Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Крюковой Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Кургане 5 марта 2015 года гражданское дело по иску Администрации города Кургана к Деминой, Букиной, Муниципальному унитарному предприятию города Кургана "Бюро коммунальных услуг" о признании захоронений незаконными, возложении обязанности,
по апелляционной жалобе Администрации города Кургана на решение Курганского городского суда Курганской области от 4 декабря 2014 года, которым постановлено:
"Отказать в удовлетворении исковых требований Администрации города Кургана к Деминой, Букиной, МУП "Бюро коммунальных услуг" о признании захоронений Матияш Н.П., Букина Ю.М. незаконными, возложении обязанности перенести указанные захоронения на общественное кладбище в микрорайоне Зайково.".
Заслушав доклад судьи областного суда Ушаковой И.Г., пояснения представителя истца Администрации города Кургана ФИО7, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, ответчиков Букиной Т.В., Деминой Л.П., ее представителя ФИО10, возражавших против доводов апелляционной жалобы, представителя третьего лица Муниципального казенного учреждения города Кургана "Служба городских кладбищ" ФИО9, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Администрация города Кургана обратилась в Курганский городской суд Курганской области с иском к Деминой Л.П., Букиной Т.В. о признании захоронений незаконными.
В ходе рассмотрения дела истец изменил исковые требования, привлек в качестве соответчика Муниципальное унитарное предприятие города Кургана "Бюро коммунальных услуг" (далее - МУП "Бюро коммунальных услуг"), просил признать захоронения на кладбище в микрорайоне Храпово Матияш Н.П. и Букина Ю.М., незаконными, обязать перенести указанные захоронения на общественное кладбище в микрорайоне Зайково, силами МУП "Бюро коммунальных услуг", за счет средств ответчиков.
В обоснование заявленных требований указывали, что на основании Постановления Администрации города Кургана от " ... " N "О прекращении деятельности по захоронению на кладбище в микрорайоне Храпово" деятельность по захоронению тел умерших (останков) на данном кладбище была прекращена. По результатам проверки указанного кладбища в 2013 году были обнаружены новые захоронения граждан Матияш Н.П. и Букина Ю.М. По данному факту была проведена проверка ОП N УМВД РФ по городу Кургану, в ходе которой было установлено, что захоронение Матияш Н.П. произведено Деминой Л.П., захоронение Букина Ю.М. произведено Букиной Т.В. Ссылаясь на Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", Решение Курганской городской Думы от 15.06.2011 N 151 "Об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Кургана", указывали, что с заявлением о разрешении на захоронение усопших Матияш Н.П. и Букина Ю.М. на закрытом кладбище в микрорайоне Храпово ответчики не обращались, удостоверение о захоронении им не выдавалось. Утверждая, что ответчики самовольно, в нарушение действующего законодательства, произвели захоронения на не отведенном под эти цели земельном участке, полагали, что захоронения должны быть перенесены в места погребения, отведенные Администрацией города Кургана, специализированной службой по вопросам похоронного дела МУП "Бюро коммунальных услуг" за счет средств ответчиков.
Представитель истца Администрации города Кургана ФИО7, действующая на основании доверенности, в судебном заседании на удовлетворении исковых требованиях настаивала.
Ответчики Букина Т.В. и Демина Л.П. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласились, указали, что действовали добросовестно, не обладали сведениями о том, что кладбище в микрорайоне Храпово закрыто.
Представитель ответчика МУП "Бюро коммунальных услуг" ФИО8 в судебном заседании с исковыми требованиями согласился.
Представитель третьего лица МКУ "Служба городских кладбищ" ФИО9 в судебном заседании исковые требования поддержал.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Администрация города Кургана просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование жалобы выражает несогласие с выводами суда первой инстанции, указывая, что ответчики, взявшие на себя обязанность по погребению тел умерших, обязаны были обратиться в МКУ "Служба городских кладбищ" с заявлением о захоронении тел усопших, выборе места захоронения и получении удостоверения о захоронении, чего ответчиками сделано не было. С заявлением о разрешении на захоронения на закрытом кладбище в микрорайоне Храпово ответчики не обращались, удостоверение о захоронении им не выдавалось. Ссылаются на то, что Постановление Администрации города Кургана от 24.10.2007 N 5444 "О прекращении деятельности по захоронению на кладбище в микрорайоне Храпово" было опубликовано на официальном сайте муниципального образования города Кургана, что является его официальным обнародованием, данный вопрос в суде первой инстанции не выяснялся. Полагают, судом при вынесении судебного решения не были всесторонне и полно оценены все доказательства по делу, неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, неправильно применены нормы материального права.
В письменных возражениях Демина Л.П. выражает несогласие с доводами апелляционной жалобы, полагает решение суда принято законно и обоснованно.
