Судья суда Еврейской автономной области Дроботов А.Н.,
с участием:
лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, - Аладорта Д.Б.,
его защитника К.,
должностного лица, вынесшего постановление по делу об административном правонарушении, - Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) И.,
рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении:
Аладорта Д. Б., " ... ",
по жалобе Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) И. на решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 февраля 2015 года,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. от 28.11.2014 генеральный директор ООО " О." Аладорт Д.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Административное правонарушение выразилось в том, что по заключению проведённой работодателем в 2010 году аттестации с последующей выдачей сертификата со сроком действия до 02 июля 2015 года рабочее место повара в ООО " О." по условиям труда (вредности и опасности) отнесено к классу 3.1, однако в нарушение требований трудового законодательства поварам Э. и С. оплата труда в повышенном размере не производилась, в том числе в сентябре и октябре 2014 года.
Решением судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 10.02.2015 указанное постановление должностного лица по результатам рассмотрения жалобы Аладорта Д.Б. отменено, производство по делу прекращено.
В своей жалобе в суд ЕАО Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) И. просит решение судьи районного суда отменить, а вынесенное ею постановление о привлечении Аладорта Д.Б. к административной ответственности оставить без изменения.
В обоснование своей жалобы со ссылкой на нормы Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ), на Постановление Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870, на решения Верховного Суда Российской Федерации от 14.01.2013 N АКПИ12-1570 и от 04.06.2013 N АКПИ13-411 заявитель указывает на то, что нормы закона, закрепляющие гарантии и компенсации за работу во вредных и (или) опасных условиях труда, имеют императивный характер и не наделяют работодателя правом по собственному усмотрению принимать решение о том, представлять данные гарантии и компенсации работнику или нет. При определении по результатам аттестации с последующей сертификацией рабочего места повара по степени вредности и опасности факторов производственной среды и трудового процесса класса вредности 3.1 работодатель был обязан начислять и выплачивать работнику надбавку к заработной плате не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада).
В судебном заседании суда ЕАО Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) И. свою жалобу поддержала, просила её удовлетворить.
Генеральный директор ООО " О." Аладорт Д.Б. в отношении удовлетворения жалобы возражал, пояснив, что в ООО " О." была произведена сертификация рабочих мест.
Его защитник К., допущенная судом в процесс по его ходатайству, полагала, что Аладорт Д.Б. не совершал противоправных действий, указывая на проведённую в ООО " О." сертификацию рабочих мест, а также полагала незаконным постановление о привлечении Аладорта Д.Б. к административной ответственности, указав на имеющуюся в постановлении ссылку на карту аттестации рабочих мест от 08.07.2008, тогда как сертификация рабочих мест в ООО " О." была проведена в 2010 году, и был выдан сертификат на 5 лет.
В свою очередь Главный государственный инспектор труда (по правовым вопросам) И. пояснила, что при проведении проверки в ООО " О." ей изначально была представлена карта аттестации рабочего места повара от 08.07.2008, а уже затем данные по аттестации, проведённой в ООО " О." в 2010 году. Требования законодательства за этот период не изменились.
Проверив материалы в полном объёме, заслушав пояснения участвовавших в рассмотрении дела лиц, решение судьи районного суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, что влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от одной тысячи до пяти тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность работодателя соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров, закреплена в ст. ст. 11, 22 ТК РФ.
Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, в Трудовом кодексе Российской Федерации предусмотрен комплекс компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Так, в соответствии со ст. 219 ТК РФ (в редакции от 28.12.2013 N 421-ФЗ) каждый работник имеет право на компенсации, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, соглашением, локальным нормативным актом, трудовым договором, если он занят на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Размеры, порядок и условия предоставления гарантий и компенсаций работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливаются в порядке, предусмотренном ст. ст. 92, 117 и 147 ТК РФ.
В предыдущей редакции от 30.06.2006 N 90-ФЗ в ст. 219 ТК РФ было определено, что размеры компенсаций работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Правительством Российской Федерации 20.11.2008 было принято Постановление N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда"(Документ утратил силу в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.2014 N 726).
Согласно пункту 1 указанного Постановления работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест, установлены следующие компенсации: сокращённая продолжительность рабочего времени - не более 36 часов в неделю в соответствии со статьёй 92 Трудового кодекса Российской Федерации; ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск - не менее 7 календарных дней; повышение оплаты труда - не менее 4 процентов тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда.
