Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Зенина В.А.
судей: Башинского Д.А., Роговой С.В.
по докладу Башинского Д.А.
при секретаре Рыбнике В.В.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района Елисеева В.А. на решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 24 декабря 2014 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА:
Шейка Н.П., Шейка А.А., Курбановой (Еременко) А.А. обратились в суд с иском к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, Министерству финансов Российской Федерации об установлении факт обращения с заявлением о включении в списки как пострадавших в результате наводнения, признание права на получение единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения и взыскании единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения.
В судебном заседании Шейка Н.П. и представитель истцов по доверенности Ластовская В.В. поддержали заявленные требования, просили суд их удовлетворить.
Представитель администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района по доверенности Арутюнова Е.Г. в судебном заседании не признала заявленные требования, просила суд отказать в их удовлетворении.
Решением Кропоткинского городского суда от 24 декабря 2014 года исковое заявление Шейка Н.П., Шейка А.А., Курбановой (Еременко) А.А. к администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, Министерству финансов Российской Федерации, об установлении факта обращения с заявлением о включении в списки как пострадавших в результате стихийных бедствий, признании права на получение единовременных социальных выплат и взыскании единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения удовлетворено частично.
Администрация Кропоткинского городского поселения Кавказского района Краснодарского края обязана включить в списки на получение единовременной социальной выплаты - Шейка Н.П., Шейка А.А., Курбанову (ранее Шейка, Еременко) А.А., как пострадавших граждан Российской Федерации в результате стихийных бедствий (наводнения), имеющих право на получение социальной выплаты на приобретение жилых помещений за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение жилого помещении, по норме предоставления общей площади жилого помещении, установленной законом Краснодарского края из расчета предусмотренного на каждого члена семьи.
Признано право Шейка Н.П., на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение жилого помещения общей площадью 33 кв.м., установленной законом Краснодарского края из расчета, предусмотренного на одного человека, как лица лишившегося жилья в результате стихийных бедствий (наводнения), имевших место в июне 2002 года.
Признано право Шейка А.А. с составом семьи супруги - Шейка О.В., сына - Шейка Я.А., на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение жилого помещения общей площадью 54 кв.м., установленной законом Краснодарского края из расчета предусмотренного на три человека как лиц лишившихся жилья в результате стихийных бедствий (наводнения), имевших место в июне 2002 года.
Признано право Курбановой А.А. с составом семьи супруг - Курбанов Ш.М., дочь - Курбанова М.Ш., дочь - Еременко В.В., на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета на приобретение жилого помещения общей площадью 72 кв.м., установленной законом Краснодарского края из расчета предусмотренного на четыре человека, как лиц лишившихся жилья в результате стихийных бедствий (наводнения), имевших место в июне 2002 года.
Суд взыскал с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: в пользу Шейка Н.П. единовременную социальную выплату в сумме 1 122 495 руб., на приобретение жилого помещения из расчета на одного человека; в пользу Шейка А.А., Шейка О.В., Шейка Я.А. единовременную социальную выплату в сумме 1 836 810 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 3 человека; в пользу Курбановой А.А., Курбанова Ш.М., Курбановой М.Ш., Еременко В.В. единовременную социальную выплату в сумме 2 499080 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 4 человека.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, глава Кропоткинского городского поселения Кавказского района Елисеев В.А. просит решение Кропоткинского городского суда от 24 декабря 2014 года отменить. В обоснование доводов жалобы указано, что решение суда незаконно и необоснованно, вынесено с неправильным применением норм материального права.
В отзыве, представленном в суд апелляционной инстанции, представитель Министерства финансов Краснодарского края просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителя администрации Кропоткинского городского поселения по доверенности Арутюнову Е.Г., Шейка Н.П., представителя Шейка А.А. и Курбановой А.А. по доверенностям Ластовскую В.В., представителя Министерства финансов Краснодарского края по доверенности Тарасова Л.Е., представителя управления Федерального казначейства по Краснодарскому краю по доверенности Анкудинову Н.А., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает решение суда первой инстанции подлежащим отмене в части.