В суде апелляционной инстанции представитель истца Администрации города Кургана ФИО7 доводы апелляционной жалобы поддержала.
Ответчики Букина Т.В., Демина Л.П., ее представитель ФИО10 в судебном заседании апелляционной инстанции против доводов апелляционной жалобы возражали.
Представитель третьего лица МКУ "Служба городских кладбищ" ФИО9 в судебном заседании апелляционной инстанции доводы апелляционной жалобы Администрации города Кургана поддержал.
Представитель ответчика МУП "Бюро коммунальных услуг" в судебное заседание апелляционной инстанции не явился, о дате и времени извещен надлежаще, о причине неявки суд не уведомил.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица в порядке ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с настоящим Федеральным законом реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности.
Организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно ст. 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.
Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Правовое регулирование отношений в сфере погребения и похоронного дела на территории города Кургана осуществляется в соответствии с федеральным законодательством, Положением "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Кургана", утвержденным решением Курганской городской Думы от 15.06.2011 N 151 (далее - Положение).
В соответствии со ст. 3 вышеуказанного Положения, организация похоронного дела осуществляется Администрацией города Кургана. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированной службой по вопросам похоронного дела, создаваемой Администрацией города Кургана.
Таким специализированным муниципальным предприятием по оказанию ритуальных услуг, в соответствии с Уставом, утвержденным распоряжением мэра города Кургана от 27.06.2003 N 3106-р, является МУП "Бюро коммунальных услуг".
Как следует из материалов дела, Администрацией города Кургана " ... " было издано постановление N о прекращении деятельности по захоронению тел умерших (останков) на кладбище в микрорайоне Храпово. В соответствии с данным постановлением на МУП "Бюро коммунальных услуг" возложена обязанность произвести работы по обваловке границ кладбища в микрорайоне Храпово и установке запрещающих захоронение аншлагов. Опубликовать настоящее постановление в газете "Курган и курганцы" (л.д. 6).
Заявленные истцом требования сводятся к тому, что в 2013 году МКУ "Служба городских кладбищ" на кладбище в микрорайоне Храпово обнаружено два захоронения Матияш Н.П., умершей " ... ", и Букина Ю.М., умершего " ... ", произведенные ответчиками в 2013 году, что подтверждено отказным материалом по факту ДЧ ОП N УМВД РФ по г. Кургану N, признавалось ответчиками в ходе рассмотрения дела. Указанные действия ответчиков, по мнению истца, являются нарушением его прав, поскольку с заявлениями о захоронении в установленном законом порядке ответчики не обращались, соответствующее удостоверение им не выдавалось, земельный участок в установленном порядке ответчикам не отводился. Согласно позиции истца, ответственность за проведенные действия по погребению несет лицо, принявшее на себя обязанность по организации погребения.
В соответствии с п.п. 2, 2.1 и 2.2 ст. 5 вышеуказанного Положения оформление заказов на погребение производится специализированной службой по вопросам похоронного дела по заявкам супруга, близких родственников (дети, родители, усыновленные, усыновители, родные братья и родные сестры, внуки, дедушка, бабушка), иных родственников либо законных представителей умершего, а при отсутствии таковых - иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение умершего. При оформлении заказа на погребение в книге установленной формы (далее: книга учета) производится регистрационная запись с указанием даты регистрации: фамилии, имени, отчества умершего; серии и номера гербового свидетельства о смерти либо даты и номера врачебного свидетельства о смерти, порядкового номера участка и могилы: фамилии, имени, отчества и адреса лица, обратившегося для оформления заказа, либо лица, являющегося представителем организации, взявшей на себя обязанность по организации похорон. По окончании выполнения вышеназванных действий одному из лиц, перечисленных в п. 2. настоящего Положения, специализированной службой по вопросам похоронного дела выдается удостоверение о захоронении (форма предусмотрена Рекомендациями о порядке содержания кладбища в Российской Федерации МДК 11-01.2002) с указанием реквизитов, перечисленных в п.п. 2.1.
Поскольку с заявлениями о разрешении на захоронения своих родственников ответчики не обращались, удостоверения о захоронении им не выдавались, земельный участок занят самовольно, Администрация города Кургана обратилась в суд о признании данных захоронений незаконными.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не усмотрел в действиях ответчиков нарушений норм закона, и рекомендательный характер иных актов для соответствующих служб.
Судебная коллегия находит возможным согласиться с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения иска.
В соответствии с ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
В соответствии со ст. 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 18.10.2007) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определяющей порядок вступления в силу муниципальных правовых актов, муниципальные правовые акты вступают в силу в порядке, установленном уставом муниципального образования, за исключением нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации. Муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования). Порядок опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов устанавливается уставом муниципального образования и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
В соответствии с Уставом муниципального образования города Кургана, утвержденным Решением Курганской городской Думы от 28.02.2005 N 38 (в ред. от 06.07.2007), также предусмотрено, что муниципальные правовые акты города Кургана вступают в силу в порядке, установленном Уставом города Кургана, за исключением решений Курганской городской Думы о налогах и сборах, которые вступают в силу в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.