Из содержания приведённых положений Постановления Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 следует, что основанием для предоставления компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда является результат оценки условий труда работника, в качестве вредных и (или) опасных, осуществлённой в ходе аттестации рабочих мест по условиям труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 147 ТК РФ оплата труда работников, занятых на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда, но не ниже размеров, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, приведённой в Определении от 07.02.2013 N 135-О, и Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в решении от 14.01.2013 по делу N АКПИ12-1570, оставленным без изменения определением Верховного Суда Российской Федерации от 28.03.2013 N АПЛ13-102, при установлении по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда 3 класса любой степени вредности работник независимо от того, поименована или нет его профессия, должность в каком-либо списке, имеет право на соответствующие компенсации в размерах не ниже установленных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870.
Федеральный закон от 28.12.2013 N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда", в связи с принятием которого внесены изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации, вступил в силу с 01.01.2014 и не содержит указания о применении его к ранее возникшим правоотношениям. Этим законом вместо аттестации рабочих мест предусмотрено проведение специальной оценки условий труда. Объём предоставляемых компенсаций в соответствии с правовым регулированием, действующим с 01.01.2014, поставлен в зависимость от установленной степени вредности условий труда. Ранее компенсации предоставлялись работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, независимо от степени вредности.
Согласно ч. 4 ст. 27 Федерального закона "О специальной оценке условий труда", в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в отношении рабочих мест была проведена аттестация рабочих мест по условиям труда, специальная оценка условий труда в отношении таких рабочих мест может не проводиться в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации, за исключением случаев возникновения обстоятельств, указанных в части 1 статьи 17 настоящего Федерального закона. При этом для целей, определённых статьёй 7 настоящего Федерального закона (в том числе и для установления работникам предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации гарантий и компенсаций), используются результаты данной аттестации, проведённой в соответствии с действовавшим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона порядком. Работодатель вправе провести специальную оценку условий труда в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, до истечения срока действия имеющихся результатов аттестации рабочих мест по условиям труда.
В силу положений ч. 3 ст. 15 Федерального закона от 28.12.2013 N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" при реализации в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) в отношении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, компенсационных мер, направленных на ослабление негативного воздействия на их здоровье вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса (сокращенная продолжительность рабочего времени, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск либо денежная компенсация за них, а также повышенная оплата труда), порядок и условия осуществления таких мер не могут быть ухудшены, а размеры снижены по сравнению с порядком, условиями и размерами фактически реализуемых в отношении указанных работников компенсационных мер по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона при условии сохранения соответствующих условий труда на рабочем месте, явившихся основанием для назначения реализуемых компенсационных мер.
По заключению проведённой работодателем в ООО " О." в 2010 году сертификации условий труда с последующей выдачей сертификата сроком действия до 02.07.2015 рабочее место повара по условиям труда (вредности и опасности) отнесено к классу 3.1.
При этом согласно ответу и.о. главного врача Владивостокского филиала ФБУЗ " " ... "" Н. Владивостокский филиал аттестацию рабочих мест в ООО " О." не проводил, а на основании договора N " ... " от 14.07.2010 проводилась сертификация условий труда ООО " О." в соответствии с "Правилами сертификации работ по охране труда" (приложение N 2 к Постановлению Минтруда РФ от 24.04.2002 N 28), при которой карты аттестации рабочих мест не оформляются, доплаты не указываются.
Действительно, по результатам проведённой сертификации ООО " О." был выдан Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) от 13.08.2010 со сроком действия до 02.07.2015.
Как установлено, ранее в ООО " О." картой аттестации рабочего места повара от 08.07.2008 в качестве компенсации за работу в неблагоприятных условиях труда была установлена доплата к тарифной ставке (окладу) в размере 8 процентов, которая в 2010 году после проведённой в ООО " О." сертификации условий труда была отменена.
Таким образом, в нарушение требований трудового законодательства поварам Э. и С., как работникам, занятым на работе с вредными условиями труда, компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870, предоставлялись не в полном объёме, и, в частности, оплата труда в повышенном размере не производилась, в том числе в сентябре и октябре 2014 года, что подтверждено актом проверки от 24.11.2014, протоколом по делу об административном правонарушении от 25.11.2014.
