Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Королевой С.В.
судей Слиж Н.Ю., Касянчук Е.С.
при секретаре Климовиче С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ООО "Карелэнергоресурс" на решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 18 ноября 2014 г. по иску прокурора Суоярвского района, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ООО "Карелэнергоресурс", ООО "МП "Коммунальщик" об обязании совершить определенные действия.
Заслушав доклад судьи Слиж Н.Ю., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Суоярвского района обратился с исковыми требованиями в интересах неопределенного круга лиц по тем основаниям, что в ходе проведенной прокуратурой проверки исполнения законодательства при подготовке организаций и предприятий ЖКХ к отопительному периоду ( ... ) г.г. по состоянию на ( ... ) было установлено следующее: ООО "Карелэнергоресурс" (теплоснабжающая организация) и ООО "МП "Коммунальщик" (организация, оказывающая услуги по производству и транспортировке тепловой энергии) не создан нормативный запас топлива на котельных Суоярвского городского поселения; ненадлежащим образом осуществляется подготовка к отопительному сезону ( ... ) г.г. - выявлены нарушения Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (список выявленных нарушений отражен в соответствующей справке); кроме того на котельных отсутствует резервный источник электропитания. Просил суд обязать ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" обеспечить в течение всего отопительного сезона ( ... ) г.г. в Суоярвском городском поселении в наличии общий нормативный запас топлива в объеме ( ... ) тонн угля, ( ... ) тонн мазута; обязать ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" провести на котельных обязательные мероприятия, предусмотренные соответствующими пунктами Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв.приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115); обязать администрацию МО "Суоярвское городское поселение" обеспечить котельные, расположенные в г.Суоярви, резервными источниками электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения в течение отопительного периода ( ... ) г.г. на территории г.Суоярви.
В последующем исковые требования в части обязания ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" провести на котельных обязательные мероприятия, предусмотренные соответствующими пунктами Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок были изменены, с указанием конкретных действий, обязанность по совершению которых прокурор просил суд возложить на ООО "МП "Коммунальщик" и ООО "Карелэнергоресурс". Одновременно был представлен отказ от заявленных требований об обязании ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" обеспечить в течение всего отопительного сезона ( ... ) г.г. в Суоярвском городском поселении в наличии общий нормативный запас топлива в объеме ( ... ) тонн угля, ( ... ) тонн мазута, а также от требований обязать администрацию МО "Суоярвское городское поселение" обеспечить котельные, расположенные в г.Суоярви резервными источниками электропитания мощностью, необходимой для обеспечения теплоснабжения в течение отопительного периода ( ... ) г.г. на территории г.Суоярви. Определением суда от ( ... ) производство по делу в указанной части требований прекращено.
Решением суда исковые требования удовлетворены в полном объеме. Суд обязал ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" провести на территории муниципального образования "Суоярвское городское поселение" обязательные мероприятия, предусмотренные Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок (утв. приказом Минэнерго РФ от 24.03.2003 N 115), в котельных: " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ). " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), а именно: - разработать и утвердить инструкции, схемы и другие оперативные документы (п.2.8.2 ПТЭТЭ); провести поверку манометров, установленных на всех тепловых установках котельных с записью в журнал поверки манометров (п.2.9 ПТЭТЭ); подписать арматуру котельных надписями, определяющими её назначение (п.5.2.9 ПТЭТЭ); обозначить на арматуре котельных указатели направления вращения штурвалов (п.5.2.9 ПТЭТЭ); установить таблички с данными на все предохранительные клапаны котлов (п.5.3.25 ПТЭТЭ); оснастить котельные исправными первичными средствами пожаротушения (огнетушителями) (п.2.11 ПТЭТЭ); установить таблички с данными на корпуса сетевых насосов (п.5.1.2 ПТЭТЭ); обеспечить учет и регистрацию отпуска тепловой энергии (п.2.2.5, п.2.5.1 ПТЭТЭ); вывесить схемы с обозначением запорной, регулирующей и предохранительной арматуры (п. 2.8.3 ПТЭТЭ); разработать инструкции по эксплуатации дымовых труб и газоходов котельных (п.3.3.10 ПТЭТЭ); назначить ответственного за эксплуатацию и ремонт здания котельных (п.3.1.3 ПТЭТЭ); назначить ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и его заместителя (п.2.1.2 ПТЭТЭ); устранить "прогары" на металлической дымовой трубе на котельной по ул. ( ... ) котельная " ( ... )" (п.3.3.13, п.3.3.15 ПТЭТЭ); устранить трещины фундамента дымовой трубы и обеспечить исправное состояние деревянного навеса над угольным складом котельной на ул. ( ... ) котельная " ( ... )" (п.3.3.1, п.3.3.13, п.3.3.15 ПТЭТЭ). Взыскал с ООО "Карелэнергоресурс" и ООО "МП "Коммунальщик" в доход бюджета Суоярвского Муниципального района Республики Карелия государственную пошлину в сумме ( ... ) рублей, по ( ... ) рублей с каждого из ответчиков.
