Судья Верховного Суда Республики Марий Эл Салихова Э.И.,
при секретаре Кирилловой М.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу Сотнурской сельской администрации на постановление и.о. начальника ОГИБДД МО МВД "Волжский" от 29 декабря 2014 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сотнурской сельской администрации,
УСТАНОВИЛА:
постановлением и.о. начальника ОГИБДД МО МВД "Волжский" Захарова А.В. от 29 декабря 2014 года Сотнурская сельская администрация признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере " ... " рублей.
Решением судьи Волжского городского суда Республики " ... " должностного лица административного органа оставлено без изменения.
В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Марий Эл, Сотнурская сельская администрация просит отменить постановления, вынесенные в отношении нее по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 КоАП РФ, ссылаясь на то, что привлечена к административной ответственности при отсутствии доказательств вины юридического лица.
Лица, участвующие в деле, на рассмотрение жалобы не явились, были извещены о месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив доводы жалобы, материалы жалобного производства и дела об административном правонарушении по статье 12.32 КоАП РФ в отношении Сотнурской сельской администрации, дела об административном правонарушении по части 3 статьи 12.8 КоАП РФ в отношении " ... ", прихожу к следующим выводам.
Как усматривается из представленных материалов дела, 29 декабря 2014 года должностным лицом ГИБДД в отношении Сотнурской сельской администрации был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 КоАП РФ.
Согласно данному протоколу 00.00.00 в " ... " часов по адресу: " ... ", ... , Сотнурская сельская администрация, являясь юридическим лицом, в нарушение требований пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, допустила к управлению транспортным средством " ... ", государственный регистрационный знак " ... ", " ... ", не имеющего права управления транспортными средствами и находящегося в состоянии алкогольного опьянения.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения должностным лицом административного органа в отношении Сотнурской сельской администрации постановления о назначении административного наказания по статье 12.32 КоАП РФ.
Судьей районного суда данное постановление было оставлено без изменения.
С такими решениями согласиться нельзя по следующим основаниям.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП РФ).
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Пунктом 2 статьи 20 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" установлен запрет юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям допускать к управлению транспортными средствами водителей, не имеющих российских национальных водительских удостоверений, подтверждающих право на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий.
В силу пункта 12 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, должностным и иным лицам, ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, запрещается допускать к управлению транспортными средствами водителей, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения, не имеющих страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в случаях, когда обязанность по страхованию своей гражданской ответственности установлена федеральным законом, или лиц, не имеющих права управления транспортным средством данной категории или подкатегории.
В соответствии со статьей 12.32 КоАП РФ допуск к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения либо не имеющего права управления транспортным средством, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств, в размере двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Из обжалуемых постановления должностного лица административного органа и судебного решения усматривается, что вывод о совершении Сотнурской сельской администрацией административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, основан на установлении фактов того, что ею, как владельцем транспортного средства, не приняты все зависящие меры для недопущения к управлению транспортным средством лица, находящегося в состоянии алкогольного опьянения, не имеющего права управления транспортными средствами, не состоящего в трудовых отношениях с Сотнурской сельской администрацией.
Между тем, для привлечения юридического лица к административной ответственности по статье 12.32 КоАП РФ административный орган обязан доказать факт управления транспортным средством лицом, не имеющим на это права либо находящимся в состоянии опьянения, а также тот факт, что данное лицо управляло транспортным средством по поручению организации (во исполнение трудовых обязанностей) и, таким образом, организация допустила к управлению транспортным средством лицо без надлежащей проверки его прав и его состояния.
Объективная сторона правонарушения выражается в допуске к управлению транспортным средством водителя, находящегося в состоянии опьянения, и допуске к управлению транспортным средством водителя, не имеющего права управления транспортным средством.
Под допуском понимается разрешение должностного лица, ответственного за техническое состояние транспортного средства, на выполнение водителем функций по управлению транспортным средством.
Таким образом, состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, образуется в случае разрешения на выполнение функций по управлению транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения либо водителем, не имеющим права управления транспортным средством.
Как следует из административного материала и материалов жалобного производства, Сотнурская сельская администрация является владельцем транспортного средства - " ... ", государственный регистрационный знак " ... ". 00.00.00 в " ... " часов по адресу: " ... ", ... , сотрудниками ДПС ОГИБДД МО МВД России "Волжский" была остановлена указанная автомашина под управлением " ... "., находившегося в состоянии алкогольного опьянения и не имеющего права управления транспортными средствами. В ходе рассмотрения дела было установлено, что " ... ". в трудовых правоотношениях с Сотнурской сельской администрацией не состоит. Служебный автомобиль находился во дворе дома, в котором проживает глава сельской администрации " ... ", которому " ... ". приходится родственником. Согласно объяснениям " ... ". и самого " ... " он завладел указанным автомобилем самовольно, воспользовавшись тем, что ключи от автомобиля находились в доступном для него месте. Сам " ... ". на момент завладения " ... ". автомобилем спал дома.
На основании вышеизложенного полагаю, что в рассматриваемом случае в действиях Сотнурской сельской администрации отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ, поскольку в трудовых отношениях " ... ". с данным юридическим лицом не состоит, соответственно, факта допуска его к управлению транспортным средством быть не могло. Эксплуатация " ... ". транспортного средства, принадлежащего Сотнурской сельской администрации, не свидетельствует о несоблюдении юридическим лицом требований законодательства по допуску к управлению транспортным средством. Самовольная эксплуатация " ... " автомобиля не может расцениваться в качестве его допуска юридическим лицом к управлению транспортным средством. Неисполнение Сотнурской сельской администрацией требований закона в части обеспечения условий для стоянки служебного автомобиля и контроля за его сохранностью не указывает на совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 12.32 КоАП РФ.
Таким образом, постановление и.о. начальника ОГИБДД МО МВД "Волжский" от 29 декабря 2014 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2015 года в отношении Сотнурской сельской администрации подлежат отмене.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении, в связи с чем считаю необходимым производство по делу прекратить по указанному основанию.
Руководствуясь статьями 30.6, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
РЕШИЛА:
жалобу Сотнурской сельской администрации удовлетворить.
Постановление и.о. начальника ОГИБДД МО МВД "Волжский" от 29 декабря 2014 года и решение судьи Волжского городского суда Республики Марий Эл от 6 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сотнурской сельской администрации отменить, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Сотнурской сельской администрации прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу немедленно после его вынесения.
Судья Э.И. Салихова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.