Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Варлакова В.В.,
судей: Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
при секретаре К.Т.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 марта 2015 года гражданское дело по иску прокурора "адрес" района в интересах С. к Администрации "адрес" района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения.,
по апелляционным жалобам Правительства Курганской области, Администрации "адрес" района Курганской области на решение "адрес" районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
Исковые требования прокурора "адрес" района в интересах С. к Администрации "адрес" района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения удовлетворить.
Обязать Администрацию "адрес" района Курганской области предоставить С., " ... " года рождения, отдельное благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, расположенное "адрес" Курганской области, соответствующее социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление Администрацией "адрес" района Курганской области благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда С. по договору найма специализированного жилого помещения, расположенного в "адрес" Курганской области, соответствующего социальным нормам и санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Заслушав доклад судьи Аврамовой Н.В. об обстоятельствах дела, по доводам апелляционных жалоб и возражений на апелляционные жалобы, пояснения представителя Администрации "адрес" района Курганской области по доверенности М., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., полагавшей решение суда законным и обоснованным, а доводы апелляционных жалоб несостоятельными, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор "адрес" района Курганской области в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обратился в суд в интересах С. с иском к Администрации "адрес" района Курганской области о возложении обязанности предоставить С. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, соответствующее санитарно-техническим требованиям, расположенное на территории р.п. "адрес" района Курганской области, площадью не менее " ... " кв.м., к Правительству Курганской области - о возложении обязанности профинансировать предоставление указанного жилья.
В обоснование исковых требований указывал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения жилищных прав лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в результате которой было установлено, что С. относится к указанной категории лиц, поскольку ее отец умер, мать лишена родительских прав в отношении дочери. Распоряжением Администрации "адрес" района Курганской области от " ... " N С. присвоен учетный номер регистрации "19" в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, нуждающихся в жилых помещениях. До настоящего времени жилье истцу не предоставлено.
В судебном заседании помощник прокурора "адрес" района Курганской области Л. на удовлетворении исковых требований настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец С. в судебное заседание не явилась, о дате и времени рассмотрения дела была извещена надлежаще, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.
Представитель ответчика Администрации "адрес" района Курганской области по доверенности Т. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, при этом не оспаривала право С. на получение благоустроенного жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений. Полагала, что Администрация "адрес" района Курганской области является ненадлежащим ответчиком, поскольку полномочия по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, являются государственными полномочиями. Органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти, а только несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств. В настоящее время Администрации "адрес" района Курганской области денежные средства на осуществление указанных полномочий не выделены.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание также не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве исковые требования не признавал, ссылаясь на то, что с 01.01.2013 из действующего жилищного законодательства исключено право указанной категории лиц на внеочередное предоставление жилых помещений. Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем именно они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, сектора по опеки и попечительству МОУО Администрации "адрес" района Курганской области по доверенности ФИО9К. в судебном заседании заявленные требования полагала обоснованными.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
"адрес" районным судом Курганской области постановлено вышеизложенное решение, не согласившись с которым Правительством Курганской области, а также Администрацией "адрес" района Курганской области поданы апелляционные жалобы.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований к Правительству Курганской области отказать. Указывает, что в соответствии с вступившими с 01.01.2013 изменениями в ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения С. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской "адрес", относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности Администрации "адрес" района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня, что ставит исполнение решения суда в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя. Также в тексте апелляционной жалобы содержится просьба о рассмотрении ее доводов судом апелляционной инстанции в отсутствие представителя Правительства Курганской области.
В апелляционной жалобе Администрация "адрес" района Курганской области просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных прокурором исковых требований в виду неправильного применения судом первой инстанции норм материального права. В обоснование жалобы указывает, что судом при принятии решения о возложении на Администрацию "адрес" района Курганской области обязанности по предоставлению жилого помещения С. не был применен закон, подлежащий применению, а именно: ст. 12 и ч. 2 ст. 132 Конституции Российской Федерации, а также ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Кроме того указывает, что ответственность органов местного самоуправления за осуществление отдельных государственных полномочий и следовательно условие возможности наступления гражданско-правовой ответственности по делам данной категории прямо установлена Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом. Поскольку судом в ходе рассмотрения дела было установлено, что Администрация "адрес" района Курганской области не располагает поступившими на исполнение государственных полномочий финансовыми средствами для приобретения жилого помещения С., по мнению апеллянта, у суда не имелось оснований для привлечения Администрации "адрес" района Курганской области в качестве ответчика и как следствие возложения на нее обязанности по предоставлению жилого помещения.