С решением суда не согласен ответчик ООО "Карелэнергоресурс". В апелляционной жалобе просит его изменить или отменить и вынести по делу новое решение. В обоснование жалобы указывает, что Прокурор обосновывает свои требования п. 3.3.1, п. 3.3.13, п. 3.3.15 Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденных Приказом Минэнерго РФ N 115 от 24.03.2003, однако указанные пункты не могут являться обоснованием требований прокурора, поскольку не несут в себе требований о производстве какого-либо вида ремонтных работ. Поясняет, что для возложения обязанности по устранению трещины фундамента, устранению "прогаров" либо обеспечению исправного состояния деревянного навеса над угольным складом котельной, необходимо определить, к какому виду ремонтных работ относится то или иное требование. Для этого, заинтересованные стороны проводят обследование зданий, сооружений и составляют акт или иной документ, определяющий вид и необходимые объемы ремонтных работ. Полагает, что это необходимо для того, чтобы требования были исполнимы. Считает, что ни прокурором, ни решением суда не установлено, какой комплекс ремонтных работ понимается под "обеспечением исправного состояния деревянного навеса над угольным складом котельной на ул. Гагарина д. 6", а также каким образом и какими материалами должны быть устранены трещины фундамента дымовой трубы. Указывает, что отсутствие четко определенного комплекса работ, необходимого для исполнения того или иного требования прокурора или указания на то, какие действия будут свидетельствовать об исполнении решения суда, делают судебный акт заведомо неисполнимым. Кроме того, поясняет, что исковые требования заявлены по результатам проверки, проводимой прокуратурой Суоярвского района совместно с представителем Ростехнадзора по состоянию на ( ... ). При этом, указывает, что в обоснование своих требований истец представил только справки о выявленных нарушениях при эксплуатации котельных и тепловых сетей, участвующих в обеспечении теплоснабжения потребителей тепловой энергией, доказательств, подтверждающих фактическое наличие указанных в справке нарушений, в том числе и на момент вынесения решения суда, представлено не было. Поясняет, что администрацией муниципального образования "Суоярвский район" был выдан паспорт готовности к отопительному периоду ( ... ) г.г. объектов ООО "Карелэнергоресурс". Ссылаясь на п.9 раздела II Правил оценки готовности к отопительному периоду, указывает, что паспорт готовности составляется в случае, если объект проверки готов к отопительному периоду, т.е. в случае, если ресурсоснабжающей организацией соблюдены требования раздела III Правил оценки готовности к отопительному сезону. Поясняет, что в соответствии с актом проверки готовности к отопительному периоду ( ... ) г.г. от ( ... ), составленным уполномоченной комиссией и являющимся основанием для выдачи паспорта готовности к отопительному периоду ( ... ) г.г., ООО "Карелэнергоресурс" выполнило требования о готовности к отопительному периоду для теплоснабжающих и теплосетевых организаций. Следовательно, не выполненные в срок предписания уполномоченных органов, а также иные нарушения действующего законодательства о теплоснабжении, в отношении ООО "Карелэнергоресурс" по состоянию на ( ... ) отсутствовали. Кроме того, указывает, что согласно п. 2 Правил оценки готовности к отопительному периоду, утвержденных приказом Минэнерго России N 103 от 12.03.2013, проверка муниципальных образований осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, проверка теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей тепловой энергии к отопительному периоду осуществляется органами местного самоуправления поселений, городских округов. Поясняет, что во исполнение указанной нормы, постановлением Администрации муниципального образования "Суоярвский район" N 741 от 02.10.2014 была утверждена программа проведения проверки готовности к отопительному периоду ( ... ) г.г., в рамках которой проверялись объекты ООО "Карелэнергоресурс" на соответствие требованиям действующего законодательства. При этом, справки о выявленных нарушениях, являющиеся единственным доказательством прокурора в обоснование своих требований, выданы представителем Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, уполномоченным в соответствии с вышеизложенной нормой на проведение проверок муниципальных образований, а не теплоснабжающих организаций. Таким образом, полагает, что исковое заявление прокурора Суоярвского района, принято судом к производству после утверждения уполномоченным в соответствии с Правилами оценки готовности к отопительному периоду органами порядка проведения проверки готовности к отопительному периоду. В обоснование своих требований прокурором представлен документ, который носит для теплоснабжающей организации лишь рекомендательный характер до момента проведения органом местного самоуправления уполномоченной проверки готовности объектов к отопительному периоду.
