Судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда в составе:
председательствующего Бежевцовой Н.В.,
судей Коваленко О.В., Кречетова А.А.,
при секретаре Баль Т.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Большенко Т.Л. об оспаривании действий межведомственной комиссии муниципального образования "Ольский район", не включившей заявителя в список на оказание материальной помощи как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации,
по апелляционной жалобе Большенко Т.Л. на решение Ольского районного суда Магаданской области от 29 декабря 2014 года, которым в удовлетворении заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Магаданского областного суда Кречетова А.А., объяснения Большенко Т.Л., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда
УСТАНОВИЛА:
Большенко Т.Л. обратилась в Ольский районный суд с заявлением о признании действий межведомственной комиссии по оценке ущерба, причиненного наводнением в июле 2014 года на территории муниципального образования "Ольский район" (далее по тексту - межведомственная комиссия), выразившихся в отказе во включении её в список на оказание материальной помощи как пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, незаконными и возложении на межведомственную комиссию обязанности включить её в данный список.
В обоснование заявления указала, что с 31 июля 2014 года на территории муниципального образования "село " ... "" был введен режим чрезвычайной ситуации. В результате чрезвычайной ситуации повреждены находящиеся в её пользовании земельный участок и жилой дом, в котором она проживает с семьей, а также утрачен урожай картофеля.
25 августа 2014 года она обратилась к главе администрации муниципального образования "Село " ... "" с заявлением о включении в список на оказание материальной помощи. В ходе проведенного комиссией муниципального образования обследования жилого помещения и земельного участка составлены акты повреждений, причиненных её имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
Указанные акты, заявление, а также необходимый пакет документов она подала в Магаданское областное государственное казенное учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения "Ольский социальный центр" (далее по тексту - ГКУ "Ольский социальный центр") для выплаты единовременной денежной помощи. Из ГКУ "Ольский социальный центр" её документы были перенаправлены в межведомственную комиссию муниципального образования "Ольский район", а затем возвращены ей в связи с их несоответствием пункту 7 Положения о порядке осуществления единовременной денежной выплаты. Во включении её семьи в список для получения материальной помощи из резервного фонда Правительства Магаданской области отказано.
Определением Ольского районного суда от 22 декабря 2014 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена администрация муниципального образования "Ольский район".
Решением Ольского районного суда от 29 декабря 2014 года в удовлетворении заявления Большенко Т.Л. отказано.
Не согласившись с решением суда, Большенко Т.Л. подала апелляционную жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и принятии нового решения об удовлетворении заявления.
В обоснование жалобы указывает, что её заявление с приложенными документами было перенаправлено в межведомственную комиссию и рассмотрено в нарушение пунктов 4, 9, 10 Положения о порядке осуществления единовременной денежной выплаты, в соответствии с которыми учреждение социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области обязано самостоятельно рассмотреть заявление и осуществить единовременную денежную выплату, либо письменно уведомить гражданина об отказе в предоставлении выплаты.
Не опровергая выводов суда об отсутствии у межведомственной комиссии полномочий на формирование списков граждан для получения единовременной денежной выплаты, полагает, что орган местного самоуправления должен составлять списки по согласованию с межведомственной комиссией, так как она наделена распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и решение комиссии носит обязательный характер.
Считает, что межведомственная комиссия могла и должна была включить её семью в список, поскольку в подтверждение факта владения жилым домом и проживания в нем заявителем представлялись заверенные копии ордера и справки муниципального образования "Село " ... "", то есть ею соблюдены пункты 6, 7 Положения о порядке осуществления единовременной денежной выплаты.
Также обращает внимание на нарушение судом её процессуальных прав отказом в удовлетворении ходатайства об отложении судебного разбирательства в связи наличием причин, препятствовавших её участию в судебном заседании.
Представители заинтересованных лиц - межведомственной комиссии и администрации муниципального образования "Ольский район", извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, причины неявки суду не сообщили. На основании части 2 статьи 257, части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав объяснения заявителя Большенко Т.Л., обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Магаданского областного суда приходит к следующему.
Порядок осуществления единовременной денежной выплаты в случаях возникновения чрезвычайной ситуации на территории Магаданской области установлен Положением о порядке осуществления единовременной денежной выплаты из резервного фонда Правительства Магаданской области гражданам в случаях возникновения чрезвычайной ситуации на территории Магаданской области, утвержденным постановлением Правительства Магаданской области от 30 июля 2014 года N 617-пп (далее по тексту - Положение N 617-пп).
