Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:
судьи - председательствующего Варлакова В.В.,
судей Шарыповой Н.В., Аврамовой Н.В.,
с участием прокурора Половниковой А.А.,
при секретаре судебного заседания К.Т.А,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 12 марта 2015 года гражданское дело по исковому заявлению "адрес" межрайонного прокурора в интересах Т. к Администрации "адрес" Курганской области, Правительству Курганской области о предоставлении жилого помещения, возложении обязанности финансирования предоставления жилого помещения
по апелляционной жалобе Правительства Курганской области на решение "адрес" районного суда Курганской области от " ... ", которым постановлено:
исковые требования "адрес" межрайонного прокурора в интересах Т. к Администрации "адрес" Курганской области и Правительству Курганской области о предоставлении жилья удовлетворить.
Обязать Администрацию "адрес" Курганской области предоставить Т., " ... " года рождения по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение на территории "адрес" Курганской области, общей площадью не менее " ... " квадратных метров соответствующее санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Обязать Правительство Курганской области профинансировать предоставление жилого помещения Т..
Заслушав доклад судьи областного суда Шарыповой Н.В. об обстоятельствах дела, мнение прокурора прокуратуры Курганской области Половниковой А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
"адрес" межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Т. с иском к Администрации "адрес" Курганской области о возложении обязанности предоставить жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в виде благоустроенного жилого помещения на территории "адрес" Курганской области общей площадью не менее " ... " кв.м., соответствующего санитарно-эпидемиологическим требованиям. Истец просил суд обязать Правительство Курганской области профинансировать мероприятия по предоставлению жилого помещения для Т.
В обоснование исковых требований указывал, что Шадринской межрайонной прокуратурой была проведена проверка соблюдения федерального законодательства в части предоставления лицу из числа детей-сирот и из числа детей, оставшихся без попечения родителей, Т. жилого помещения по договору специализированного найма. В результате проведенной проверки установлено, что истец относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее мать умерла, отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.
В связи с отсутствием родительского попечения на основании распоряжения Администрации "адрес" сельсовета "адрес" района несовершеннолетней был назначен опекун Т.Ф. (бабушка). Постановлением Администрации "адрес" района Курганской области истец была направлена в "адрес" детский дом "адрес" района Курганской области. По окончании в " ... " года средней школы поступила на обучение в ГБОУ НПО "Профессиональное училище N", которое окончила в " ... " г.
Истец включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории "адрес". До настоящего времени жилое помещение Т. не предоставлено. Прокурор полагал, что в соответствии с действующим законодательством, учитывая социальный статус истца, нуждаемость в жилом помещении, она имеет право на предоставлениежилья по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее нормы предоставления и отвечающего санитарно-техническим нормам.
В судебном заседании представитель истца помощник "адрес" межрайонного прокурора Т.Д. на удовлетворении исковых требований настаивал.
Истец Т. в судебное заседание не явилась, о дне слушания дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки суд не уведомила.
Представитель ответчика Администрации "адрес" участия в судебном заседании не принимал, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, в письменных возражениях просил рассмотреть дело в его отсутствие.
В судебное заседание не явился представитель ответчика Правительства Курганской области, будучи извещенным о дне слушания дела, просил рассмотреть дело без его участия. В возражениях на исковое заявление указал на исключение права внеочередного предоставления жилых помещений детям-сиротам и лицам из числа детей-сирот, а также об отсутствии у суда общей юрисдикции полномочий на рассмотрение спора, касающегося межбюджетных отношений.
Представители третьих лиц Главного Управления образования Курганской области, Финансового управления Курганской области, финансового отдела Администрации "адрес" Курганской области по вызову суда не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом, представлены заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В судебном заседании представитель третьего лица отдела опеки и попечительства Отдела образования Администрации "адрес" по доверенности Ш. поддержала доводы искового заявления.
"адрес" районным судом Курганской области постановлено изложенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель Правительства Курганской области просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении искового заявления.