В возражениях на апелляционные жалобы прокурор "адрес" района Курганской области полагал доводы апелляционных жалоб несостоятельными, а решение суда законным и не подлежащим отмене.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Администрации "адрес" района Курганской области по доверенности М. доводы апелляционной жалобы поддержал, просил решение суда отменить.
Прокурор прокуратуры Курганской области Половникова А.А.
с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Истец С. представители ответчика, Правительства Курганской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Сектора опеки и попечительства МОУО Администрации "адрес" района Курганской области, Главного управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дате и времени рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.
Представитель Правительства Курганской области в адресованном суду апелляционной инстанции заявлении просил о рассмотрении дела по доводам апелляционной жалобы без его участия.
В соответствии со ст. ст. 167, 327, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в пределах доводов апелляционной жалобы в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав прокурора, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что истец С., " ... " года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать С. С.С.А. решением "адрес" районного суда Курганской области от " ... " лишена родительских прав в отношении дочери, отец С.В.И. умер " ... ".
Распоряжением Главы "адрес" сельсовета "адрес" района Курганской области N от " ... " С. поставлена на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.
По сведениям ГУП "Кургантехинвентаризация", Управления Росреестра по Курганской области С. собственником жилого помещения не значится. Прав на жилое помещение по договору социального найма (в качестве нанимателя, члена семьи нанимателя) С. не имеет.
Согласно справке МУ " "адрес" районный комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации "адрес" района" С., проживая на территории "адрес" района Курганской области, участия в приватизации не принимала, приватизированного жилья не имеет.
Распоряжением Администрации "адрес" района от " ... " N С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями.
До настоящего времени С. жилым помещением не обеспечена.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость С. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались участвующими в деле лицами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (ст. 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" ст. 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем, закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно ст. 1 указанного Федерального закона детьми-сиротами признаются лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель; детьми, оставшимися без попечения родителей - лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность истца к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
С. достигла совершеннолетия, является нуждающейся в жилом помещении, право на получение жилья не реализовала, в собственности жилого помещения не имеет, договор социального найма с ней не заключался, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 83) Администрацией "адрес" района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес" района, в который включена истец С.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения её жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах С. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу п.п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением "адрес" поселковой Думы от " ... " N норма предоставления жилых помещений муниципального жилого фонда в размере общей площади на одного чалена семьи составляет не менее " ... " кв.м.
В соответствии с п. 8 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем п. 44 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию "адрес" района Курганской области обязанность по предоставлению С. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенного жилого помещения, расположенного на территории "адрес" района Курганской области, соответствующего санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно ч. 3 ст. 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (ст. 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что Администрация "адрес" района Курганской области недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным как довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения, так и доводы апелляционной жалобы Администрации "адрес" района Курганской области о необоснованном привлечении к участию в деле в качестве ответчика с возложением обязанности по представлению жилого помещения.
Ссылки Правительства Курганской области в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции, не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
Доводы жалобы о рассмотрении судом в нарушении правил о подведомственности споров вопроса о межбюджетных отношениях несостоятельны, поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался, а предметом спора является соблюдение ответчиками установленных законом социальных гарантий детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.
Возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования " "адрес"", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья С., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления С. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения С. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия присутствуют.
Изложенный в жалобе довод о том, что суд, не конкретизировав и не установив исчерпывающего перечня мероприятий, обязательство по финансированию которых возложил на Правительство Курганской области, поставил исполнение своего решения в зависимость от усмотрения судебного пристава-исполнителя, также рассматривается судебной коллегией как несостоятельный, поскольку не подтвержден какими-либо надлежащими доказательствами.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, оснований не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
С учетом изложенного судебная коллегия не усматривает наличие предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" районного суда Курганской области от " ... " года оставить без изменения, апелляционные жалобы Правительства Курганской области, Администрации "адрес" района Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Варлаков В.В.
Судьи: Шарыпова Н.В.
Аврамова Н.В.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.