Апелляционное определение СК по административным делам Московского окружного военного суда г. Москва от 26 марта 2015 г. по делу N 33А-473/2015
Судебная коллегия по административным делам Московского окружного военного суда в составе:
председательствующего ФИО3,
судей: ФИО15
ФИО11,
при секретаре ФИО10,
с участием представителей: заявителя - ФИО5, командира и Центральной жилищной комиссии войсковой части N - ФИО6 и военного прокурора отдела Московской городской военной прокуратуры подполковника юстиции ФИО7 рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заявителя и его представителей ФИО5 и ФИО8 на решение 235 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому отказано в удовлетворении заявления бывшего военнослужащего войсковой части N подполковника запаса ФИО1 об оспаривании действий командира и Центральной жилищной комиссии войсковой части N, командира войсковой части N, связанных с увольнением заявителя с военной службы и исключением из списков личного состава воинской части без обеспечения жилым помещением.
Заслушав доклад судьи ФИО11, объяснения представителя заявителя в обоснование доводов апелляционной жалобы, представителя должностных лиц, возражавшего против ее удовлетворения, и заключение прокурора, полагавшего необходимым решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
как следует из решения суда и материалов дела, ФИО12 в соответствии с приказом командира войсковой части N от ДД.ММ.ГГГГ N проходил военную службу в распоряжении командира войсковой части N. С 31 декабря 2010 г. на состав семьи 4 человека (он, супруга и двое детей) заявитель по месту военной службы в г.Чехов-2 обеспечен трехкомнатной служебной квартирой, общей площадью 75,91 кв.м.
Решением Центральной жилищной комиссии войсковой части N (далее ЦЖК) от 4 сентября 2014 г., оформленным протоколом N, ФИО12 с тем же составом семьи принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, и включен в соответствующий список военнослужащих, желающих получить жилье по избранному месту жительства в г. Чехове Московской области.
На основании приказов командира войсковой части N от 19 июня 2014 г. N и командира войсковой части N от 24 сентября 2014 г. N ФИО12, соответственно, был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и исключен из списков личного состава воинской части с 27 сентября того же года с выслугой на 1 сентября 2014 г. - 20 лет 00 месяцев 15 дней.
Полагая, что увольнением с военной службы без обеспечения жильем по месту прохождения военной службы, а также принятием на учет нуждающихся в жилых помещениях с неправильным составом семьи нарушены его права, ФИО12 обратился с заявлением в суд, в котором просил признать действия командиров войсковых частей N и N, связанные с увольнением и исключением его из списков личного состава воинской части незаконными, обязать должностных лиц отменить соответствующие приказы, восстановить его на военной службе, а также обязать ЦЖК отменить свое решение от 4 сентября 2014 г., оформленное протоколом N в части, касающейся состава его семьи и распределении ему и членам его семьи жилого помещения без учета положений ч. 1 ст. 58 ЖК РФ о невозможности заселения одной комнаты лицами разного пола, за исключением супругов.
Гарнизонный военный суд в удовлетворении заявления отказал, в том числе в связи с тем, что оспоренное ФИО12 решение ЦЖК от 4 сентября 2014 г. в части распределения ему на состав семьи из четырех человек жилого помещения общей площадью 38,4 кв.м. было отменено решением этого же жилищного органа от 31 октября 2014 г., оформленным протоколом N.
В апелляционной жалобе заявитель и его представители воспроизводят содержание поданного ФИО12 заявления в суд и, считая решение суда незаконным и необоснованным в связи с неправильным определением судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и нарушением норм материального права, просят его отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование этого утверждают, что суд, вопреки требованиям ч. 5 ст. 100 ЖК РФ, применил не подлежащую применению ч. 1 ст. 69 ЖК РФ и не применил подлежащую применению ч. 1 ст. 31 этого же Кодекса, в результате чего необоснованно согласился с незаконным решением ЦЖК о принятии на жилищный учет супруги заявителя как члена его семьи.
Считают, что суд также не усмотрел нарушения закона в действиях ЦЖК и по вопросу учета жилого помещения, находящегося в собственности у супруги заявителя, для определения уровня обеспеченности заявителя и остальных членов его семьи. При этом суд оставил без внимания, что заявитель и его дети не проживают в этой квартире и потому не могут быть признаны членами семьи собственника этого жилья, а потому должны быть признаны нуждающимся в жилых помещениях по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Авторы жалобы полагают, что суд не дал надлежащей оценки тому, что заявитель, обладая правом состоять на жилищном учете по указанному основанию, не обеспечен жильем по месту прохождения военной службы и своего согласия на увольнение с нее без обеспечения жилым помещением не давал, о чем сообщил командованию в своем рапорте.