Как следует из материалов дела, Шейка Н.П., Шейка А.А. и Еременко А.А. являются собственниками, по 1/3 доли каждый, домовладения расположенного в г.Кропоткине по пер. Санитарному, 7, что подтверждается договором купли-продажи от 15.12.1998 г.
В результате паводка реки Кубань в июне 2002 г. домовладение было залито водой, вследствие чего подверглось разрушению, о чем свидетельствует акт межведомственной комиссии г.Кропоткина N " ... " от 27.06.2002 г. По результатам обследования домовладение отнесено к категории непригодных для постоянного проживания, истцам, как собственникам было выплачено 25 000 руб. на выполнение капитального ремонта для последующего проживания. В сентябре 2002 г. выполнялся восстановительный ремонт домовладения. Однако в дальнейшем произошел значительный подъем грунтовых вод в районе домовладения по пер. Санитарному, 7, в г.Кропоткине, вследствие чего произошло разрушение данного жилого дама.
14.03.2003 г. решением Кропоткинского городского суда, истцы были признаны пострадавшими от наводнения, однако администрацией муниципального образования г.Кропоткина, они не были включены в списки пострадавших на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилья взамен утраченного.
В 2004 г. по поручению главы администрации г.Кропоткина, ООО "Аркада" было проведено новое обследование домовладения по пер.Санитарному, 7, в г.Кропоткине, Краснодарского края.
Из заключения ООО "Аркада" следует, что в жилом доме после его обильного замачивания в результате длительного стояния воды, начались деформации основания, произошла неравномерная осадка стен. Жилой дом утратил нормативные эксплуатационные характеристики, техническое состояние технических конструкций представляет опасность для проживания в здании с учетом физического износа и повреждения конструкций в результате наводнения.
Вышеуказанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Кропоткинского городского суда от 24.06.2008 г. Этим же решением признано незаконным Постановление главы администрации МО город Кропоткин от 21.11.2006 года N1632 "О признании жилого дома пригодным для проживания", и на администрацию муниципального образования город Кропоткин возложена обязанность устранить в полном объеме допущенное нарушение прав истцов связанное с принятием незаконного постановления
25.05.2009 г. Постановлением администрации Кропоткинского городского поселения Кавказского района, было отменено постановление главы администрации муниципального образования г.Кропоткина, Краснодарского края от 21.011.2006 г. N1632" о признании жилого помещения пригодным для проживания.
15 апреля 2011 г. решением Кропоткинского городского суда, было признано незаконным бездействие администрации Кропоткинского городского поселения по неисполнению решения Кропоткинского городского суда от 24 июня 2008 г., этим же решением была возложена обязанность на администрацию городского поселения устранить нарушение прав Шейка Н.П., Шейка А.А., Еременко (ныне Курбановой) А.А. связанные с неисполнением решения Кропоткинского городского суда от 24 июня 2008 г., путем вынесения постановления "О признании жилого помещения непригодным для проживания".
27 мая 2011 г. администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района, было вынесено постановление N526 "О признании жилого дома, расположенного по адресу: г.Кропоткин, пер. Санитарный, 7, непригодным для проживания", в соответствии с заключением о признании жилого дома непригодным для проживания от 27 мая 2011 г. N33, жилой дом, расположенный по адресу: г.Кропоткин, пер. Санитарный, 7, признан непригодным для проживания.
В 2011 г. истцы обратились с заявлениями в администрацию поселения о предоставлении им жилых помещений, поскольку дальнейшее проживание в аварийном доме (непригодном для проживания), представляло опасность.
Согласно отметкам о регистрации по месту жительства, на момент обращения 2011 г., в администрацию Кропоткинского городского поселения о расселении истцов из аварийного дома, в нем были зарегистрированы три собственника со своими членами семьи: Шейка Н.П., Шейка А.А., Шейка О.В., Шейка Я.А., Курбанова А.А., Курбанов Ш.М., Курбанова М.Ш., Еременко В.В., и поэтому администрацией Кропоткинского городского поселения им предоставлялись из расчета не менее чем 6 кв.м. жилой площади на одного человека, то есть из расчета на 8 человек (Шейка Н.П., Шейка А.А., Шейка О.В., Шейка Я.А., Курбанова (Шейка) А.А., Курбанов Ш.М., Еремина В.В., Курбанова М.Ш.) - сумма жилой площади предоставленных жилых помещений маневренного фонда составляла 48,6 кв.м.
