Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи-председательствующего Прасол Е.В.,
судей Голубь Е.С., Артамоновой С.Я.,
при секретаре судебного заседания Комлевой К.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 марта 2015 года гражданское дело по иску Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот Стучиловой И.А. к администрации Шадринского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилья и возложении обязанности по финансированию его предоставления,
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение Шадринского районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
"Исковые требования Шадринского межрайонного прокурора в интересах лица из числа детей-сирот Стучиловой И.А. удовлетворить.
Обязать Администрацию Шадринского района предоставить Стучиловой И.А. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории Шадринского района Курганской области, соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв. м.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление администрацией Шадринского района жилого помещения Стучиловой И.А.".
Заслушав доклад судьи областного суда Артамоновой С.Я., изложившей существо дела, пояснения прокурора отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе прокуратуры Курганской области Федоровской Н.М., полагавшей решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Шадринский межрайонный прокурор обратился в Шадринский районный суд Курганской области в интересах Стучиловой И.А., с иском к администрации Шадринского района Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения. В обоснование иска указав, что СтучиловаИ.А., " ... " года рождения, относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Мать Стучиловой И.А. - Стучилова Н.А. решением Шадринского районного суда Курганской области от " ... " лишена в отношении дочери родительских прав, в графе "отец" свидетельства о рождении стоит прочерк. В связи с тем, что несовершеннолетняя Стучилова И.А. осталась без попечения родителей постановлением администрации Погорельского сельсовета Шадринского района Курганской области от " ... " N над ней была установлена опека, опекуном назначена ее бабушка Стучилова В.В. При установлении опеки за Стучиловой И.А. было закреплено право пользования жилым помещением по месту ее регистрации по адресу: "адрес". После окончания обучения в общеобразовательной школе, Стучилова И.А. поступила в ФГБОУВПО"Шадринский государственный педагогический институт", в котором обучается по настоящее время. Постановлением администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N Стучилова И.А. поставлена на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, однако по достижении совершеннолетнего возраста жилье ей предоставлено не было и в настоящее время до сих пор она состоит на данном учете. Просил возложить на администрацию Шадринского района Курганской области обязанность предоставить Стучиловой И.А. по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение на территории Шадринского района Курганской области, площадью не менее 18 кв. м, соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиях, на Правительство Курганской области обязанность по финансированию предоставления жилья Стучиловой И.А.
В судебном заседании прокурор Половников И.Н. на исковых требованиях настаивал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Истец Стучилова И.А. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Шадринского района Курганской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на исковое заявление, в котором предъявленные к Правительству Курганской области требования полагал обоснованными, в остальной части разрешение спора оставил на усмотрение суда, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель ответчика Правительства Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия. В письменном отзыве указывал, что Правительство Курганской области не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку в соответствии с действующим законодательством государственные полномочия Курганской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления, в связи с чем, они несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных им отдельных государственных полномочий Курганской области по опеке и попечительству. Финансовое обеспечение переданных государственных полномочий осуществляется в рамках межбюджетных отношений между участниками бюджетных отношений, которыми являются бюджеты бюджетной системы Российской Федерации. Участие граждан в данных межбюджетных отношениях не предусмотрено действующим законодательством. Полагал, что обязанность по обеспечению истца по месту жительства жилым помещением должна быть возложена на орган местного самоуправления, требования истца о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию представления жилья неправомерны. Кроме того, в нарушение статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в исковом заявлении не указана сумма финансирования, в случае удовлетворения указанного требования в том виде, в каком оно заявлено, такое судебное постановление в соответствии со статьей 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации будет неисполнимо.
Представитель Управления народного образования администрации Шадринского района Курганской области Мишарина Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала, пояснив, что истец действительно нуждается в получении жилого помещения и в установленном порядке поставлена на учет на получение жилья, жильем до настоящего времени не обеспечена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Главного Управления образования Курганской области в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Финансового управления Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания своевременно и надлежащим образом был извещен, в письменном отзыве привел доводы, аналогичные доводам Правительства Курганской области.
Шадринским районным судом Курганской области 25 декабря 2014 г. постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе Правительство Курганской области просит решение суда отменить, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что в соответствии со вступившими с 1 января 2013 г. изменениями в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставления жилья категории лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Полагает, что исковые требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения истцу затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку разрешение данного спора не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Указывает, что истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела. Вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования. Считает, что суд неправомерно поставил исполнение обязанности администрации Шадринского района Курганской области по предоставлению истцу жилья в зависимость от наличия соответствующего финансирования, поскольку фактически обязал Правительство Курганской области обеспечить финансирование мероприятий по предоставлению в собственность муниципального образования жилого помещения, не конкретизируя и не устанавливая их исчерпывающего перечня.
В возражениях на апелляционную жалобу прокурор, участвовавший в деле, Половников И.Н. выразил несогласие с доводами жалобы, полагал, что они являются необоснованными и неподлежащими удовлетворению, просил решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции прокурор Федоровская Н.М. с доводами апелляционной жалобы не согласилась, просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, уважительных причин отсутствия суду не представили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем, руководствуясь статьями 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы и возражения (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия областного суда не находит оснований для отмены судебного решения
Из материалов дела усматривается, что Стучилова И.А., " ... " года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 г. N 159 "Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Решением Шадринского районного суда Курганской области от " ... " мать Стучиловой И.А. - Парфенова (Стучилова) Н.А. лишена родительских прав в отношении дочери, в графе "отец" свидетельства о рождении стоит прочерк.
