жилого помещения " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 не обращались.
В соответствии со статьей 29 ЖК РФ самовольно переустроившее и перепланировавшее жилое помещение лицо несет предусмотренную законодательством ответственность. Собственник жилого помещения, которое было самовольно переустроено и (или) перепланировано, или наниматель такого жилого помещения по договору социального найма обязан привести такое жилое помещение в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, которые установлены органом, осуществляющим согласование.
Таким образом, установленный законом порядок проведения переустройства и перепланировки " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 нарушен. У истцов отсутствует проектная документация на переустройство и перепланировку жилого помещения, а равно разрешение на переустройство и перепланировку жилого помещения, выданное в установленном порядке. Проведенная перепланировка является самовольной.
Согласно части 2 статьи 40 Жилищного кодекса Российской Федерации, если реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений невозможны без присоединения к ним части общего имущества в многоквартирном доме, на такие реконструкцию, переустройство и (или) перепланировку помещений должно быть получено согласие всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Из приведенных норм права следует, что реконструкция, переустройство и (или) перепланировка помещений, расположенных в многоквартирном доме, требуют получения согласия всех собственников помещений жилого дома, если в результате выполнения строительных работ происходит какое-либо трансформирование общего имущества данного дома.
В соответствии с техническим заключением N " ... " от 27 января 2014 г. специалистом ООО " " ... " установлено, что в квартире увеличен балкон 3,32 х 1,98м следующим образом: металлическая рама балкона сварена из двутавра N 10, расположена на 3-х столбах из трубы диаметром 159 мм, забетонированных на глубину 0,8 м. В стену засверлены отверстия под углом 30 градусов к горизонтали на глубину 20 см с установкой анкеров из А III диаметром 16 мм, с шагом 50 см. Каркас балкона сварен из трубы 60х40 м, приваренной к анкерам из А III диаметром 16 мм, установленным в стену с шагом 60 см по всему периметру каркаса. Балкон остеклен стеклопакетами в металлопластиковых рамах. Полы - металлический лист, толщиной 2, 5 мм. Крыша - металлопрофиль на строительной системе из А III диаметром 16 мм.
В результате указанной перепланировки площадь балкона увеличилась с 4,5 кв. м до 6, 6 кв. м.
В результате произведенных строительных работ по расширению балкона также осуществлено вмешательство в существующие конструктивные элементы фасадной части многоквартирного жилого дома путем примыкания балкона к несущей стене второго этажа многоквартирного дома, то есть в результате этих работ произошло трансформирование общего имущества данного дома (наружной стены).
Гражданско-правовые последствия самовольного переустройства (перепланировки) жилого (нежилого) помещения прописаны в ст. 29 ЖК РФ: собственник или наниматель такого жилого помещения обязаны привести его в прежнее состояние в разумный срок и в порядке, установленном органом, осуществляющим согласование; при невыполнении указанной обязанности по иску названного органа суд может принять решение в отношении собственника - о продаже жилого помещения с публичных торгов, в отношении нанимателя - о расторжении договора социального найма. Одновременно в ч. 4 данной статьи предусмотрено, что на основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Орган местного самоуправления по заявлению гражданина, допустившего самовольное переустройство и (или) перепланировку жилого (нежилого) помещения, не только вправе, но и обязан принять решение о согласовании и сохранении жилого помещения в существующем состоянии для внесения изменений в технический паспорт жилого дома, если гражданином были представлены все необходимые для этого документы, а результаты выполненных им самовольно работ не нарушают права и законные интересы граждан либо не создают угрозу их жизни и здоровью.
Между тем, удовлетворяя требования " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3, суд первой инстанции не учел, что в нарушение ст. 40 Жилищного кодекса Российской Федерации истцами не представлены надлежащим образом заверенные письменные согласия всех собственников общего имущества жилого дома на соответствующую перепланировку и переустройство габаритов балкона квартиры N " ... ". С учетом изложенного, заявителю необходимо было получить согласие всех собственников помещений многоквартирного жилого дома на осуществление перепланировки квартиры N " ... ", что ими не было сделано.
По смыслу ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным нормативным актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно п. 6 ст. 11 Закона Краснодарского края N 896-КЗ от 15.07.2005 "О порядке переустройства и (или) перепланировки нежилых помещений в многоквартирных жилых домах на территории Краснодарского края" споры, возникающие в процессе согласования или проведения переустройства и (или) перепланировки нежилого помещения, разрешаются в судебном порядке.