При рассмотрении жалобы судом апелляционной инстанции представитель МО "Суоярвский район" Сухорукова С.И. доводы жалобы поддержала, прокурор Крылов Д.И. с жалобой не согласился, полагал решение суда законным.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражений, выслушав участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" надежность теплоснабжения определяется таким состоянием системы теплоснабжения, при котором обеспечиваются качество и безопасность теплоснабжения. В свою очередь безопасность теплоснабжения обеспечивается соблюдением определенных норм и требований, установленным принимаемыми во исполнение Федерального закона и в соответствии с ним нормативными актами. С целью обеспечения надежной, безопасной и рациональной эксплуатации теплоустановок и содержания их в исправном состоянии приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 утверждены "Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок" (далее - ПТЭТЭ). ПТЭТЭ установлены требования по технической эксплуатации следующих тепловых энергоустановок: производственных, производственно-отопительных и отопительных котельных с абсолютным давлением пара не более 4,0 МПа и с температурой воды не более 200 град. С на всех видах органического топлива, а также с использованием нетрадиционных возобновляемых энергетических ресурсов; паровых и водяных тепловых сетей всех назначений, включая насосные станции, системы сбора и возврата конденсата, и других сетевых сооружений; систем теплопотребления всех назначений (технологических, отопительных, вентиляционных, горячего водоснабжения, кондиционирования воздуха), теплопотребляющих агрегатов, тепловых сетей потребителей, тепловых пунктов, других сооружений аналогичного назначения. Пунктом 1.3 ПТЭТЭ установлено, что электрооборудование тепловых энергоустановок должно соответствовать правилам устройства электроустановок.
Из материалов дела следует, что в результате проверок тепловых энергоустановок, находящихся в пользовании ООО "Карелэнергоресурс" на территории муниципального образования "Суоярвское городское поселение" Республики Карелия, выявлены нарушения обязательных требований, а именно:
В котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной
котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ), котельной " ( ... )", расположенной по адресу: ( ... ): отсутствует перечень необходимых инструкций, схем и других оперативных документов (п.2.8.2 ПТЭТЭ); не проведена поверка манометров установленных на всех тепловых установках котельных с записью в журнал поверки манометров. Журнал отсутствует (п.2.9 ПТЭТЭ); арматура каждой котельной не имеет надписей, определяющей ее назначение (п.5.2.9 ПТЭТЭ); не вся арматура котельных имеет указатели направления вращения штурвалов (п.5.2.9 ПТЭТЭ); не все предохранительные клапана котлов имеют таблички с данными (п.5.3.25 ПТЭТЭ); на корпусах сетевых насосов отсутствуют таблички с указанием основных данных (п.5.1.2 ПТЭТЭ); отсутствует учет и регистрация отпуска тепловой энергии (п.2.2.5, п.2.5.1 ПТЭТЭ); в котельных не вывешены схемы, с обозначением запорной, регулирующей и предохранительной арматуры (п.2.8.3 ПТЭТЭ); не назначены распорядительным документом ответственный за эксплуатацию и ремонт здания котельной (п.3.1.3 ПТЭТЭ); ответственные за исправное состояние и безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок и их заместители не назначены распорядительным документом руководителя организации (п.2.1.2 ПТЭТЭ); не разработаны инструкции по эксплуатации дымовых труб и газоходов котельных п.3.3.10 ПТЭТЭ); на металлической дымовой трубе котельной " ( ... )" по ул. ( ... ) имеются "прогары", которые необходимо устранить (п.3.3.13, п.3.3.15 ПТЭТЭ); фундамент дымовой трубы котельной " ( ... )" на ул. ( ... ), имеет трещины и требует ремонта (п.3.3.13, п.3.3.15 ПТЭТЭ); деревянный навес над угольным складом на котельной " ( ... )" по ( ... ) в аварийном состоянии и требует демонтажа или ремонта (п.3.3.1 ПТЭТЭ).