Постановлением главы Погорельского сельсовета от " ... " N над несовершеннолетней Стучиловой И.А. учреждена опека, опекуном назначена ее бабушка Стучилова В.В. При установлении опеки за Стучиловой И.А. было сохранено право пользования жилой площадью по адресу: "адрес" (постановление администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N N).
Постановлением администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N постановление администрации Шадринского района от " ... " N "О сохранении права пользования жилой площадью по адресу: "адрес" за несовершеннолетней Стучиловой И.А." отменено, в связи с неправомерным закреплением жилой площади.
Согласно паспортным данным Стучилова И.А. с " ... " по настоящее время зарегистрирована по указанному адресу, жилое помещение, на основании договора передачи " ... " доли дома в собственность граждан от " ... ", зарегистрированного администрацией Погорельского сельсовета Шадринского района Курганской области от " ... " N и в реестровой книге Шадринского межрайонного предприятия технической инвентаризации " ... " N N, с учетом договора об установлении долей от " ... " по " ... " доле принадлежало Стучилову А.Н., Стучиловой В.В., Стучилову В.А., Парфеновой Н.А.
В Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены сведения о регистрации за Стучиловой В.В. права общей долевой собственности на указанное жилое помещение в " ... " доле, за Стучиловым В.А. - " ... " (выписка из ЕГРП от " ... " N N).
Постановлением главы администрации Шадринского района Курганской области от " ... " N Стучилова И.А. была включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, подлежащих обеспечению специализированными жилыми помещениями, ей присвоен учетный номер N 68.
" ... " Стучилова И.А. окончила МОУ " "адрес" средняя общеобразовательная школа Шадринского района Курганской области", о чем в материалы дела представлен аттестат о среднем (полном) общем образовании серии "адрес"., является студентом " ... " курса очной формы обучения ФГБОУ ВПО " "адрес" государственный педагогический институт".
Стучилова И.А. в собственности и по договору социального найма жилья не имеет, что подтверждается справками Шадринского отделения Курганского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" от " ... "г. N N, Шадринского районного отдела ГУП Курганской области "Кургантехинвентаризация" от " ... " N N а также уведомлением об отсутствии запрашиваемых сведений в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
До настоящего времени жилое помещение Стучиловой И.А. не предоставлено. Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость СтучиловойИ.А. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом "Одополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
Таким образом, с учетом изложенных обстоятельств и вышеуказанных норм закона суд первой инстанции правильно установил, что Стучилова И.А. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 г. N159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29февраля2012г.) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Таким образом, жилые помещения, предназначенные для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляются указанным категориям граждан при их нуждаемости в жилом помещении.
В соответствии с пунктом 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31декабря 2004 г. N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26 декабря 2012 г.) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Стучилова И.А. является нуждающейся в жилом помещении, состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении в администрации Шадринского района Курганской области, в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, жильем не обеспечена.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и пункту 49 статьи3 Закона Курганской области от 5 октября 2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от26 декабря 2012 г. N 83) администрацией Шадринского района Курганской области сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями, в который включена Стучилова И.А.
Таким образом, истец соответствует всем условиям для обеспечения ее жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Стучиловой И.А. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21декабря1996г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
В соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления.
Решением "адрес" районной Думы от " ... " N "Овнесении изменений в решение "адрес" районной Думы от " ... " N "Об установлении нормы предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории "адрес"" установлена норма предоставления площади жилого помещения детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договору социального найма на территории "адрес" в размере не менее " ... ". м общей площади жилого помещения.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21декабря1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пунктом 44 статьи 3 Закона Курганской области от 5октября2007 г. N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 3 декабря 2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на администрацию Шадринского района обязанность по предоставлению Стучиловой И.А. жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений, расположенное на территории Шадринского района Курганской области в пределах нормы предоставления - не менее 18 кв. м общей площади, благоустроенного, применительно к условиям данного населенного пункта.
Также судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным в соответствии с настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24 декабря 2012 г. N659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку суд первой инстанции при разрешении спора установил, что администрация Шадринского района недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения.
Судебная коллегия считает также несостоятельным доводы апелляционной жалобы Правительства Курганской области о том, что требования об обеспечении финансирования мероприятий по приобретению жилого помещения Стучиловой И.А. затрагивают межбюджетные отношения, в связи с чем, неподведомственны суду общей юрисдикции и не подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, по следующим основаниям.
Процедура исполнения судебных постановлений по гражданским делам представляет собой последнюю, завершающую стадию гражданского судопроизводства, которой оканчивается процесс судебного разбирательства.
Правовая позиция, рассматривающая, в смысле пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, производство по исполнению судебных постановлений в качестве самостоятельной и неотъемлемой части судебного разбирательства, неоднократно высказывалась в решениях Европейского Суда по правам человека, юрисдикция которого по вопросам толкования и применения указанной Конвенции и протоколов к ней признается Российской Федерацией как участником данной Конвенции.
В пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации" с учетом положения пункта 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод разъяснено, что исполнение судебного решения рассматривается как составляющая судебного разбирательства.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у муниципального образования, суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Стучиловой И.А., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Поскольку предметом настоящего спора является соблюдение ответчиками социальных гарантий детей-сирот, установленных законом, судебная коллегия находит несостоятельными доводы жалобы о рассмотрении судом вопроса о межбюджетных отношениях, поскольку судом первой инстанции данный вопрос не разрешался.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Стучиловой И.А. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения Стучиловой И.А. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеют место быть.
С учетом изложенного судебная коллегия полагает, что предусмотренных статьей 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы апелляционной жалобы не могут являться основаниями к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, не соглашаться с которой у суда апелляционной инстанции оснований не имеется.
Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Шадринского районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий Е.В.Прасол
Судьи: Е.С.Голубь
С.Я.Артамонова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.