В обоснование жалобы указывает, что в соответствии со вступившими с 01.01.2013 изменениями в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации исключен внеочередной порядок предоставленияжильякатегории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилые помещения подлежат предоставлению в порядке, установленном субъектом Российской Федерации. Решение суда не содержит указания на порядок предоставления истцу жилых помещений, следовательно, предоставление жилых помещений по решению суда будет являться нарушением действующего законодательства и прав других детей-сирот, включенных в ранее сформированный список, у которых также в соответствии с действующим законодательством возникло право на получение жилого помещения.
Полагает, что суд, возлагая обязанность на Правительство Курганской области по обеспечению финансирования мероприятий на приобретение благоустроенного жилого помещения истцу, не учитывает, что указанное требование прокурора не подлежало разбирательству в данном споре, так как затрагивает межбюджетные отношения, и как следствие, разрешение данного вопроса не относится к компетенции судов общей юрисдикции. Оспаривает вывод суда первой инстанции о том, что органам местного самоуправления предоставлено недостаточное финансирование для целей предоставленияжильядетям-сиротам, поскольку суд неправомерно поставил исполнение обязанности по предоставлениюжильяв зависимость от наличия соответствующего финансирования. Истец не является участником межбюджетных отношений, поэтому определение источников финансирования для обеспечения исполнения судебного решения не является обстоятельством, имеющим значение для дела.
Обращает внимание, что вопросы достаточности сумм, подлежащих выделению из бюджета Курганской области, относятся к компетенции законодательных органов, устанавливающих объем финансирования на конкретные цели и источники финансирования.
Считает, что у суда не имелось оснований для возложения на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления жилья истцу.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительства Курганской области прокурор "адрес" межрайонной прокуратуры полагал необоснованными изложенные в ней доводы, просил оставить решение суда без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор прокуратуры Курганской области Половникова А.А. поддержала доводы возражений на апелляционную жалобу, полагая решение суда законным и обоснованным.
Участвующие в деле лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика Правительства Курганской области в письменном ходатайстве просил рассмотреть дело в его отсутствие. Иные участвующие в деле лица о причине неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия, с учетом мнения прокурора, находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Судебная коллегия областного суда, проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.
Из материалов дела усматривается, что Т., " ... " года рождения, имеет статус лица, на которого распространяются гарантии, предусмотренные Федеральным законом N 159 от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Мать Т. - Т.И. умерла " ... ", представлено свидетельство о смерти.
Отец истца - Т.А. записан со слов матери, что подтверждено справкой о рождении отдела ЗАГС Администрации "адрес" района Курганской области.
Распоряжением главы Администрации "адрес" сельсовета "адрес" района Курганской области от " ... " N Т. назначен опекун Т.Ф. (бабушка).
Постановлением Администрации "адрес" района Курганской области от " ... " N Т. определена в детское государственное учреждение. За несовершеннолетней закреплено право на жилье бабушки в с. "адрес" на период нахождения несовершеннолетней в детском государственном учреждении. Распоряжением Администрации "адрес" сельсовета "адрес" района Курганской области от " ... " Nр ранее принятое распоряжение от " ... " N "О закреплении жилплощади за несовершеннолетней Т." признано утратившим силу.
По данным уведомления Управления Росресеестра по Курганской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности Т. недвижимого имущества не имеется.
Постановлением Администрации "адрес" Курганской области N от " ... " Т. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей под N 112.
Согласно свидетельству об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида серии N Т. проходила обучение в ГС (К)ОУ " " ... "", которое окончила в " ... " году.
Указанные обстоятельства, в том числе нуждаемость Т. в жилом помещении, подтверждаются представленными в дело письменными доказательствами и по существу не оспаривались сторонами в ходе судебного разбирательства.
Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище (статья 40). Тем самым разрешение вопроса об определении круга лиц, имеющих право на бесплатное предоставление жилого помещения, отнесено к компетенции законодателя.