Допущенные генеральным директором общества с ограниченной ответственностью " О." Аладортом Д.Б. нарушения образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.27 КоАП РФ.
Не основанным на законе является вывод судьи районного суда в обжалуемом решении о том, что работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 ТК РФ, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Этот вывод является цитатой части предложения в отрыве от контекста Информационного письма Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (Минтруда РФ) от 13.02.2013 "О порядке предоставления работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, сокращённой продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда в соответствии с пунктом 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870".
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 N 870 было определено следующее:
"Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации в 6-месячный срок после вступления в силу настоящего Постановления установить в зависимости от класса условий труда и с учётом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений работникам, занятым на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, сокращённую продолжительность рабочего времени, минимальную продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда, а также условия предоставления указанныхкомпенсаций".
В указанном информационном письме Минтруда РФ от 13.02.2013 дано следующее разъяснение:
"До реализации поручения, указанного в пункте 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870, работодатель, руководствуясь статьями 92, 117, 147 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации, может самостоятельно по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда устанавливать одну или несколько компенсаций, повышенные или дополнительные компенсации за работу на тяжёлых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда. Виды, размеры и порядок предоставления соответствующих компенсаций устанавливаются коллективным договором, локальным нормативным актом с учётом финансово-экономического положения работодателя.
С учётом решения Верховного Суда Российской Федерации от 14 января 2013 года N АКПИ12-1570 для установления соответствующего размера компенсации работодатель может использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, утверждённый постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 года N 298/П-22, Инструкцию о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых даёт право на дополнительный отпуск и сокращённый рабочий день, утверждённую постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 года N 273/П-20, а также Типовое положение об оценке условий труда на рабочих местах и порядке применения отраслевых перечней работ, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда, утверждённое постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 03 октября 1986 года N 387/22-78, и иные действующие нормативные правовые акты, устанавливающие соответствующие размеры компенсаций, в части, не противоречащей Трудовому кодексу Российской Федерации.
При этом в соответствии со статьёй 219 Трудового кодекса Российской Федерации в случае обеспечения на рабочих местах безопасных условий труда, подтверждённых результатами аттестации рабочих мест по условиям труда, компенсации работникам не устанавливаются.
В настоящее время Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации проводит работу по реализации пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2008 года N 870. Указанные в данном пункте нормативные правовые акты будут утверждены после согласования со сторонами социального партнёрства".
Таким образом, Информационное письмо Минтруда РФ от 13.02.2013 не является нормой, согласно которой работодатель наделяется правом предоставлять только одну или две компенсации вместо трёх, когда по условиям труда и на основании аттестации рабочих мест установлено, что по условиям труда работник имеет право на эти компенсации, а речь в Информационном письме идёт о применении в неурегулированной Минтруда РФ части нормативных правовых актов бывшего СССР, а также о дополнительных гарантиях к уже установленным трудовым законодательством компенсациям.
С учётом изложенного, решение судьи районного суда подлежит отмене, а постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. от 28.11.2014 подлежит оставлению без изменения, учитывая, что наказание Аладорту Д.Б. за совершённое административное правонарушение назначено в соответствии с требованиями закона с учётом характера совершённого административного правонарушения и обстоятельств по делу, нарушений норм материального и процессуального права должностным лицом не допущено, порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.
Ссылка в постановлении Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. на карту аттестации рабочего места повара в ООО " О." от 08.07.2008 не влечёт признания постановления незаконным, поскольку требование закона о предоставлении работникам, занятым на работе с вредными условиями труда, компенсации в виде оплаты труда в повышенном размере, не изменились.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7, ст. 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. удовлетворить.
Решение судьи Биробиджанского районного суда ЕАО от 10 февраля 2015 года, которым отменено постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. от 28 ноября 2014 года N " ... " по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, в отношении Аладорта Д.Б. - отменить.
Постановление Главного государственного инспектора труда (по правовым вопросам) Государственной инспекции труда в ЕАО И. от 28 ноября 2014 года N " ... ", которым генеральный директор ООО " О." Аладорт Д.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей, - оставить без изменения.
Судья суда ЕАО А.Н. Дроботов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.