Судья Верховного Суда Республики Коми Иванова Е.А.
при секретаре Супрядкиной А.Н.,
рассмотрев 02 июля 2014 года жалобу администрации МО ГО "Усинск" на решение ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена", по которому постановлено:
Постановление главного государственного инспектора безопасности дорожного движения - начальника ГИБДД ОМВД РФ по "Адрес обезличен" ФИО4 от "Дата обезличена" о привлечении Администрации муниципального образования городского округа "Усинск" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, оставить без изменения, а жалобу Администрации муниципального образования городского округа "Усинск", - без удовлетворения,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением начальника ГИБДД ОМВД РФ по "Адрес обезличен" от "Дата обезличена" Администрация МО ГО "Усинск" признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.12.34 КоАП Российской Федерации, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 300 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель Администрации МО ГО "Усинск" обратился в суд с требованием о его отмене.
Решением ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" жалоба администрации МО ГО "Усинск" оставлена без удовлетворения.
Администрация МО ГО "Усинск" обратилась в Верховный Суд Республики Коми с жалобой, в которой просит об отмене решения суда и прекращении производства по делу или о квалификации правонарушения, как малозначительного.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, прихожу к выводу об отмене постановления начальника ГИБДД ОМВД РФ по "Адрес обезличен" и решения судьи по следующим основаниям.
Статьей 12.34 КоАП Российской Федерации предусмотрена административная ответственность за несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог, железнодорожных переездов или других дорожных сооружений либо непринятие мер по своевременному устранению помех в дорожном движении, запрещению или ограничению дорожного движения на отдельных участках дорог в случае, если пользование такими участками угрожает безопасности дорожного движения.
В соответствии с требованиями ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, одним из обязательных условий для привлечения лица как юридического, так и физического лица к административной ответственности является вина, привлекаемого к ответственности лица.
Согласно требованиям ст. 2.2 КоАП РФ вина привлекаемого к административной ответственности лица может быть как умышленной, так и неосторожной.
Основанием для привлечения Администрации МО ГО "Усинск" к административной ответственности послужили выявленные в ходе повседневной проверки "Дата обезличена" нарушения содержания улично-дорожной сети "Адрес обезличен" - отсутствие на нерегулируемом пешеходном переходе "Адрес обезличен" напротив "Адрес обезличен" (гостиница ... ") дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход", что не соответствует требованиям п.5.6.24 ГОСТ Р 52289-2004 "Технические средства организации дорожного движения Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений направляющих устройств" и создает угрозу безопасности дорожного движения.
Как следует из материалов дела, в соответствии с Постановлением администрации МО ГО "Усинск" от "Дата обезличена" "Номер обезличен" дороги общего пользования местного значения городского округа переданы на праве оперативного управления МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства".
В соответствии с Приложением к указанному Постановлению, учреждению на праве оперативного управления передана, в том числе, "Адрес обезличен".
В целях выполнения возложенных на МКУ "Управление жилищно-коммунального хозяйства" функций учреждение заключило муниципальный контракт с ИП ФИО5 от "Дата обезличена" "Номер обезличен" на выполнение работ по обслуживанию дорожных знаков, расположенных на проезжей части городских дорог в "Дата обезличена".
"Дата обезличена" сотрудниками производственного отдела МКУ "УЖКХ" было обнаружено отсутствие дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2 на пешеходном переходе "Адрес обезличен" напротив "Адрес обезличен".
Один знак - 5.19.1, был найден в снежном отвале на краю дороги, отреставрирован ИП ФИО5 и установлен "Дата обезличена" на прежнее место.
"Дата обезличена" в адрес МКУ "УЖКХ" поступило письмо от начальника ГИБДД, которым предприятие извещалось о возбуждении дела об административном правонарушении по факту отсутствия на перекрестке "Адрес обезличен" напротив "Адрес обезличен" дорожных знаков 5.19.1 и 5.19.2.
В связи с отсутствием в наличии у МКУ "УЖКХ" дорожного знака 5.19.2 "Пешеходный переход" "Дата обезличена" в адрес начальника ГИБДД ОМВД РФ по "Адрес обезличен" было направлено письмо о переносе сроков установки дорожных знаков на перекрестке "Адрес обезличен" напротив "Адрес обезличен" связи с необходимостью их закупки.
В соответствии с актом выполненных работ от "Дата обезличена" была произведена установка недостающих дорожных знаков 5.19.2 "Пешеходный переход" и 2.1 "Главная дорога" на нерегулируемом пешеходном переходе "Адрес обезличен".
Признавая правильным привлечение АМО ГО "Усинск" к административной ответственности по ст. 12.34 КоАП РФ, суд исходил из того, что именно на администрации МО ГО "Усинск" в соответствии с Уставом города лежит обязанность по содержанию дорог общего пользования, что включает в себя и содержание дорожных знаков и разметки, в связи с чем администрация МО ГО "Усинск" и должна нести административную ответственность за содержание дороги в ненадлежащем состоянии.
Данный вывод суда сделан без учета следующих требований закона.
В соответствии с требованиями п.5 ч.1 ст. 16 ФЗ от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа, в частности, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно (часть 3 статьи 17 названного Закона).
Пункт 6 статьи 13 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) также относит к числу полномочий органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии с частью 3 статьи 15 Закона об автомобильных дорогах осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
На основании вышеизложенных норм права, администрация МО ГО "Усинск" в пределах своей компетенции организовала осуществление дорожной деятельности и делегировала соответствующие полномочия входящему в её структуру отраслевому исполнительному органу.
Таким образом, администрация МО ГО "Усинск" в целях обслуживания дорог местного значения, передала указанные автодороги в оперативное управление МКУ "УЖКХ", которое и несет персональную ответственность за содержание дорог внутри городского округа в надлежащем состоянии.
Доказательств тому, что именно действия АМО ГО "Усинск" сделали невозможным уполномоченному лицу выполнить обязанности по надлежащему содержанию дорог, не представлено.
В статье 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1 статьи 1.5).
Установленными в судебном заседании доказательствами подтверждается, что администрация МО ГО "Усинск" в пределах своих полномочий приняла все зависящие от неё меры по содержанию дорог в границах городского округа в надлежащем состоянии.
Таким образом, в действиях администрации МО ГО "Усинск" отсутствует субъективная сторона вменяемого правонарушения.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае отсутствия в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности состава административного правонарушения.
При изложенных обстоятельствах и приведенных доказательствах в действиях администрации МО ГО "Усинск" отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.34 КоАП РФ, и к административной ответственности юридическое лицо привлечено незаконно.
Отсутствие состава административного правонарушения отнесено п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ к обстоятельствам, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Поэтому состоявшиеся по делу постановление ГИБДД ОМВД РФ по г.Усинску и решение Усинского городского суда подлежат отмене, а производство по административному делу прекращению за отсутствием в действиях администрации МО ГО "Усинск" состава административного правонарушения.
Руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП Российской Федерации,
РЕШИЛ:
постановление главного государственного инспектора безопасности дорожного движения - начальника ГИБДД ОМВД РФ по "Адрес обезличен" ФИО4 от "Дата обезличена" N "Адрес обезличен" и решение судьи ... городского суда Республики Коми от "Дата обезличена" отменить.
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.12.34 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении администрации МО ГО "Сыктывкар" - прекратить.
Судья Е.А. Иванова
Копия верна:
Судья Е.А. Иванова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.