Пунктом 3 указанного Положения N 617-пп (в редакции постановления Правительства Магаданской области от 14 августа 2014 года N 664-пп, действовавшей на дату обращения Большенко Т.Л. с заявлением о включении в список) установлено, что граждане или их представители (законные представители) подают в орган местного самоуправления муниципального образования (городской округ, муниципальный район) (далее - орган местного самоуправления) заявление о включении в список на оказание материальной помощи и (или) финансовой помощи по форме согласно приложению N 1 к настоящему Положению.
В соответствии с пунктом 4 Положения N 617-пп единовременная денежная выплата осуществляется в соответствии со списками граждан, составленными местной администрацией муниципального образования и утвержденными главой местной администрации муниципального образования, актами обследования жилого помещения и (или) иного недвижимого имущества, поврежденного в результате чрезвычайной ситуации, актами обследования утраченного имущества первой необходимости граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, актами обследования земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства, огородничества в случае утраты (гибели) урожая в результате чрезвычайной ситуации, составленными местной администрацией муниципального образования и утвержденными главой местной администрации муниципального образования.
Орган местного самоуправления составляет, а глава местной администрации муниципального образования утверждает списки граждан не позднее 10 рабочих дней со дня поступления соответствующих заявлений граждан. Органы местного самоуправления направляют заявления граждан или их представителей (законных представителей) о включении их в список на оказание материальной и (или) финансовой помощи, а также указанные выше списки и акты обследований в учреждения социальной поддержки и социального обслуживания населения Магаданской области по месту жительства гражданина, о чем уведомляют граждан, включенных в соответствующие списки, не позднее 3 календарных дней после направления заявления (пункт 5 Положения N 617-пп).
В целях выявления объектов, поврежденных в результате наводнения, объективного определения ущерба, причинённого наводнением в июле 2014 года на территории муниципального образования "Ольский район" и обеспечения эффективного расходования бюджетных средств на проведение аварийно-восстановительных работ, постановлением администрации муниципального образования "Ольский район" N 251 от 23 июля 2014 года утверждено Положение о межведомственной комиссии по оценке ущерба, причиненного наводнением в июле 2014 года на территории муниципального образования "Ольский район" (далее по тексту - Положение N 251).
В соответствии с пунктом 1.1 Положения N 251 межведомственная комиссия является временным коллегиальным органом, формируемым администрацией муниципального образования "Ольский район" в связи с наводнением, произошедшим на территории муниципального образования "Ольский район" в июле 2014 года.
Предметом деятельности межведомственной комиссии является организация и проведение обследования имущества, пострадавшего в результате наводнения, произошедшего в июле 2014 года на территории муниципального образования "Ольский район", территории поселений, входящих в его состав, определение ущерба, причиненного указанному имуществу (пункт 2.1 Положения).
Согласно пунктам 4.1, 4.2 Положения N 251 к компетенции межведомственной комиссии относится организация и проведение обследования имущества, пострадавшего в результате наводнения в июле 2014 года на территории муниципального образования "Ольский район", территории поселений, входящих в его состав, определение ущерба, причиненного указанному имуществу.
Межведомственная комиссия по вопросам, входящим в ее компетенцию вправе: производить обследование частных жилых домов (жилых помещений) на предмет их повреждения; производить обследование иного имущества граждан на предмет полной или частичной их утраты; производить обследование объектов транспортной, коммунальной и инженерной инфраструктуры, промышленности, связи и сельского хозяйства, объектов жилищного фонда и социально значимых объектов; определять объём ущерба, причинённого обследованному имуществу; определять объём выплат социального характера, подлежащих выплатам пострадавшим; определять объём работ, необходимых для восстановления объектов, указанных в подпункте "3" настоящего пункта; совершать иные действия в рамках, предусмотренных законодательством, отвечающих предметам и целям деятельности Комиссии.
Состав межведомственной комиссии (приложение N 2 к Положению N 251) утвержден распоряжением администрации муниципального образования "Ольский район" от 23 июля 2014 года N 251 (л.д. 105).
Как установлено судом и следует из материалов дела, 25 августа 2014 года Большенко Т.Л. обратилась к главе администрации муниципального образования "Село " ... "" С. с заявлением о включении её и членов её семьи в список на оказание единовременной материальной помощи в связи с возникновением чрезвычайной ситуации, в результате которой поврежден дом, в котором они проживают, а также в связи с утратой урожая (л.д. 8).