ООО "Карелэнергоресурс" является арендатором вышеуказанных котельных согласно договору аренды от ( ... ) N ( ... ), заключенному с ООО "Техмат". В силу ч.2 ст.616 ГК РФ арендатор обязан поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды.
Согласно п. ( ... ) вышеуказанного договора аренды арендатор взял на себя обязательства до начала отопительного сезона провести регламентные работы по текущему обслуживанию оборудования котельной и подготовке котельной к работе; содержать имущество в состоянии эксплуатационной готовности в соответствии с нормативно-технической документацией, а также своевременно проводить необходимые плановые и текущие обследования, плановый и текущий ремонт. При этом согласно положениям п. ( ... ) договора арендатор в процессе исполнения договора не ограничен в выборе своего поставщика, подрядчиков или субподрядчиков для выполнения работ, приобретению товаров и услуг.
( ... ) между ООО "Карелэнергоресурс" (Заказчик) и ООО "МП "Коммунальщик" (Исполнитель) был заключен договор возмездного оказания услуг N ( ... ) на производство и транспортировку тепловой энергии, предметом которого является выполнение Исполнителем в числе прочего работ по техническому облуживанию, аварийному и текущему ремонту объектов коммунальной инфраструктуры Суоярвского района (п. ( ... ) договора). Исполнитель выполняет работы на оборудовании и с использованием производственных мощностей Заказчика, указанных в Приложении N 1 к договору (п. ( ... ) договора). При этом договором определены понятия "технического обслуживания", "аварийного ремонта" и "текущего ремонта" (п.п. ( ... ) договора).
С учетом приведенного правового обоснования, установленных обстоятельств, исследованных доказательств, судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции о возложении испрашиваемой обязанности как на арендатора - ответчика ООО "Карелэнергоресурс", так и на ООО "МП "Коммунальщик". Возлагая соответствующую обязанность на данных ответчиков, суд первой инстанции верно исходил из того, что на момент рассмотрения спора стороной ответчика, вопреки требованиям ст.56 ГПК РФ, распределяющей бремя доказывания юридически значимых обстоятельств по делу, не было представлено доказательств, свидетельствующих об устранении выявленных недостатков на котельных, отраженных в справке Ростехнадзора о выявленных нарушениях при эксплуатации котельных и тепловых сетей от ( ... ) (их частичном устранении, либо отсутствии таких недостатков). Факт наличия известных недостатков был подтвержден в числе прочего вышеуказанной справкой Ростехнадзора, не опровергнутой стороной ответчика и оцененной судом по правилам ст.67 ГПК РФ. Данное обстоятельство также подтверждается актом N ( ... ) проверки готовности к отопительному периоду ( ... ) гг. от ( ... ), согласно которому в числе прочих Суоярвское городское поселение не было готово к отопительному периоду (не выполнены требования по готовности), служебной запиской главного инженера ООО "Карелэнергоресурс", объяснениями, отобранными у представителя ООО "МП "Коммунальщик", а также пояснениями специалиста Ростехнадзора Республики Карелия - ( ... ). данными им в суде апелляционной инстанции.
Не опровергает вышеуказанные выводы суда и паспорт готовности к отопительному периоду ( ... ) гг. объектов ООО "Карелэнергоресурс", на который ссылается в жалобе сторона ответчика, поскольку названный документ не подтверждает факт отсутствия (устранения) известных недостатков.
Поскольку наличие выявленных недостатков в эксплуатации котельных свидетельствует о ненадлежащем выполнении взятых на себя ООО "Карелэнергоресурс" договорных обязательств, равно как и требований действующего законодательства, по существу правильным является решение суда первой инстанции об удовлетворении заявленных требований прокурора, выступающего в интересах неопределенного круга лиц.
Доводы жалобы, по сути, направлены на иную оценку имеющихся в деле доказательств, оснований к чему судебная коллегия не усматривает. Таковые не содержат в себе обстоятельств, свидетельствующих об ошибочности выводов суда первой инстанции и влекущих отмену оспариваемого судебного постановления. Решение постановлено судом при правильном определении юридически значимых по делу обстоятельств, верном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем является законным. Оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Суоярвского районного суда Республики Карелия от 18 ноября 2014 г. по настоящему делу оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика ООО "Карелэнергоресурс" - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.