Оставлено, по их мнению, судом без внимания и решение жилищной комиссии о принятии заявителя на жилищный учет не с даты подачи им соответствующего заявления, а с момента издания приказа об увольнении с военной службы.
Заявитель и его представители также утверждают о необоснованном применении судом положений п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, поскольку эта норма находится в противоречии с требованиями п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", предусматривающей, по мнению авторов жалобы, обязанность обеспечить жилым помещением военнослужащих, а не граждан уволенных с военной службы, а, следовательно, не допускающего увольнения военнослужащих, принятых на жилищный учет после 1 января 2005 г., до обеспечения их таковыми.
Рассмотрев материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, при этом указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилье, оно предоставляется бесплатно из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Согласно п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
На весь срок военной службы служебными жилыми помещениями обеспечиваются, в том числе военнослужащие, назначенные на воинские должности после получения профессионального образования в военной профессиональной образовательной организации или военной образовательной организации высшего образования и получения в связи с этим офицерского воинского звания (начиная с 1998 года), и совместно проживающие с ними члены их семей.
В ходе судебного разбирательства установлено, что ФИО12 относится к этой категории военнослужащих и имеет право на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы.
В силу п. 1 ст. 23 Закона военнослужащие, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п. 14 ст. 15 этого Закона.
В соответствии с п. 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237, военнослужащий, общая продолжительность военной службы которого составляет 10 лет и более, нуждающийся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, без его согласия не может быть уволен с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления ему жилого помещения по нормам жилищного законодательства. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту дислокации воинской части они увольняются с военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Анализ содержания данных правовых норм свидетельствует о том, что в них установлены дополнительные гарантии для отдельных категорий военнослужащих, согласно которым, в частности, они не могут быть уволены с военной службы без предоставления жилья.
Приведенные нормы, запрещающие увольнять военнослужащего до предоставления ему жилья, должны применяться к военнослужащим, изъявившим желание получить жилье по избранному ими после увольнения месту жительства, в зависимости от их обеспечения жильем по установленным нормам по последнему месту военной службы.
Иное толкование абз. 2 п. 1 ст. 23 Закона уравнивало бы в социальных гарантиях как подлежащих увольнению военнослужащих, не имеющих никакого жилья, так и тех, кто полностью обеспечен им, но выразил желание изменить место жительства в связи с увольнением. Между тем из Закона такое равенство не вытекает.
Таким образом, указанными выше нормами предусмотрено, что военнослужащие, признанные нуждающимися в жилых помещениях, не могут быть уволены с военной службы по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, лишь в случае необеспечения их жилыми помещениями по месту прохождения ими военной службы.
Утверждение в апелляционной жалобе о невозможности применения п. 17 ст. 34 Положения не основано на законе, в том числе потому, что, как указано выше, эта правовая норма, так же как и п. 1 ст. 23 Закона в совокупности с корреспондирующими ему положениями п. 14 ст. 15 Закона являются правовой гарантией обеспечения жилыми помещениями тех военнослужащих, которые являясь нуждающимися в жилых помещениях, но будучи обеспеченными жильем по месту прохождения военной службы, желают получить жилые помещения в другом населенном пункте.
Как видно и материалов дела, ФИО12 относится именно к таким военнослужащим, поскольку по месту прохождения военной службы в г. Чехов-2 он и члены его семьи (жена и двое детей) обеспечены служебной квартирой, общей площадью 75,91 кв.м.
На основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р г. Чехов-2 Московской области включен в состав закрытых военных городков. Следовательно, г. Чехов-2 является обособленным населенным пунктом, входящим в состав Чеховского района Московской области.
В соответствии с п. 2 Положения об условиях и порядке выделения гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в администрации Чеховского муниципального района, жилых помещений по договорам социального найма и договорам найма служебного жилого помещения для обеспечения работников бюджетной сферы Чеховского муниципального района служебными жилыми помещениями в муниципальном жилищном фонде Чеховского муниципального района, утвержденного Решением Совета депутатов Чеховского муниципального района Московской области от 20 января 2012 г. N 2/1 норма выделения при предоставлении жилых помещений установлена в размере не ниже 14 и не более 18 кв. м общей площади на одного человека.