Официальным опубликованием муниципальных нормативных правовых актов города Кургана является публикация их полного текста в печатном средстве массовой информации, определенном решением Курганской городской Думы.
Судом первой инстанции правомерно указано, что истцом данное постановление в порядке, предусмотренном указанным постановлением, а также в установленном законом порядке опубликовано не было.
Доказательств исполнения постановления в части проведения обваловки и установки аншлагов истом, в порядке ст. 56 ГПК РФ, не предоставлено, ответчиками данный факт не признается.
Следовательно, ответчики не могли знать о запрете по захоронению тел умерших (останков) на кладбище в микрорайоне Храпово.
В соответствии со ст. 4 Положения "Об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории города Кургана", утвержденного решением Курганской городской Думы от 15.06.2011 N 151, качество услуг по погребению, оказываемых супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, специализированной службой по вопросам похоронного дела на безвозмездной основе, должно соответствовать следующим требованиям: оформление документов, необходимых для погребения (оформление справки на социальное пособие и счета-заказа на погребение в течение двух суток с момента обращения в специализированную службу по вопросам похоронного дела), предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения, перевозка тела (останков) умершего на кладбище, погребение.
Обращаясь в специализированную организацию, оказывающую ритуальные услуги по захоронению умерших родственников, ответчики рассчитывали на оказание им качественных услуг по погребению специализированной службой по вопросам похоронного дела и оформление всех необходимых документов для погребения.
Согласно п.п. 3, 4, 5 ст. 5 указанного выше Положения, по письменному заявлению граждан (организаций), на которых зарегистрированы могилы, находящиеся на родственном участке, заказы на погребение на этом участке оформляются при наличии на указанном месте свободного участка земли или могилы ранее умершего родственника.
Места погребений определяются установленной планировкой кладбища в размере не более 5 кв.м на каждое захоронение, исходя из естественно сложившейся нормы. При наличии свободного места, возможно выделение земельного участка размером не более 7 кв.м для погребения родственников.
При отсутствии свободного места, при родственном месте захоронения разрешается производить погребение в пределах существующих оград без увеличения площади огороженного земельного участка. В этом случае допускается уменьшение расстояния между могилами первого и второго места захоронения.
При этом к родственному месту захоронения, в соответствии с п. 2.11.7 национального стандарта Российской Федерации "Услуги бытовые, услуги ритуальные, термины и определения", утвержденные приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии N 516-ст, относится участок на территории объекта похоронного назначения, на котором или в котором ранее был захоронен родственник, родственники умершего или погибшего. Под объектом похоронного назначения, в силу п. 2.5.1 указанного Стандарта, понимается градостроительный или архитектурный комплекс или объект, территория или участок, предназначенный для ритуального обслуживания населения.
Как следует из материалов дела и не опровергнуто истцом в ходе рассмотрения дела, ответчик Демина Л.Д. осуществила захоронение своей умершей сестры Матияш Н.П. в общую ограду к ее мужу. Ответчик Букина Т.В. осуществила захоронение своего свекра Букина Ю.М. рядом с могилой его брата на кладбище в микрорайоне Храпово.
При этом суд первой инстанции верно указал, что предоставление земельных участков является обязанностью, а не правом истца, соответственно к правоотношениям сторон применимы специальные нормы, к коим относится Федеральный закон "О погребении и похоронном деле". В свою очередь данным Законом предусмотрено, что существующие места захоронения не подлежат сносу и могут быть перенесены только в случае угрозы постоянных затоплений, оползней, после землетрясений и других стихийных бедствий.
Доказательств такой угрозы истом по делу не предоставлено.
При таких обстоятельствах исковые требования о незаконности захоронения Матияш Н.П. и Букина Ю.М. обоснованно оставлены без удовлетворения.
Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют содержанию доказательств, собранных и исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.
Доводы апелляционной жалобы направлены на переоценку обстоятельств, установленных судом первой инстанции, основаниями для отмены решения не являются.
Судебная коллегия, полагает, что решение суда является законным, соответствующим имеющимся в деле доказательствам, оснований для его отмены не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курганского городского суда Курганской области от 4 декабря 2014 года по иску Администрации города Кургана к Деминой, Букиной, Муниципальному унитарному предприятию города Кургана "Бюро коммунальных услуг" о признании захоронений незаконными, возложении обязанности оставить без изменения,
апелляционную жалобу Администрации города Кургана - без удовлетворения.
Судья - председательствующий О.Н. Богданова
Судьи: Е.И. Безносова
И.Г. Ушакова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.