30 августа 2011 г. администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района на основании постановления N829 "О заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда с гр. Шейка А.А.", в соответствии с договором найма жилого помещении маневренного фонда N " ... " от 30 августа 2011 г., жилое помещение, состоящее из одной жилой комнаты, общей площадью 38,8 кв.м., жилой площадью 18,1 кв.м, расположенное по адресу: город Кропоткин, микрорайон-1, 16, кв. 56, было предоставлено Шейка Артему Александровичу с членами его семьи составом 3 человека.
21 сентября 2011 г. администрацией Кропоткинского городского поселения Кавказского района на основании постановления от N900 "О заключении договора найма жилого помещения маневренного фонда с Курбановой (Шейка) А.А.", в соответствии с договором найма жилого помещении маневренного фонда N " ... " от 30 сентября 2011 г. жилое помещение, состоящее из двух жилых комнат, общей площадью 60,2 кв.м., жилой площадью 30,5 кв.м., расположенное по адресу: г.Кропоткин, микрорайон-1, 16, кв. 21, было предоставлено Курбановой А.А., с членами его семьи составом 4 человека.
В связи с тем, что их единственное жилое домовладение подверглось разрушению вследствие стихийных бедствий (наводнения), истцы с заявлением в Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и водных отношений Краснодарского края, о предоставлении им социальной выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченного.
06.07.2012 г. на указанное обращение, был дан ответ N " ... ", которым в предоставлении социальной выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченного истцам было отказано.
Согласно справки от 05.07.2013 г. за N " ... ", выданной за подписью главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района, Краснодарского края следует, что жилой дом, расположенный по адресу: город Кропоткин, пер. Санитарный, 7, был залит в результате паводка в июне 2002 г., Шейка H.IL, Шейка А.А., Еременко (Шейка, Еременко) А.А. признаны пострадавшими от паводка, а также в данной справке указано что Шейка Н.П., Шейка А.А., Еременко (Шейка, Еременко) А.А., лишились жилья в результате чрезвычайно ситуации, произошедшей в июне 2002 г.
11.07.2013 г., истцы обратились повторно с заявлением в Департамент по взаимодействию с правоохранительными органами, вопросам гражданской обороны чрезвычайных ситуаций и. водных отношений Краснодарского края о выделении денежных средств из Федерального бюджета РФ на приобретение 3-х квартир, по нормам согласно законодательства РФ, исходя из расчета на каждого человека семьи.
15.08.2013 г. был дан ответ за N " ... ", в котором им было отказано в предоставлении из Федерального бюджета РФ социальной выплаты на приобретение жилых помещений взамен утраченного жилья, которое в результате стихийных бедствий стало непригодным для проживания.
Согласно ст. 40 Конституции РФ - основного закона Российской Федерации, каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии Постановлением Правительства РФ от 07.06.1995 г. N561 (ред. от 22.11.2011 г.) "О государственных жилищных сертификатах, выдаваемых гражданам Российской Федерации, лишившимся жилого помещения в результате чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, террористических актов или при пресечении террористических актов правомерными действиями" государственные жилищные сертификаты выдаются из расчета предоставления гражданам общей площади по социальной норме в размере 33 кв.м. для одиноких граждан, 42 кв.м. на семью из 2 человек и по 18 кв.м. на каждого члена семьи при составе семьи 3 и более человек. Государственные жилищные сертификаты или социальные выплаты выдаются гражданам, постоянно проживающим и зарегистрированным в утраченном жилом помещении на момент чрезвычайной ситуации, стихийного бедствия.
Согласно порядка и условиям выдачи государственных сертификатов или социальных выплат (во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 7 июня 1995 г. N651), утвержденному МЧС, Минстроем РФ и Минфином в целях определения потребности в государственных жилищных сертификатах органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых проживали граждане, лишившиеся жилья в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, по согласованию с эмитентом государственных жилищных сертификатов либо уполномоченным им органом субъекта Российской Федерации, составляются списки пострадавших граждан Российской Федерации, имеющих право на получение этого сертификата, однако по настоящее время истцы, как пострадавшие от стихийных бедствий не включены в списки на получение сертификата - единовременной социальной выплаты для приобретения жилья взамен утраченного, что существенно нарушает право истцов на жилище, установленное Конституцией РФ.