В ходе беседы о предстоящем увольнении с военной службы 28 апреля 2014 г. выразил свое согласие с увольнением с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями после предоставления жилого помещения в г. Чехове Московской области. Аналогичная позиция была высказана ФИО12 в рапорте об увольнении с военной службы.
Из указанного рапорта, а также заявления о принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях от 22 мая 2014 г. следует, что ФИО12 просил обеспечить жильем себя и членов своей семьи: супругу, дочь и сына.
Поскольку избранное заявителем место жительства после увольнения с военной службы отличается от места прохождения им военной службы, где ФИО12 и члены его семьи обеспечены жилым помещением по установленным нормам, суд первой инстанции, правильно руководствуясь вышеприведенным правовыми нормами, пришел к обоснованному выводу о том, что у командования не имелось препятствий для увольнения заявителя с военной службы и исключения из списков личного состава воинской части.
В соответствии с ч. 1 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Согласно ч. 1 ст. 31 ЖК РФ к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
Действительно в силу ч. 5 ст. 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4 статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4 статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами.
Вместе с тем, как видно из приведенных положений ст. 69 и 31 ЖК РФ к членам семьи нанимателя и собственника относятся одни и те же лица.
Более того, в соответствии с ч. 1 ст. 31 ЖК РФ для отнесения лица к членам семьи собственника, а согласно положений ч. 5 ст. 100 ЖК РФ и нанимателя служебного жилого помещения необходимо установить факт их совместного проживания.
В ходе судебного разбирательства объективно установлено, и это не оспаривается стороной заявителя, что супруга ФИО12 - ФИО9 проживает совместно с заявителем и их несовершеннолетними детьми. Данный факт нашел свое подтверждение в результате исследования: договора найма служебного жилого помещения от 31 декабря 2010 г. N, согласно которому совместно с ФИО12 в жилое помещение вселены его супруга и дети; копий: паспортов ФИО12 и его супруги, свидетельств о регистрации детей по месту жительства, выписки из домовой книги, лицевого счета.
Как правильно указано в судебном решении, в соответствии с п. 5 ст. 2 Закона к членам семьи военнослужащего относятся, в том числе несовершеннолетние дети и супруга (супруг).
При установленных судом фактических обстоятельствах дела обоснованной является и ссылка суда первой инстанции на п. 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2014 г. N 8 "О практике применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих", разъясняющему, что гарантированное статьей 15 Закона право военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на обеспечение жилыми помещениями должно реализовываться в порядке и на условиях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При решении вопроса о том, кого следует относить к членам семьи военнослужащего, имеющим право на обеспечение жильем, следует руководствоваться нормами Жилищного и Семейного кодексов Российской Федерации.
Учитывая факт совместного проживания семьи ФИО12 в служебном жилом помещении, в котором, как отмечено выше, они обеспечены жильем по установленным нормам, указание в судебном решении на ч. 1 ст. 69 ЖК РФ, а не на ч. 1 ст. 31 этого же Кодекса для настоящего дела существенного значения не имеет, и не может быть отнесено к нарушению норм материального права, влекущего отмену либо изменения судебного постановления.
Исходя из установленных обстоятельств проживания семьи ФИО12, а также желания заявителя быть обеспеченным жильем совместно со всеми членами его семьи, ЦЖК приняла обоснованное решение о принятии на жилищный учет наряду с заявителем и его детьми, также его супруги.
Поскольку супруга заявителя имеет в собственности жилое помещение, суд в решении верно руководствовался требованиями ч. 2 ст. 51 ЖК РФ, согласно которой определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма или принадлежащих им на праве собственности.
Как видно из приведенной нормы закона обязанность учета таких жилых помещений не находится в зависимости от проживания в них других членов семьи.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что суд был обязан дать правовую оценку решению жилищной комиссии о принятии заявителя на жилищный учет не с даты подачи им заявления, а с момента издания приказа об увольнении с военной службы, является несостоятельным, поскольку заявителем этот вопрос оспорен не был, и именно поэтому, вопреки изложенному в жалобе мнению, не мог являться предметом судебного разбирательства.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционной жалобы заявителя не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 3271, п. 1 ст. 328, ст. 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение 235 гарнизонного военного суда от ДД.ММ.ГГГГ по заявлению ФИО1 оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя и его представителей - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Верно.
Судья Московского окружного военного суда
ФИО11
Секретарь судебного заседания
ФИО10
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.