Пунктами "ж", "к" статьи 72 Конституции Российской Федерации защита семьи и детства, социальная защита и жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в том числе обеспечение жильем закреплены Федеральным законом от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".
Согласно статье 1 указанного Федерального закона детьми, оставшимися без попечения родителей, являются лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи лишением их родительских прав. Лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
С учетом обстоятельств дела и на основании приведенной нормы закона суд первой инстанции верно установил принадлежность Т. к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции от 29.02.2012) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
В силу пункта 2 статьи 6 Закона Курганской области от 31.12.2004 N 6 "О дополнительных видах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о порядке и размере выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством), в приемной семье" (в редакции от 26.12.2012) порядок предоставления жилых помещений детям-сиротами детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область, определяется Правительством Курганской области в соответствии с федеральным законодательством.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшимся без попечения родителей" утвержден Порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является Курганская область (приложение N 2).
Пунктом 3 названного Порядка установлено, что при достижении детьми-сиротами возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, исполняющий переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству (далее - орган местного самоуправления), принимает решение о предоставлении жилого помещения жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения ребенку-сироте, лицу из числа детей-сирот, проживающему на территории данного муниципального образования Курганской области и состоящему в списке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями.
Таким образом, анализ вышеприведенных норм позволяет сделать вывод, что федеральное законодательство и законодательство Курганской области предусматривают обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии следующих условий: достижение лицами указанной категории совершеннолетия (если от них нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области.
Т. является нуждающейся в жилом помещении, право на получение жилья не реализовала, в собственности жилого помещения не имеет, договор социального найма с ней не заключался, состоит на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения.
В соответствии с переданными муниципальному образованию государственными полномочиями по опеке и попечительству и п. 49 ст. 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" (в редакции Закона Курганской области от 26.12.2012 N 83) Администрацией "адрес" сформирован список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями по договору найма специализированного жилого помещения на территории "адрес", в который включена истец Т.
Таким образом, истец соответствует всем требованиям для обеспечения жилым помещением на условиях договора найма специализированного жилого помещения, в связи с чем вывод суда первой инстанции об обоснованности заявленных прокурором в интересах Т. требований о предоставлении ей как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения соответствует имеющимся в деле доказательствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
По смыслу пунктов 1 и 7 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" жилое помещение предоставляется гражданам указанной категории безвозмездно и однократно. Оно должно предоставляться на территории населенного пункта по месту жительства лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта и соответствовать норме предоставления жилого помещения, применяемой для договоров социального найма.
Решением "адрес" районной Думы N от " ... " норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в муниципальном жилом фонде "адрес" района определена в размере не менее " ... " кв.м. общей площади жилого помещения на одного человека.
В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем, пункт 44 статьи 3 Закона Курганской области от 05.10.2007 N 288 "О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Курганской области отдельными государственными полномочиями Курганской области по опеке и попечительству" предусмотрено наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями специализированного жилищного фонда. Данным законом, а также Законом Курганской области от 03.12.2013 N 88 "Об областном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" предусмотрено выделение субвенций в 2014 году органам местного самоуправления на обеспечение жилыми помещениями граждан категории "дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей".
С учетом приведенных выше норм, суд первой инстанции правомерно возложил на Администрацию "адрес" обязанность по предоставлению Т. по договору найма специализированных жилых помещений благоустроенное жилое помещение, расположенное на территории "адрес", соответствующее санитарно-техническим требованиям, общей площадью не менее " ... " кв.м.
Также, судебная коллегия находит правильным вывод суда о возложении на Правительство Курганской области обязанности по финансированию предоставления истцу жилого помещения.
Так, в соответствии со статьей 19 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочия органов местного самоуправления, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, по вопросам, не отнесенным настоящим Федеральным законом к вопросам местного значения, являются отдельными государственными полномочиями, передаваемыми для осуществления органам местного самоуправления.
Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации осуществляется законами субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
Бюджетный кодекс Российской Федерации (статья 86) устанавливает, что расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации. Такой порядок является обязательным во всех случаях.
Постановлением Правительства Курганской области от 24.12.2012 N 659 "Об отдельных вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" утвержден порядок, в соответствии с которым дети-сироты подлежат обеспечению жилыми помещениями, и согласно которому органом, исполняющим переданные государственные полномочия Курганской области по опеке и попечительству, является орган местного самоуправления муниципального района или городского округа Курганской области, на который данным актом возложены, в том числе обязанности по предоставлению вышеперечисленной категории граждан жилых помещений по договору специализированного (в последующем - социального) найма.
Таким образом, расходные обязательства, связанные с предоставлением жилья детям-сиротам на условиях специализированного найма и возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему государственных полномочий, должны исполняться, с одной стороны, за счет субвенций, специально предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации, с другой - лишь в пределах материальных средств, передаваемых органам местного самоуправления, а в случае недостаточного финансирования органов местного самоуправления со стороны органов государственной власти субъекта Российской Федерации, на последних должна быть возложена обязанность по финансированию расходов по предоставлению жилых помещений.
Поскольку при разрешении спора установлено, что Администрация "адрес" недостаточно профинансирована субъектом Российской Федерации на цели осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, он правомерно возложил на Правительство Курганской области, как на субъект, расходным обязательством которого является обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории, обязанность по покрытию расходов органа местного самоуправления в связи с предоставлением истцу жилого помещения. Ответчиком не представлено доказательств, подтверждающих достаточность финансирования Администрации "адрес" Курганской области для целей приобретения жилья указанной категории граждан.
По изложенным основаниям судебная коллегия считает несостоятельным довод апелляционной жалобы Правительства Курганской области о необоснованном возложении на него обязанности по финансированию предоставляемого истцу жилого помещения.
Ссылки ответчика в апелляционной жалобе на разрешение судом вопроса, не отнесенного к подведомственности суда общей юрисдикции (касающегося финансирования мероприятий по предоставлению жилья истцу), не могут быть признаны убедительными по следующим основаниям.
В данном случае речь идет не о межбюджетных отношениях, а о социальных гарантиях детей-сирот и лиц из их числа на предоставление им жилого помещения.
Таким образом, возлагая на Правительство Курганской области обязанность по обеспечению финансирования предоставления жилого помещения истцу, принимая во внимание отсутствие специализированного жилищного фонда и достаточных собственных средств у Администрации "адрес", суд исходил из необходимости обеспечить реальную возможность исполнения в разумные сроки принимаемого им решения о предоставлении жилья Т., не вторгаясь при этом в межбюджетные отношения между ответчиками.
Довод апелляционной жалобы об отсутствии нормативного основания для внеочередного предоставления Т. жилого помещения также несостоятелен и не может быть принят во внимание судебной коллегией, поскольку оспариваемое решение суда не содержит вывода о внеочередном предоставлении жилого помещения для истца. Право истца на предоставление жилого помещения связано исключительно с наличием приведенных выше условий, а именно: достижение совершеннолетия (если от лица нет заявления об обеспечении жилым помещением в иные сроки); включение в списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению специализированными жилыми помещениями на территории Курганской области. В рассматриваемом случае все условия имеются.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты в качестве основания к отмене судебного решения, поскольку не опровергают выводов суда, а повторяют правовую позицию ответчика, выраженную им в отзыве на исковое заявление, тщательно исследованную судом и нашедшую верное отражение и правильную оценку в решении суда, с которой суд апелляционной инстанции соглашается.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение "адрес" районного суда Курганской области от " ... " оставить без изменения, апелляционную жалобу Правительства Курганской области - без удовлетворения.
Судья-председательствующий В.В. Варлаков
Судьи Н.В. Шарыпова
Н.В. Аврамова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.