Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Богдановой О.Н.,
судей Безносовой Е.И., Ушаковой И.Г.,
при секретаре Гончар О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 марта 2015 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах Лукиных Е.С. к Администрации Шадринского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от 10 ноября 2014 года, которым постановлено:
"исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах Лукиных Е.С. удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района Курганской области предоставить Лукиных Е.С., родившемуся " ... ", по договору специализированного найма благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории "адрес" соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее 18 квадратных метров.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией Шадринского района Курганской области жилого помещения специализированного жилищного фонда Лукиных Е.С.
Заслушав доклад судьи Богдановой О.Н. об обстоятельствах дела, пояснения представителя прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор в интересах Лукиных Е.С. обратился в суд с иском к Администрации Шадринского района Курганской области (далее Администрация Шадринского района), Правительству Курганской "адрес" о предоставлении жилого помещения.
В обоснование иска указал, что Лукиных Е.С. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Его мать - Л.И. умерла " ... ", отец - С.Л. на основании решения Шадринского районного суда от " ... " лишен родительских прав. В соответствии с постановлением Администрации Батуринского сельсовета Шадринского района Курганской области от 2 февраля 1999 года N Лукиных Е.С. назначен опекун Л.Г. В период с сентября 1998 года по июнь 2007 года Лукиных Е.С. обучался в МКОУ " ... " окончил в ней 9 классов. В период с октября 2010 года по октябрь 2011 года Лукиных Е.С. проходил военную службу по призыву в рядах вооруженных сил Российской Федерации. В январе 2014 года Лукиных Е.С. окончил ГБПОУ " ... " по специальности " ... ". В настоящее время Лукиных Е.С. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" собственником которого он не является. Своего жилья в собственности не имеет. Договор социального найма жилого помещения с Лукиных Е.С. не заключался. Жилое помещение на территории "адрес" и "адрес" за Лукиных Е.С. не закреплялось. Согласно постановлению Администрации Шадринского района от 20 ноября 2013 года N Лукиных Е.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Шадринского района, однако жилое помещение Лукиных Е.С. не предоставлено. Со ссылкой на положения Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательство Курганской области просил обязать Администрацию Шадринского района предоставить Лукиных Е.С. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м., обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Лукиных Е.С. жилого помещения.
В судебном заседании прокурор Астафьев Д.В. на иске настаивал.
Истец Лукиных Е.С. в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика Администрации Шадринского района в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие, возражений по существу иска не заявил.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. В письменном отзыве на иск требования не признал, указал, что в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия субъекта Российской Федерации по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, которые несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Указал также, что финансовое обеспечение переданных государственных полномочий по однократному предоставлению жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот осуществляется в рамках межбюджетных отношений, участие граждан в которых не предусмотрено.
Представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Управления образования Администрации Шадринского района Курганской области Мишарина Н.В. исковые требования поддержала и пояснила, что Лукиных Е.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Он включен в список лиц, имеющих право на предоставление жилого помещения по договору специализированного найма, так как собственного или закрепленного жилья не имеет. В 2014 года средства для приобретения жилья для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Администрации Шадринского района не поступали.
Представитель третьего лица Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель третьего лица Главного управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение суда об отказе в иске. В обоснование доводов жалобы указывает, что в соответствии изменениями, внесенными в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилые помещения по договорам специализированного найма подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Кроме того, предоставление жилья детям-сиротам по договору специализированного найма поставлено в зависимость от ряда условий, в том числе от наличия или отсутствия лиц, обладающих аналогичным правом, от соблюдения порядка очередности лиц равной категории. Считает, что требования прокурора не подлежали судебному разбирательству, поскольку затрагивают межбюджетные отношения и разрешение спора не относится к подведомственности судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела, вопросы достаточности суммы, подлежащей выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники такого финансирования. Полагает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу, поскольку указанное не относится к подведомственности судов общей юрисдикции.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвующий в деле, полагал доводы жалобы необоснованными.
Представитель Правительства Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель прокуратуры Курганской области Федоровская Н.М. в судебном заседании выразила не согласие с доводами жалобы, просила оставить решение суда первой инстанции без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены надлежаще, причина неявки неизвестна. На основании ст.ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела в соответствии со ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец Лукиных Е.С. родился " ... " в "адрес"
" ... " умерла мать Лукиных Е.С. - Л.И. (свидетельство о смерти N).
Постановлением Администрации Батуринского сельсовета Шадринского района Курганской области от 2 февраля 1999 года N несовершеннолетнему Лукиных Е.С. назначен опекун Л.Г. За несовершеннолетним закреплена 2-комнатная квартира "адрес"
Постановлением Администрации Батуринского сельсовета Шадринского района Курганской области от 17 января 2000 года N за Лукиных Е.С. закреплена 2-комнатная квартира "адрес" Вторым пунктом указанного постановления пункт 2 постановления Администрации Батуринского сельсовета Шадринского района Курганской области от 2 февраля 1999 года N признан утратившим силу.
Решением Шадринского районного суда Курганской области от " ... " отец несовершеннолетнего С.Л. лишен родительских прав в отношении своего сына Лукиных Е.С.
В период с 8 октября 2010 года по 20 октября 2011 года истец проходил военную службу по призыву. 9 июля 2012 года окончил курс профессиональной подготовки по программе подготовки для частных охранников 6 разряда в НОУ " ... " о чем выдано свидетельство. 31 января 2014 года Лукиных Е.С. окончил ГБПОУ " ... " по профессии " ... " Истец с 25 февраля 2014 года работает в ОАО " ... " в должности " ... "
Постановлением Администрации Батуринского сельсовета Шадринского района Курганской области от 15 сентября 2014 года N постановление Администрации Батуринского сельсовета от 17 января 2000 года N "О закреплении жилой площади" признано утратившим силу.
