СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего судьи Харманюк Н.В.,
судей Костенко Е.Л., Перминовой Н.А.,
при секретаре Вахниной Т.В.,
рассмотрев в судебном заседании 08 декабря 2014 года дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2014 года, по которому постановлено:
"Исковые требования Захаровой Л.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми включить период нахождения Захаровой Л.Н. в отпуске по уходу за ребенком с ... года по ... года в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в целях установления повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми установить Захаровой Л.Н. (СНИЛС ... ) с ... года повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости в связи с работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, с последующими повышениями на индексы, установленные Правительством РФ.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми произвести перерасчет размера трудовой пенсии Захаровой Л.Н. с ... года в связи с установлением повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, с выплатой истице недополученных сумм пенсии и последующим установлением нового размера пенсии.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми в доход бюджета МОГО " У" государственную пошлину в размере ... ( ... ) рублей".
Заслушав доклад судьи Харманюк Н.В.,, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Захарова Л.Н обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми об обязании включить период нахождения в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, установить ей повышенный фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001 с ... года и произвести в связи с этим перерасчет размера трудовой пенсии с этой же даты. В обоснование иска указав, что решением органа пенсионного обеспечения от "Дата обезличена" N ... ей отказано в установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части пенсии, определяемого в соответствии с положениями п. 7 ст. 14 Федерального закона N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" от 17.12.2001; основанием к отказу явилось отсутствие необходимого стажа работы в районах Крайнего Севера.
В судебном заседании Захарова Л.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено приведённое выше решение.
В апелляционной жалобе ГУ - УПФР в г. Ухте РК просит об отмене решения суда как незаконное и необоснованное.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание судебной коллегии не явились, в связи с чем на основании статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми находит возможным рассмотрение дела в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Из материалов дела следует, что Захарова Л.Н., ... года рождения, является получателем трудовой пенсии по старости с ... года.
Истец состояла в трудовых отношениях с ... в должности ... , в период с ... по ... находилась в отпуске по уходу за ребенком, что подтверждается трудовой книжкой и справкой от "Дата обезличена" N ... , выданной работодателем.
"Дата обезличена" Захарова Л.Н. обратилась к ответчику с заявлением об установлении повышенного фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии, определяемого в соответствии с п. 7 ст. 14 Федерального "О трудовых пенсиях в РФ".
Решением Управления Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми от ... года N ... Захаровой Л.Н отказано в удовлетворении данного заявления в связи с отсутствием требуемого данной нормой закона стажа работы в районах Крайнего Севера, поскольку период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенном размере не подлежит учёту.
Конституция Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 часть 1). Определение механизма реализации данного конституционного права, в том числе установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан и правил исчисления их размеров, относится к компетенции законодателя (статья 39 часть 2), который вправе предусмотреть особые условия исчисления пенсий для отдельных категорий граждан в зависимости от объективно значимых обстоятельств.
Федеральный закон от 01 декабря 2007 года N 312-ФЗ (абзацы первый и второй пп. "а" п. 1 ст. 1) дополнил статью 14 названного Закона пунктом 4.2, предусматривающим установление повышенного размера базовой части трудовой пенсии по старости лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к ним, при наличии одновременно двух условий: стажа работы определенной продолжительности в указанных районах и местностях (не менее 15 календарных лет) и страхового стажа (не менее 25 лет у мужчин и не менее 20 лет у женщин).
Согласно пункту 7 статьи 14 Федерального закона РФ от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции Федерального закона РФ от 24 июля 2009 года N 213-ФЗ) лицам (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, не имеющим на иждивении нетрудоспособных членов семьи, фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости устанавливается в сумме 3 843 рублей в месяц.
Таким образом, условием для назначения повышенных размеров базовых частей трудовой пенсии является наличие у женщин страхового стажа 20 лет и стажа в районах Крайнего Севера 15 лет, независимо от места жительства и возраста гражданина.
До введения в действие Закона РФ от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 Кодекса законов о труде РСФСР предусматривала включение в специальный трудовой стаж периодов нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком.
В соответствии с п. 7 разъяснения "О порядке предоставления женщинам частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет", утвержденного Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 29.11.1989 N 23/24-11, время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет засчитывается как в общий, так и в непрерывный стаж работы и в стаж работы по специальности, в том числе: при назначении пособий по государственному социальному страхованию, при назначении государственных пенсий, при выплате единовременного вознаграждения или надбавок к заработной плате за выслугу лет и стаж работы по специальности и вознаграждения за годовые результаты работы предприятия; в стаж работы по специальности при установлении окладов работникам просвещения, здравоохранения, библиотечным работникам и некоторым другим специалистам; при предоставлении льгот лицам, работающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в Карельской АССР, Коми АССР, Архангельской области; в других случаях, когда от стажа зависит получение каких-либо льгот. Время отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет засчитывается также в стаж, дающий право на пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Во всех случаях исчисления общего, непрерывного стажа работы и стажа работы по специальности время частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет учитывается в том же порядке, как работа или соответственно учеба, в период которой предоставлены указанные отпуска.
С принятием указанного Закона, вступившего в законную силу 06 октября 1992 года, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в специальный трудовой стаж.
Суд первой инстанции, приняв во внимание, что период, о включении которого просит истец в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имел место до 06 октября 1992 года, исходя из положений статей 6 (части 2), 15 (части 4), 17 (части 1), 18, 19, 55 (части 1) Конституции Российской Федерации, предполагающих правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимых для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, правильно истолковав положения закона, регулирующего спорные правоотношения, пришел к обоснованному выводу, что ответчик необоснованно отказал в перерасчете пенсии, возложив на ответчика обязанность включить спорный период в стаж в МКС в целях установления фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в повышенных размерах и произвести соответствующий перерасчет.
Вывод суда первой инстанции основан на правильном применении к спорным правоотношениям положений пункта 7 статьи 14 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П, подтверждаются представленными при разрешении спора доказательствами, которым судом первой инстанции дана полная и всесторонняя оценка в соответствии со статьями 55, 56, 67, 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 27 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 06 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Таким образом, истец в соответствии с ранее действовавшим законодательством имела право на включение периода отпуска по уходу за ребенком во все виды стажей, в связи с этим такой же порядок исчисления стажа в отношении нее должен сохраниться.
Поскольку период отпуска Захаровой Л.Н. по уходу за ребенком имел место до 06 октября 1992 г. (предоставлен с ... года), период нахождения истца в отпуске по уходу за ребенком с ... по ... подлежит включению в специальный стаж.
Доводы апелляционной жалобы ГУ - УПФ РФ в г.Ухте РК о том, что Федеральный закон от 01.12.2007 г. N 312-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", устанавливающий правовое регулирование в части повышения размера фиксированного базового размера страховой части пенсии по старости, вступил в силу с 01.01.2008 г., в связи с чем исчисление стажа работы в районах Крайнего Севера в целях реализации Закона N 312-ФЗ должно производиться без учета норм ранее действовавшего законодательства, несостоятельны, поскольку основаны на неправильном толковании закона.
Иные доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку исследованных судом первой инстанции доказательств, на иное толкование действующего законодательства, не содержат новых обстоятельств, которые не были предметом обсуждения суда первой инстанции или опровергали бы выводы судебного решения, в связи с чем, не влияют на правильность судебного решения.
Решение суда является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 26 сентября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми - без удовлетворения.
Председательствующий -
Судьи -
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.