Вывод суда первой инстанции о том, что произведенная перепланировка помещения может быть сохранена в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, поскольку не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью, судебная коллегия полагает ошибочным. В материалах дела вообще отсутствуют доказательства того, что в результате перепланировки не создается угрозы жизни и здоровью граждан, что перепланировкой также не нарушаются права и законные интересы граждан.
Несостоятелен и вывод суда первой инстанции о том, что произведенной перепланировкой не затрагивается общее имущество многоквартирного дома, поскольку, как указано выше, истцами осуществлялось вмешательство в существующие конструктивные элементы фасадной части многоквартирного жилого дома, которые являются общим имуществом всех собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном жилом доме.
При этом судебной коллегией по гражданским делам Краснодарского краевого суда установлено, что в порядке осуществления муниципального контроля за соблюдением жилищного законодательства на территории муниципального образования город Краснодар был выявлен факт самовольной перепланировки спорной квартиры, выразившейся в самовольной перепланировке и (или) переустройстве жилого помещения, устройстве балкона.
Предписанием администрации муниципального образования город Краснодар от 19 августа 2013 г. " ... " установлен срок для устранения самовольного переустройства (перепланировки) до 31 октября 2013 г.
В установленный срок требования вышеуказанного предписания собственниками квартиры " ... " по " ... " не выполнены, о чем был составлен акт обследования от 15 августа 2013 г., сведения об исполнении предписания с приложением документов, подтверждающих устранение выявленных нарушений, заявителями в отдел по работе межведомственной комиссии муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Горжилхоз" не представлено.
Указанные обстоятельства и требования действующего законодательства судом первой инстанции при рассмотрении дела также оставлены без внимания.
Поскольку заявителями ни суду первой, ни суду апелляционной инстанции не представлено достоверных и достаточных доказательств того, что перепланировка квартиры не создает угрозу жизни и здоровью граждан, что имеется согласие всех собственников жилых и нежилых помещений жилого дома на соответствующую перепланировку спорного помещения, а также разрешения административного органа на переустройство и перепланировку жилого помещения, судебная коллегия пришла к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 к администрации муниципального образования г. Краснодар о сохранении нежилого помещения в перепланированном состоянии не имеется.
Поскольку заявителями нарушен установленный законом порядок проведения переустройства и перепланировки, у них отсутствует проектная документация и разрешение на переустройство и перепланировку спорного жилого помещения, проведенная перепланировка является самовольной, встречные требования администрации муниципального образования город Краснодар к " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 о приведении самовольно перепланированного и (или) переустроенного жилого помещения в первоначальное состояние и об обязании указанных заявителей привести самовольно перепланированную и (или) переустроенную квартиру N " ... " расположенную по адресу: " ... " в первоначальное состояние в силу ст. 29 ЖК РФ подлежат удовлетворению.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку оно вынесено с нарушением норм материального и процессуального права.
В соответствии с п. 2 ст. 328 ГПК РФ суд апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы, представления вправе изменить или отменить решение суда первой инстанции полностью или в части, по основаниям, предусмотренным ст. 330 ГПК РФ, и принять по делу новое решение.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции полагает необходимым решение суда первой инстанции отменить и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 требований в полном объеме и об удовлетворении встречных требований администрации муниципального образования город Краснодар.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
апелляционную жалобу представителя администрации муниципального образования г. Краснодар по доверенности " Ф.И.О. "8 удовлетворить.
Решение Первомайского районного суда г. Краснодара Краснодарского края от 03 декабря 2014 г. отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении искового заявления " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 к администрации муниципального образования город Краснодар отказать.
Встречное исковое заявление администрации муниципального образования город Краснодар к " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 о приведении самовольно перепланированного и (или) переустроенного жилого помещения в первоначальное состояние удовлетворить.
Обязать " Ф.И.О. "1, " Ф.И.О. "2, " Ф.И.О. "3 привести в течение месяца со дня принятия апелляционного определения самовольно перепланированную и (или) переустроенную квартиру N " ... ", расположенную по адресу: " ... ", в первоначальное состояние.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.