Постановлением Администрации Шадринского района от 20 ноября 2013 года N Лукиных Е.С. включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, значится в данном списке под N 57.
В настоящее время Лукиных Е.С. зарегистрирован и проживает в жилом помещении по адресу: "адрес" принадлежащем на праве собственности Л.Г. Иного жилого помещения на условиях социального найма или в собственности не имеет.
В силу ст. 1 Федерального закона 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Исходя из изложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что истец Лукиных Е.С. имеет статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ.
Федеральным законом от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее по тексту Федеральный закон от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ) с 1 января 2013 года предусмотрен иной порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ, вступившего в силу с 1 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абз.1 данного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, новая редакция указанной нормы, введенная в действие с 1 января 2013 года, предполагает обеспечение указанной категории лиц жильем по договорам найма специализированного жилого помещения.
Вступившая с 1 января 2013 года в законную силу ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусматривает, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
На территории Курганской области вопрос, связанный с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством) регулируется Законом Курганской области от 31 декабря 2004 года N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье", согласно ст. 6 которого Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, исполнительным органом государственной власти Курганской области, определенным Правительством Курганской области, в порядке, установленном законодательством Курганской области, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения, указанные в абзаце первом настоящего пункта, предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 года N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, который содержит аналогичные условия предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории лиц.
Пунктом 44 ст. 3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (с изменениями от 26 декабря 2012 года) предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
При разрешении исковых требований в части удовлетворения иска о возложении обязанности на Администрацию Шадринского района обязанности по предоставлению Лукиных Е.С. жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений, суд первой инстанции обоснованно руководствовался положениями ст. 8 ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", законодательством Курганской области и исходил из того, что Лукиных Е.С., имея статус лица, на которого распространяются социальные гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ, был включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, однако на момент подачи иска и рассмотрения дела благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ему предоставлено не было.
Довод апелляционной жалобы в связи с этим об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления жилья Лукиных Е.С. не состоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку ни Федеральный закон N 159-ФЗ, ни Жилищный кодекс Российской Федерации (ст. 109.1) не предусматривают предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан в порядке очередности.
Довод апелляционной жалобы о неправомерном возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию расходов Администрации Шадринского района по предоставлению Лукиных Е.С. жилого помещения судебная коллегия также считает несостоятельным, основанным на неверном толковании норм права.
В соответствии со ст. 19 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств (ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
Как указано в определении Конституционного Суда РФ от 5 февраля 2009 года N 250-О-П "По жалобе муниципального образования - городского округа "Город Чита" на нарушение конституционных прав и свобод абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" порядок наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями регулируется Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". В соответствии с частью 6 его статьи 19 наделение органов муниципальной власти отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации, которые в обязательном порядке должны содержать: 1) вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями; 2) перечень прав и обязанностей органов местного самоуправления, а также прав и обязанностей органов государственной власти при осуществлении соответствующих полномочий; 3) способ (методику) расчета нормативов для определения общего объема субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации, включая региональные государственные минимальные социальные стандарты; 4) перечень подлежащих передаче в пользование и (или) управление либо в муниципальную собственность материальных средств, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых органам местного самоуправления, или порядок определения данного перечня; 5) порядок отчетности органов местного самоуправления об осуществлении переданных им отдельных государственных полномочий; 6) порядок осуществления органами государственной власти контроля за осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, и наименования органов, осуществляющих указанный контроль; 7) условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.
Согласно ч. 7 той же статьи положения законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, что законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление таких полномочий.
В связи с этим ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Таким образом, из анализа приведенных выше норм следует, что органам местного самоуправления могут быть делегированы отдельные государственные полномочия лишь при условии одновременного предоставления материальных ресурсов и финансовых средств на их реализацию.
Законом Курганской области от 5 октября 2007 года N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству", а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 года N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 года органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
По сообщению Финансового отдела Администрации Шадринского района Курганской области по состоянию на 26 сентября 2014 года в бюджете Шадринского района на текущий финансовый год не предусмотрено бюджетных ассигнований из областного бюджета на предоставление жилых помещений детям-сиротам. Ранее предусмотренные целевые средства бюджета Шадринского района на вышеперечисленные целевые направления расходов при уточнении расходов областного бюджета в марте 2014 года были закрыты. В связи с дефицитом бюджета Шадринского района произвести финансирование за счет бюджетных доходов бюджета на приобретение жилья Лукиных Е.С. не представляется возможным. Заявки на субвенцию по предоставлению жилья детям-сиротам от финансового отдела не подаются, так как финансовый отдел не является уполномоченным органом по данному вопросу. Факт недостаточности денежных средств, необходимых для обеспечения детей-сирот и лиц из их числа жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, подтвержден представленной в материалы дела справкой об отсутствии средств.
Поскольку законодатель субъекта, наделив органы местного самоуправления полномочиями по обеспечению жилыми помещениями упомянутой категории лиц, не обеспечил передачу им необходимых материальных и финансовых средств, судебная коллегия полагает обоснованным возложение на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления Лукиных Е.С. Администрацией Шадринского района жилого помещения.
Судебная коллегия также считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что заявленные требования по обеспечению финансирования мероприятий по приобретению администрацией муниципального образования жилого помещения Лукиных Е.С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем спор не подведомственен суду общей юрисдикции и не подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению мероприятий по финансированию предоставления жилого помещения истцу, суд первой инстанции руководствовался законодательством, регламентирующим вопросы дополнительных гарантий по социальной защите детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Таким образом, доводов, влекущих отмену судебного решения и опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что, разрешая спор, суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы материального права, выводы суда соответствуют требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела.
Руководствуясь ст.ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от 10 ноября 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Богданова О.Н.
Судьи: Безносова Е.И.
Ушакова И.Г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.