При таких обстоятельствах, поскольку истцы длительное время не могут получить жилье, взамен утраченного в результате стихийного бедствия, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что нарушенные права и законные интересы истцов подлежат защите.
Учитывая изложенное, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены требования истцов о признании за ними права на получение единовременной выплаты на приобретение жилого помещения.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в указанной части в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают, им дана соответствующая правовая оценка.
Доводы жалобы не могут быть приняты судом в качестве основания к отмене решения суда первой инстанции в указанной части, поскольку противоречат установленным по делу обстоятельствам и направлены на ошибочное толкование норм материального права.
Вместе с тем, судом первой инстанции оставлено без внимания, что расчет и порядок выплат единовременных социальных выплат на приобретение жилого помещения, пострадавшего в результате стихийного бедствия, установлен Методическими рекомендациями по оформлению дополнительных документов для рассмотрения вопроса о выделении бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий", утвержденных МЧС России 03.10.2014 г. N2 " ... "
Согласно этим рекомендациям, исполнение судебного решения, в том числе, расчет сумм подлежащих выплате должен производиться полномочным органом государственной власти в порядке, специально предусмотренном законом.
Таким образом, суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования истцов о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации единовременной социальной выплаты, подменил собой орган государственной власти, полномочный на расчет и выплату единовременной социальной выплаты. При этом, истцы не обращались в полномочный орган государственной власти за реализацией признанного за ними права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, отказа в ее выплате не получали.
Кроме того, суд первой инстанции, не в праве был удовлетворять требования истцов о взыскании сумм единовременной социальной выплаты еще и потому, что нарушенное право истцов подлежало восстановлению одним из двух способов, либо путем взыскания указанных выплат, либо признания права на их получение.
Однако в данном случае суд фактически двумя взаимоисключающими способам решил восстановить нарушенные права истцов, что противоречит нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия полагает, что защита нарушенных жилищных прав истцов путем признания их права на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения, в данном случае является достаточной, в связи с чем, признав право на получение указанных сумм, суду первой инстанции в удовлетворении требований истцов о взыскании в их пользу единовременных социальных выплат подлежало отказать.
С учетом изложенного, принимая во внимание положения ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия полагает необходимым в указанной части решение суда первой инстанции отменить и вынести в этой части новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований истцов о взыскании с Министерства финансов РФ единовременных социальных выплат.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 24 декабря 2014 г. в части взыскания с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: в пользу Шейка Н.П. единовременной социальной выплаты в сумме 1 122 495 руб., на приобретение жилого помещения из расчета на одного человека; в пользу Шейка А.А., Шейка О.В., Шейка Я.А. единовременной социальной выплаты в сумме 1 836 810 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 3 человека; в пользу Курбановой А.А., Курбанова Ш.М., Курбановой М.Ш., Еременко В.В. единовременной социальной выплаты в сумме 2 499080 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 4 человека отменить.
Принять в указанной части новое решение.
В удовлетворении исковых требований Шейка Н.П., Шейка А.А., Курбановой (Еременко) А.А. к Министерству финансов Российской Федерации взыскания о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации: в пользу Шейка Н.П. единовременной социальной выплаты в сумме 1 122 495 руб., на приобретение жилого помещения из расчета на одного человека; в пользу Шейка А.А., Шейка О.В., Шейка Я.А. единовременной социальной выплаты в сумме 1 836 810 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 3 человека; в пользу Курбановой А.А., Курбанова Ш.М., Курбановой М.Ш., Еременко В.В. единовременной социальной выплаты в сумме 2 499080 руб., на приобретение жилого помещения с составом семьи 4 человека, отказать.
В остальной части решение Кропоткинского городского суда Краснодарского края от 24 декабря 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу главы Кропоткинского городского поселения Кавказского района Елисеева В.А. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.