В тот же день (25 августа 2014 года) комиссией в составе представителей муниципального образования "Село " ... "" и депутатов Собрания представителей муниципального образования "Село " ... "" произведено обследование жилого дома и земельного участка Большенко Т.Л., расположенных по адресу: "адрес", по результатам которого составлены акты об установлении повреждения жилого дома и урожая картофеля. Комиссия решила признать семью Большенко Т.Л. пострадавшей и выплатить единовременную материальную помощь (л.д. 9, 10).
Как указала в заявлении Большенко Т.Л., не получив из администрации муниципального образования "Село " ... "" уведомления о включении или отказе во включении в список на получение единовременной материальной помощи, она направила в ГКУ "Ольский социальный центр" заявление о включении в список на оказание материальной помощи и предусмотренные Положением N 617-пп документы.
ГКУ "Ольский социальный центр" заявление и документы Большенко Т.Л. перенаправил в межведомственную комиссию муниципального образования "Ольский район", о чем сообщил заявителю письмом от 16 сентября 2014 года (л.д. 23).
Письмом главы муниципального образования "Ольский район" Ф. от 26 сентября 2014 года N ... Большенко Т.Л. возвращено ранее поданное ею заявление о включении в список на оказание материальной помощи и приложенные к нему документы (л.д. 24).
Считая указанное письмо отказом межведомственной комиссии во включении в список на оказание материальной помощи, Большенко Т.Л. обжаловала его в Ольский районный суд.
Между тем решение о возврате документов заявителю принято главой муниципального образования "Ольский район" Ф., который в состав межведомственной комиссии не входит.
Полномочием на включение граждан в списки на получение единовременной денежной выплаты из резервного фонда Правительства Магаданской области в случае возникновения чрезвычайной ситуации межведомственная комиссия муниципального образования "Ольский район" в соответствии с Положением N 251 не обладает, и согласно материалам дела решения об отказе во включении заявителя в список граждан на получение единовременной денежной выплаты межведомственная комиссия не принимала.
Каких-либо доказательств, подтверждающих рассмотрение межведомственной комиссией заявления Большенко Т.Л. и принятия решения по нему заявитель суду не представил.
Обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что действиями межведомственной комиссии были нарушены права и свободы заявителя, созданы препятствия к осуществлению ею своих прав и свобод, не установлено.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о необходимости отказа в удовлетворении требований заявления Большенко Т.Л.
Суждения и выводы суда первой инстанции основаны на законе и материалах дела, подробно мотивированы в обжалуемом решении, оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.
Доводы апелляционной жалобы о наличии у межведомственной комиссии обязанности включить Большенко Т.Л. в список граждан на получение единовременной денежной выплаты основаны на неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судебной коллегией.
Довод апелляционной жалобы о неправомерности отказа в удовлетворении ходатайства заявителя об отложении судебного разбирательства судебная коллегия находит несостоятельным.
В соответствии с частью 1 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление рассматривается судом в течение десяти дней с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
Неявка в судебное заседание кого-либо из лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления (часть 2 статьи 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
О времени и месте судебного заседания, назначенного на 29 декабря 2014 года, Большенко Т.Л. была извещена надлежащим образом посредством телефонограммы от 24 декабря 2014 года (л.д. 54).
Обратившись 29 декабря 2014 года с ходатайством об отложении судебного заседания (л.д. 58), Большенко Т.Л. доказательств, подтверждающих наличие объективных причин, препятствующих её участию в судебном заседании, суду не представила.
При таких обстоятельствах отказ суда в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания является законным и обоснованным.
Иные доводы апелляционной жалобы правового значения для дела не имеют и не влияют на законность принятого судом решения, не опровергают выводов суда и не содержат указаний на новые, имеющие значение для дела обстоятельства, не исследованные судом первой инстанции.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
С учетом изложенного судебная коллегия не находит доводы апелляционной жалобы убедительными, влекущими отмену решения суда, постановленного в соответствии с требованиями материального и процессуального права.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 328, статьей 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ольского районного суда от 29 декабря 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Большенко Т.Л. - без удовлетворения.
Председательствующий подпись
Судьи подписи
Верно:
Судья Магаданского областного суда А.А. Кречетов
03 марта 2015 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.